Вернуться к списку журналов

Минкомсвязь разработала типовые условия контрактов на создание программ для ЭВМ

Автор: Комиссарова Т., эксперт журнала

Для осуществления закупок федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Минкомсвязь подготовила проект приказа об утверждении типовых условий контракта на выполнение работ по созданию (развитию) программ для электронных вычислительных машин и программной документации к ним (документ размещен по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=84000). Ознакомим предприятия связи с этим проектом.

 

Пара слов о типовых контрактах.

 

Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606. Типовые контракты и условия содержат обязательные положения, предусмотренные законодательством о контрактной системе.

Типовые контракты (типовые условия) состоят из двух частей:

1) постоянная часть, не подлежащая изменению при применении в конкретной закупке;

2) переменная часть, предусматривающая возможность:

  • выбора одного или нескольких вариантов условий из предлагаемого исчерпывающего перечня вариантов условий, определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов;
  • внесения информации об условиях конкретной закупки, содержании таких условий и порядке определения такого содержания.

Утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению

 

при подготовке извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом

 

 

 

при подготовке проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок

 

 

 

при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:

  • коды закупаемых товаров, работ, услуг по ОКПД2 (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Соответственно, если коды закупаемых товаров, работ или услуг присутствуют в информационной карте типового контракта и начальная цена контракта укладывается в диапазон, обозначенный в ней, контракт будет заключаться по типовой форме. Предприятие связи вполне может заблаговременно изучить условия контракта и участвовать в закупках осознано.

 

К сведению:

Типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями, указанными в информационной карте (пп. «а» п. 18 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов). Кроме того, контракты могут заключаться по форме, установленной заказчиком в документации, в случае осуществления закупок согласно п. 2, 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ[1].

 

Об условиях типового контракта, разработанного Минкомсвязью.

 

Статьей 34 Закона № 44‑ФЗ определены условия, обязательные для включения в государственный или муниципальный контракт. Кроме того, стоит помнить, что в контракт включаются условия, соответствующие обязательным условиям, указанным в ГК РФ для данного вида договоров. Например, если заказчик планирует заключить контракт на оказание услуг связи, в контракте помимо условий, предусмотренных ст. 34 Закона № 44‑ФЗ, должны быть и условия, предусмотренные гл. 39 ГК РФ.

Минкомсвязь разработала типовой контракт на выполнение работ по созданию (развитию) программ для электронных вычислительных машин и программной документации к ним. Рассмотрим, какие условия, по мнению ведомства, должны включать контракты о выполнении работ, в результате которых должны быть созданы (модернизированы) программы для электронных вычислительных машин и программная документация к ним.

 

Постоянная часть.

 

В этой части должны указываться:

  • условия о предмете контракта (договора);
  • наименования, виды работ, требования, предъявляемые к выполнению работ, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики, особые условия выполнения работ, место выполнения работ, требования к результатам, требования к отчетной документации и другие условия исполнения контракта (договора), определенные в техническом задании;
  • срок выполнения работ;
  • условие о том, что изменение существенных условий контракта (договора) при его исполнении не допускается (исключение – изменение по соглашению сторон в случаях, предусмотренных контрактом (договором) и ст. 95 Закона № 44‑ФЗ);
  • стоимость (цена) работ по контракту (договору) с уточнением, что цена является твердой и определяется на весь срок контракта, а также включает в себя все издержки и расходы исполнителя;
  • условия об обязанностях исполнителя;
  • условия об ответственности заказчика и исполнителя;
  • условия о гарантии качества;
  • условия о сроке действия, изменения и расторжения контракта (договора);
  • условия об урегулировании споров и разногласий;
  • правила приемки работ по контракту (договору).

Остановимся на обязанностях исполнителя.

Во-первых, разработчик программ и документации к ним должен уведомлять заказчика о каждом полученном при выполнении контракта (договора) результате интеллектуальной деятельности, в том числе способном к правовой охране в соответствии с положениями ГК РФ.

Во-вторых, исполнитель по контракту должен гарантировать, что использование результатов работ заказчиком не будет нарушать права и законные интересы третьих лиц. При этом если заказчику будут предъявлены претензии по нарушению заказчиком интеллектуальных прав третьих лиц при использовании результатов работ, исполнитель должен будет возместить заказчику все убытки, причиненные в связи с предъявлением такой претензии.

 

К сведению:

По согласованию с заказчиком исполнитель сможет выполнить работы, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с теми, которые указаны в техническом задании.

 

В-третьих, исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию о ходе исполнения обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (договора). При этом к установленному сроку результаты выполнения работ должны быть сданы заказчику.

Отдельно хотелось бы сказать и про условия об ответственности. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены правила определения размера штрафа и пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту. Минкомсвязь предлагает несколько иные размеры штрафов. Полагаем, что они включены в типовые условия на основании ранее действовавших правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, и будут скорректированы в соответствии с действующими правилами при утверждении документа.

Для наглядности размер ответственности за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств представим в таблице:

Сумма контракта

По новым правилам

По проекту Минкомсвязи

Не превышает 3 млн руб.

1 000 руб.

2,5 % цены контракта (договора)

От 3 до 50 млн руб.

5 000 руб.

2 % цены контракта (договора)

От 50 до 100 млн руб.

10 000 руб.

1,5 % цены контракта (договора)

Превышает 100 млн руб.

100 000 руб.

0,5 % цены контракта (договора)

Также определены размеры штрафов для исполнителя. Они являются фиксированными:

  • 10 % цены контракта, если цена контракта не превышает
    3 млн руб.;
  • 5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн руб.;
  • 1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн руб.;
  • 0,5 % цены контракта, если цена контракта превышает 100 млн руб.

Отметим, что согласно типовому контракту при расчете пеней должна использоваться ставка рефинансирования. Однако с 01.07.2018 в Законе № 44‑ФЗ произошли изменения, и вместо ставки рефинансирования заказчик и поставщик должны применять ключевую ставку ЦБ РФ. По нашему мнению, это положение вступает в противоречие с действующим законодательством.

 

К сведению:

Контракт (договор) должен включать также условия, предусмотренные извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (договор).

 

Переменная часть.

 

В проекте Минкомсвязи предложены различные формулировки некоторых условий контракта. Например, при формировании условий авансирования имеются следующие варианты:

 

Заказчик в течение ____ календарных дней с ____ производит авансовый платеж по безналичному расчету в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, что составляет __________ процентов от __________________.

Расчеты с Исполнителем осуществляются с учетом произведенного авансового платежа и в пределах цены выполненных Работ в течение _______ календарных дней с подписания Сторонами акта сдачи-приемки работ (этапа работ).

 

или:

 

Заказчик в течение ______ календарных дней с даты заключения Контракта (Договора) (если работы выполняются в один этап) или с даты отдельного этапа исполнения Контракта (Договора) (если работы выполняются в несколько этапов) производит авансовый платеж текущего года по безналичному расчету _________ (сумма прописью) процентов от __________________.

 

Для раздела контракта (договора) «Права и обязанности Заказчика и Исполнителя, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности» ведомство предложило два варианта:

 

N.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках Контракта (Договора), принадлежат Исполнителю.

N.2. В случае если Исполнитель в соответствии с пунктом N.1 Контракта (Договора) в течение шести месяцев после окончания Работ не обеспечил закрепление исключительных прав на результаты Работ, Заказчик имеет право закрепить исключительные права на результаты Работ за собой. Заказчик не вправе закрепить исключительные права на результат Работ за собой, если такие права закреплены за соисполнителем в соответствии настоящим Контрактом (Договором).

N.3. Расходы по обеспечению и поддержанию в силе правовой охраны результатов Работ при закреплении прав на них осуществляются за счет Исполнителя. Исполнитель вправе использовать для этих целей средства, предоставленные по настоящему Контракту (Договору). При закреплении прав на результат Работ в соответствии с настоящим Контрактом (Договором) за соисполнителем либо за Исполнителем и соисполнителем совместно распределение таких расходов определяется на основании соглашения между Исполнителем и соисполнителем.

N.4. По требованию Заказчика правообладатель результата Работ обязан предоставить указанному Заказчиком лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего объекта исключительного права, созданного в рамках Контракта (Договора), для государственных (муниципальных) нужд на срок действия исключительного права.

 

или:

 

N.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках Контракта (Договора), принадлежат _____________________________ (либо Российской Федерации, либо субъекту РФ, либо муниципальному образованию, либо бюджетной организации).

N.2. Исполнитель осуществляет юридически значимые действия по государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, полученных по настоящему Контракту (Договору), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расходы по обеспечению правовой охраны результатов Работ при закреплении прав на них осуществляются за счет выделяемых Заказчику средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования).

N.3. Распоряжение исключительными правами от имени ________________________ (либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципального образования, либо бюджетной организации) осуществляет Заказчик.

N.4. Исполнитель обязан представить Заказчику документы, подтверждающие наличие правовых оснований для использования при выполнении Работ по Контракту (Договору) ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам.

<…>

N.7. Результат выполненной Исполнителем работы должен в момент передачи Заказчику обладать свойствами, указанными в Контракте (Договоре), а при отсутствии или неполноте условий Контракта – свойствами, определенными обычно предъявляемыми требованиями.

N.8. В случае несанкционированного использования ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности ответственность перед правообладателями полностью возлагается на Исполнителя.

 

Также предложены варианты для формировании условий:

  • об обеспечении исполнения контракта (договора);
  • о банковском или казначейском сопровождении;
  • об обязанностях, ответственности исполнителя;
  • об изменении и расторжении контракта (договора).

 

Когда должны применяться типовые контракты?

 

Минкомсвязь планирует применять типовые контракты:

  • при выполнении работ по созданию (развитию) или адаптации программ для электронных вычислительных машин;
  • при выполнении работ по созданию (развитию) или адаптации программ для электронных вычислительных машин в составе сложного объекта, в том числе единой технологии;
  • при разработке (развитии) программного обеспечения информационных систем;
  • при выполнении работ по разработке (доработке) подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации, иной программной документации к программам для электронных вычислительных машин.

При этом проектом предусмотрена информационная карта типового контакта и типовых условий контракта, согласно которой условием их применения является предмет контракта, а также коды предмета контракта:

  • по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034‑2007 (КПЕС 2002): 72.21.11.000, 72.22.12;
  • по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029‑2014 (КДЕС Ред. 2): 62.01.

 

К сведению:

В документе пока указаны устаревшие коды по ОКПД для закупаемых работ: 72.21.11.000 и 72.22.12. Полагаем, их заменят на актуальные.

 

Применение типового контракта или типовых условий не будет зависеть от начальной (максимальной) цены контракта или иных показателей.

Конечно, проект, подготовленный Минкомсвязью, достаточно сырой: есть некоторые несоответствия между типовыми условиями и действующим законодательством. Полагаем, что после общественного обсуждения он будет доработан и недочеты будут исправлены. 


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо