Вернуться к списку журналов

Комментарий к Постановлению правительства РФ от 25.01.2017 № 73

Автор: Гусев А. , к.п.н., редактор журнала
Комментарий к Постановлению правительства РФ от 25.01.2017 № 73

В силу ст. 16 Закона о контрактной системе начиная с 01.01.2015 государственные (муниципальные) учреждения должны планировать закупки, исходя из определенных с учетом положений ст. 13 названного закона целей осуществления закупок, посредством формирования, утверждения и ведения:

  • планов закупок;
  • планов-графиков закупок.

При составлении плана-графика государственные (муниципальные) учреждения должны руководствоваться постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015:

  • № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее – Постановление № 553);
  • № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее – Постановление № 554).

В свою очередь, Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также Требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 (далее – Требования № 1043). Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 (далее – Постановление № 552, Требования № 552).

Комментируемым Постановлением от 25.01.2017 № 73 в указанные выше нормативные акты внесены следующие изменения.

 

Формирование планов закупок.

 

Напомним, что требования к содержанию планов закупок и их составлению определены ст. 17 – 21 Закона о контрактной системе.

Планы закупок должны формироваться исходя из целей закупок, а также с учетом установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе их предельной цены) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков. В планы закупок включаются:

  • идентификационный код закупки, определенный согласно ст. 23 Закона о контрактной системе;
  • цель осуществления закупки, установленная с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе;
  • наименование объекта и (или) объектов закупки, их описание с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
  • объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • сроки (периодичность) планируемых закупок;
  • обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о контрактной системе;
  • информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, и которые предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги согласно ст. 20 Закона о контрактной системе.

Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законов о бюджетах внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Срок формирования планов закупок. Согласно внесенным изменениям планы закупок должны будут формироваться и представляться учредителям бюджетных учреждений в установленные ими сроки. Напомним, что ранее предусматривалось представление планов закупок не позднее 1 июля текущего года. Соответствующие поправки внесены в Постановление № 552 и Требования № 1043.

Требования к форме планов закупок. Постановлением № 73 расширен перечень закупок, которые указываются в упрощенном порядке в плане закупок. К ним также отнесены:

  • услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, по охране, по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории РФ федерального статистического наблюдения согласно законодательству РФ об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
  • услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с п. 44 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Ранее планирование этих закупок проводилось в общем порядке.

Кроме того, Требования № 552 дополнены п. 2 (1), в силу которого по закупкам, указываемым в упрощенном порядке в плане закупок (обозначены в п. 2 Требований № 552), информация, предусмотренная абз. 3, 8 и 9 пп. «з» п. 1, не указывается. В качестве наименования объекта и (или) объектов закупки указывается положение Закона о контрактной системе, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о которых включается в план закупок одной строкой.

Также уточнено, что в плане закупок в отдельных строках указывается итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах (если закупки планируется осуществить по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

Информация о закупках, необходимых для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, или о закупках, сведения о которых составляют государственную тайну, подлежит включению в приложение к плану закупок на финансовый год и плановый период. Оно составляется по форме плана закупок на 20__ финансовый год и на плановый период 20__ и 20__ годов, предусмотренной Постановлением № 73.

Данное приложение формируется в порядке, установленном для формирования плана закупок, с указанием грифа секретности согласно требованиям законодательства РФ о защите государственной тайны и не размещается в единой информационной системе в сфере закупок по правилам ч. 9 ст. 17 Закона о контрактной системе.

Предусмотрена и новая форма плана закупок, которые не содержат сведений, составляющих государственную тайну.

Соответствующие изменения внесены в Постановление № 552 и Требования № 1043.

 

Формирование планов-графиков.

 

Напомним, что планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Согласно п. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • ее идентификационный код, определенный в соответствии со ст. 23 Закона о контрактной системе;
  • наименование и описание ее объекта с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена его выплата), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • дата начала закупки;
  • информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных ст. 35 Закона о контрактной системе.

Планы-графики закупок утверждаются бюджетными учреждениями в течение 10 рабочих дней со дня утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с ч. 2 и 6 ст. 15 Закона о контрактной системе). В сроки, установленные органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя, бюджетные учреждения:

  • формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, проектов законов о бюджете на рассмотрение;
  • уточняют при необходимости планы-графики закупок, после их уточнения и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности утверждают в указанный выше срок планы-графики закупок.

Если определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется уполномоченным органом или уполномоченным учреждением, определенными решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, либо решениями о наделении их полномочиями на основании ст. 26 Закона о контрактной системе, планы-графики закупок формируются с учетом порядка взаимодействия таких заказчиков с уполномоченным органом или уполномоченным учреждением.

 

Сведения, включаемые в план-график. В силу п. 11 Постановления № 553 и п. 13 Постановления № 554 план-график закупок должен содержать приложения с обоснованиями по каждому объекту закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона о контрактной системе, включающие обоснования:

  • начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяемых в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе. При этом в силу внесенных Постановлением № 73 изменений здесь же необходимо указывать включенные в объект закупки количество и единицы измерения товаров, работ, услуг (при наличии);
  • способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гл. 3 Закона о контрактной системе, в том числе дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований), установленных в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Требования к форме планов-графиков. В соответствии с положениями пп. «ж» п. 1 Постановления № 553 и пп. «и» п. 1 Постановления № 554 план-график должен включать в себя, в частности, информацию о начальной (максимальной) цене контракта, цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сформированной в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе (если при заключении контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических, медицинских, образовательных услуг, услуг общественного питания, переводчика, перевозки грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг или услуг по проведению оценки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ (услуг), указывается также цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию либо цена единицы работы или услуги).

Постановлением № 73 предусмотрено, что в случае установления Правительством РФ особенностей осуществления конкретной закупки и (или) дополнительных условий исполнения контракта (согласно ст. 111 Закона о контрактной системе) указывается формула цены без начальной (максимальной) цены контракта (если последняя не указана).

Уточнено, что в случае закупки лекарственных средств в плане-графике необходимо указывать международные непатентованные наименования лекарственных средств, а при отсутствии таких наименований – химические, группировочные наименования в соответствии с наименованием из Государственного реестра лекарственных средств.

Постановлением № 73 расширен перечень закупок, которые отражаются в упрощенном порядке в плане-графике. Указанный перечень полностью аналогичен закупкам, отражаемым в упрощенном порядке в плане закупок.

Отметим, что Постановлением № 73 отменена норма, предусматривающая указание отдельной строкой общей суммы начальных (максимальных) цен контрактов, которые планируется заключить с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе, с отражением суммы планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение оплаты которых планируется за пределами текущего финансового года).

Также уточнено, что в планах-графиках закупок в отдельных строках указывается объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с планом-графиком – как общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), общая сумма планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение оплаты которых планируется за пределами текущего финансового года), детализированная на суммы по годам планируемых платежей.

Причем по закупкам, названным в п. 2 требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением № 554, информация, предусмотренная абз. 5 – 12 пп. «и» п. 1 этих требований, не указывается.

В качестве наименования объекта и (или) объектов закупки указывается положение Закона о контрактной системе, являющееся основанием для осуществления закупок (в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

В случае внесения изменений в план-график закупок в связи с образовавшейся у учреждения экономией от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством РФ заказчики по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уточняют информацию в графе «Планируемые платежи» согласно условиям заключенного контракта.

По закупкам, включающим товары, работы, услуги, имеющие различные единицы измерения, информация о единицах измерения и количестве (объеме) закупаемых товаров, работ, услуг в план-график не вносится.

Информация о закупках, необходимых для федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, или о закупках, сведения о которых составляют государственную тайну, подлежит включению в приложение к плану-графику закупок на 20__ год, формируемое по форме плана-графика закупок на 20__ год, предусмотренной Постановлением № 73.

Предусмотрена и новая форма плана-графика закупок, которые не содержат сведений, составляющих государственную тайну. 

Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера, №3, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо