Вернуться к списку журналов

Комментарий к приказу Минфина РФ от 30.09.2016 № 168н

Комментарий к приказу Минфина РФ от 30.09.2016 № 168н

Формирование и ведение сметы в системе «Электронный бюджет».

В силу обновленных положений п. 1 Общих требований формирование и ведение бюджетной сметы федерального государственного (муниципального) казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления (муниципального органа) и органа управления государственными внебюджетными фондами (далее – учреждение) должно осуществляться с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет»).

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

В системе «Электронный бюджет» обеспечена возможность:

  • формирования и ведения бюджетной сметы на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств;
  • формирования обоснований (расчетов) плановых сметных показателей;
  • направления утвержденных бюджетных смет с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей главному распорядителю бюджетных средств;
  • формирования и ведения свода бюджетных смет.

Порядок подключения учреждений, финансируемых из федерального бюджета, к системе «Электронный бюджет» был изложен в Письме Минфина РФ № 21‑03‑04/74624[3]. В нем сообщалось, в частности, о необходимости подключения до 29 декабря 2016 года к названной системе:

  • сотрудников, действующих от имени главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, ответственных за формирование и ведение бюджетной сметы главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, как получателя бюджетных средств, утверждение бюджетных смет подведомственных учреждений, формирование и утверждение свода бюджетных смет (в случае принятия соответствующего решения);
  • сотрудников подведомственных федеральных казенных учреждений, ответственных за формирование и ведение бюджетной сметы.

Процесс подключения к системе «Электронный бюджет» федеральных учреждений складывается из следующих этапов:

1. Минфин предоставляет полномочия на формирование заявок на регистрацию уполномоченных лиц в системе руководителям учреждений, включенных в сводный реестр, порядок ведения которого утвержден Приказом Минфина РФ от 23.12.2014 № 163н. Информация о предоставлении полномочий направляется на адрес электронной почты учреждения, указанный в сведениях сводного реестра.

2. Сотрудники учреждений, зарегистрированные в системе и обладающие полномочиями на составление заявок на регистрацию лиц, уполномоченных на формирование и ведение бюджетной сметы, направляют заявки согласно приложениям 1, 2 к Письму Минфина РФ № 21‑03‑04/74624 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени учреждения.

Если должность лиц, наделенных полномочиями по утверждению заявок на регистрацию уполномоченных лиц или полномочиями по утверждению бюджетной сметы, ниже заместителя руководителя учреждения, к заявке прикрепляется электронный образ организационно-распорядительного документа, подтверждающего полномочия указанных лиц подписывать документы от имени учреждения.

3. Уполномоченные лица, названные в заявках на регистрацию, подключаются к системе не позднее трех рабочих дней с даты подачи заявки. Информация о подключении направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, и на почту сотрудника, сформировавшего соответствующую заявку. При выявлении несоответствия заявки на регистрацию требованиям к оформлению и (или) при наличии оснований для отказа в регистрации уполномоченных лиц заявки на регистрацию возвращаются без исполнения с указанием причины отказа. Выявленные несоответствия и (или) основания для отказа отражаются в системе.

4. Минфин организует ежедневный мониторинг за ходом подключения сотрудников учреждений к системе, информация с результатами мониторинга размещается на официальном сайте Минфина (http://minfin.ru) в разделе «Деятельность/Электронный бюджет/Подключение к системе «Электронный бюджет»/Федеральный уровень/Порядок подключения».

 

 

Общие требования к составлению (ведению) сметы.

Согласно уточнениям, внесенным в п. 3 Общих требований, составление бюджетной сметы предусматривает установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств не только по обеспечению выполнения функций учреждения, но и по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидий бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Такие дополнения повлекли за собой обновление формы бюджетной сметы и формы, предназначенной для изменения ее показателей (приложения 1 и 2 к Общим требованиям). Теперь названные формы включают в себя четыре раздела:

  • в разделе 1 указываются расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций учреждениями (см. ст. 70 БК РФ);
  • в разделе 2 – расходы учреждений, осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;
  • в разделе 3 – расходы учреждений, не отнесенные к разделам 1 и 2;
  • в разделе 4 – итоговые показатели по всем разделам.

Отметим также, что дополнять форму сметы какими‑либо реквизитами, разделами, а также предусматривать правила ее заполнения главный распорядитель средств бюджета больше не вправе. Данные положения исключены из п. 5 Общих требований.

В силу изменений, внесенных Приказом № 168н в п. 6 Общих требований, составлять проект бюджетной сметы на очередной финансовый год следует в соответствии с порядком и по форме, которые установлены главным распорядителем средств бюджета. Образец формы проекта сметы, приведенный в приложении 2, исключен из списка рекомендуемых форм.

Что касается обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы, они должны формироваться в процессе составления проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаться при утверждении сметы учреждения по общим правилам, установленным гл. III Общих требований.

 

Утверждение бюджетной сметы.

 

Пунктом 8 Общих требований предусмотрено, что бюджетная смета:

  • учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается его руководителем или иным уполномоченным им лицом;
  • учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, – руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета;
  • обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, – руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

В силу дополнений, внесенных в указанный пункт, смета должна утверждаться не позднее 10 рабочих дней со дня доведения учреждению в определенном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Порядок доведения лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета установлен Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н.

Впоследствии утвержденные сметы с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, должны быть направлены главному распорядителю бюджетных средств (п. 10.1 Общих требований).

  

Ведение бюджетной сметы.

 

По общему правилу, изложенному в п. 11 Общих требований, ведение бюджетной сметы предполагает внесение в нее изменений в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. При этом суммы увеличения объемов сметных назначений отражаются в форме со знаком плюс, а уменьшения – со знаком минус. Корректировка сметы осуществляется путем утверждения поправок показателей:

а) изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема ЛБО;

б) изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;

в) изменяющих распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

г) изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Согласно дополнениям, предусмотренным Приказом № 168н, скорректировать смету также можно будет путем утверждения поправок показателей, изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы.

Порядок утверждения изменений, внесенных в показатели бюджетной сметы, аналогичен тому, что применяется для утверждения самой сметы. К представленным на утверждение изменениям прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, сформированные в соответствии с положениями п. 6 Общих требований. После этого форма изменений с обоснованиями (расчетами) направляется главному распорядителю бюджетных средств (п. 14.1 Общих требований).

 

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Формирование и ведение бюджетной сметы должно осуществляться в системе «Электронный бюджет».

2. Форма бюджетной сметы и форма, предназначенная для изменения ее показателей (приложения 1 и 2 к Общим требованиям), скорректированы, а форма проекта бюджетной сметы исключена из списка рекомендуемых форм, предусмотренных Общими требованиями.

3. Показатели бюджетной сметы теперь должны включать расходы на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидий бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

4. Утверждать бюджетную смету следует не позднее 10 рабочих дней со дня доведения учреждению лимитов бюджетных обязательств.

5. Утвержденная бюджетная смета (изменения в нее) с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей направляется главному распорядителю бюджетных средств.



[1] Приказ Минфина РФ от 30.09.2016 № 168н «О внесении изменений в Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 112н».

[2] Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

[3] Письмо Минфина РФ от 13.12.2016 № 21?03?04/74624 «О направлении формы заявки на подключение к системе «Электронный бюджет» в части формирования и ведения бюджетной сметы».

Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера, №1, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо