Для осуществления закупок федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Минкомсвязь подготовила проект приказа об утверждении типовых условий контракта на выполнение работ по созданию (развитию) программ для электронных вычислительных машин и программной документации к ним (документ размещен по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=84000). Ознакомим предприятия связи с этим проектом.
Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606. Типовые контракты и условия содержат обязательные положения, предусмотренные законодательством о контрактной системе.
Типовые контракты (типовые условия) состоят из двух частей:
1) постоянная часть, не подлежащая изменению при применении в конкретной закупке;
2) переменная часть, предусматривающая возможность:
Утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению |
|
при подготовке извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом |
---|---|---|
|
|
|
|
при подготовке проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок |
|
|
|
|
|
при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
Условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
Соответственно, если коды закупаемых товаров, работ или услуг присутствуют в информационной карте типового контракта и начальная цена контракта укладывается в диапазон, обозначенный в ней, контракт будет заключаться по типовой форме. Предприятие связи вполне может заблаговременно изучить условия контракта и участвовать в закупках осознано.
К сведению:
Типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями, указанными в информационной карте (пп. «а» п. 18 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов). Кроме того, контракты могут заключаться по форме, установленной заказчиком в документации, в случае осуществления закупок согласно п. 2, 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ[1].
Статьей 34 Закона № 44‑ФЗ определены условия, обязательные для включения в государственный или муниципальный контракт. Кроме того, стоит помнить, что в контракт включаются условия, соответствующие обязательным условиям, указанным в ГК РФ для данного вида договоров. Например, если заказчик планирует заключить контракт на оказание услуг связи, в контракте помимо условий, предусмотренных ст. 34 Закона № 44‑ФЗ, должны быть и условия, предусмотренные гл. 39 ГК РФ.
Минкомсвязь разработала типовой контракт на выполнение работ по созданию (развитию) программ для электронных вычислительных машин и программной документации к ним. Рассмотрим, какие условия, по мнению ведомства, должны включать контракты о выполнении работ, в результате которых должны быть созданы (модернизированы) программы для электронных вычислительных машин и программная документация к ним.
В этой части должны указываться:
Остановимся на обязанностях исполнителя.
Во-первых, разработчик программ и документации к ним должен уведомлять заказчика о каждом полученном при выполнении контракта (договора) результате интеллектуальной деятельности, в том числе способном к правовой охране в соответствии с положениями ГК РФ.
Во-вторых, исполнитель по контракту должен гарантировать, что использование результатов работ заказчиком не будет нарушать права и законные интересы третьих лиц. При этом если заказчику будут предъявлены претензии по нарушению заказчиком интеллектуальных прав третьих лиц при использовании результатов работ, исполнитель должен будет возместить заказчику все убытки, причиненные в связи с предъявлением такой претензии.
К сведению:
По согласованию с заказчиком исполнитель сможет выполнить работы, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с теми, которые указаны в техническом задании.
В-третьих, исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию о ходе исполнения обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (договора). При этом к установленному сроку результаты выполнения работ должны быть сданы заказчику.
Отдельно хотелось бы сказать и про условия об ответственности. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены правила определения размера штрафа и пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту. Минкомсвязь предлагает несколько иные размеры штрафов. Полагаем, что они включены в типовые условия на основании ранее действовавших правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, и будут скорректированы в соответствии с действующими правилами при утверждении документа.
Для наглядности размер ответственности за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств представим в таблице:
Сумма контракта |
По новым правилам |
По проекту Минкомсвязи |
---|---|---|
Не превышает 3 млн руб. |
1 000 руб. |
2,5 % цены контракта (договора) |
От 3 до 50 млн руб. |
5 000 руб. |
2 % цены контракта (договора) |
От 50 до 100 млн руб. |
10 000 руб. |
1,5 % цены контракта (договора) |
Превышает 100 млн руб. |
100 000 руб. |
0,5 % цены контракта (договора) |
Также определены размеры штрафов для исполнителя. Они являются фиксированными:
Отметим, что согласно типовому контракту при расчете пеней должна использоваться ставка рефинансирования. Однако с 01.07.2018 в Законе № 44‑ФЗ произошли изменения, и вместо ставки рефинансирования заказчик и поставщик должны применять ключевую ставку ЦБ РФ. По нашему мнению, это положение вступает в противоречие с действующим законодательством.
К сведению:
Контракт (договор) должен включать также условия, предусмотренные извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (договор).
В проекте Минкомсвязи предложены различные формулировки некоторых условий контракта. Например, при формировании условий авансирования имеются следующие варианты:
Заказчик в течение ____ календарных дней с ____ производит авансовый платеж по безналичному расчету в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, что составляет __________ процентов от __________________.
Расчеты с Исполнителем осуществляются с учетом произведенного авансового платежа и в пределах цены выполненных Работ в течение _______ календарных дней с подписания Сторонами акта сдачи-приемки работ (этапа работ).
или:
Заказчик в течение ______ календарных дней с даты заключения Контракта (Договора) (если работы выполняются в один этап) или с даты отдельного этапа исполнения Контракта (Договора) (если работы выполняются в несколько этапов) производит авансовый платеж текущего года по безналичному расчету _________ (сумма прописью) процентов от __________________.
Для раздела контракта (договора) «Права и обязанности Заказчика и Исполнителя, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности» ведомство предложило два варианта:
N.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках Контракта (Договора), принадлежат Исполнителю.
N.2. В случае если Исполнитель в соответствии с пунктом N.1 Контракта (Договора) в течение шести месяцев после окончания Работ не обеспечил закрепление исключительных прав на результаты Работ, Заказчик имеет право закрепить исключительные права на результаты Работ за собой. Заказчик не вправе закрепить исключительные права на результат Работ за собой, если такие права закреплены за соисполнителем в соответствии настоящим Контрактом (Договором).
N.3. Расходы по обеспечению и поддержанию в силе правовой охраны результатов Работ при закреплении прав на них осуществляются за счет Исполнителя. Исполнитель вправе использовать для этих целей средства, предоставленные по настоящему Контракту (Договору). При закреплении прав на результат Работ в соответствии с настоящим Контрактом (Договором) за соисполнителем либо за Исполнителем и соисполнителем совместно распределение таких расходов определяется на основании соглашения между Исполнителем и соисполнителем.
N.4. По требованию Заказчика правообладатель результата Работ обязан предоставить указанному Заказчиком лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего объекта исключительного права, созданного в рамках Контракта (Договора), для государственных (муниципальных) нужд на срок действия исключительного права.
или:
N.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках Контракта (Договора), принадлежат _____________________________ (либо Российской Федерации, либо субъекту РФ, либо муниципальному образованию, либо бюджетной организации).
N.2. Исполнитель осуществляет юридически значимые действия по государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, полученных по настоящему Контракту (Договору), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расходы по обеспечению правовой охраны результатов Работ при закреплении прав на них осуществляются за счет выделяемых Заказчику средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования).
N.3. Распоряжение исключительными правами от имени ________________________ (либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципального образования, либо бюджетной организации) осуществляет Заказчик.
N.4. Исполнитель обязан представить Заказчику документы, подтверждающие наличие правовых оснований для использования при выполнении Работ по Контракту (Договору) ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам.
<…>
N.7. Результат выполненной Исполнителем работы должен в момент передачи Заказчику обладать свойствами, указанными в Контракте (Договоре), а при отсутствии или неполноте условий Контракта – свойствами, определенными обычно предъявляемыми требованиями.
N.8. В случае несанкционированного использования ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности ответственность перед правообладателями полностью возлагается на Исполнителя.
Также предложены варианты для формировании условий:
Минкомсвязь планирует применять типовые контракты:
При этом проектом предусмотрена информационная карта типового контакта и типовых условий контракта, согласно которой условием их применения является предмет контракта, а также коды предмета контракта:
К сведению:
В документе пока указаны устаревшие коды по ОКПД для закупаемых работ: 72.21.11.000 и 72.22.12. Полагаем, их заменят на актуальные.
Применение типового контракта или типовых условий не будет зависеть от начальной (максимальной) цены контракта или иных показателей.
Конечно, проект, подготовленный Минкомсвязью, достаточно сырой: есть некоторые несоответствия между типовыми условиями и действующим законодательством. Полагаем, что после общественного обсуждения он будет доработан и недочеты будут исправлены.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.