Вернуться к списку журналов

Комментарий к письму Минфина РФ от 20.03.2017 № 03-04-06/15803.

Автор: Соболева Е. А., эксперт журнала
Комментарий к письму Минфина РФ от 20.03.2017 № 03-04-06/15803.

Напомним, что  в  соответствии с  пп.  4 п.  1 ст.  218 НК  РФ при  определении размера налоговой базы по  п.  3 ст.  210 НК  РФ налогоплательщик (родитель, супруг (супруга) родителя, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель, супруг (супруга) приемного родителя), на  обеспечении которого находится ребенок, имеет право на  получение стандартного налогового вычета за  каждый месяц налогового периода в  следующих размерах:

  • 1  400  руб. – на  первого ребенка;
  • 1  400  руб. – на  второго ребенка;
  • 3  000  руб. – на  третьего и  каждого последующего ребенка;
  • 12  000 (6  000) руб. – на  каждого ребенка в  случае, если ребенок в  возрасте до  18 лет является ребенком-инвалидом, или  учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в  возрасте до  24 лет, если он является инвалидом I или  II группы.

Отметим, что  Налоговым кодексом не  установлено правило предоставления стандартного вычета по  НДФЛ на  ребенка-инвалида: необходимо  ли суммировать вычеты в  зависимости от  того, каким по  счету родился ребенок-инвалид. В  связи с  этим налогоплательщики не  раз задавали вопросы о  предоставлении стандартного вычета по  НДФЛ на  ребенка-инвалида.

Сотрудники финансового органа отвечали, что  родитель, на  обеспечении которого находится ребенок-инвалид, с  01.01.2016 имеет право на  получение стандартного налогового вычета на  ребенка в  размере 12  000  руб. за  каждый месяц налогового периода при  условии, что  доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с  начала налогового периода, не  превысил 350  000  руб. (Письмо Минфина  РФ от  17.03.2016 №  03 04 05/14861).

Отметим, что  такое мнение у  сотрудников финансового ведомства было и  до  увеличения размеров стандартных налоговых вычетов. Так, например, в  Письме от  18.04.2013 №  03 04 05/13403 чиновники особо подчеркнули, что  возможность применения налогового вычета на  ребенка-инвалида не  соотносится с  тем, каким по  счету он является (первым, вторым или  третьим), а  признается самостоятельным основанием для  предоставления налогового вычета в  установленном размере, равном 3  000  руб., при  условии, что  доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с  начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный вычет, не  превысил 280  000  руб.

Кроме того, по  мнению финансистов, закрепленный Налоговым кодексом способ определения размера налогового вычета на  каждого из  детей, в  том числе на  ребенка-инвалида, не  предусматривает как  сум-мирования вычетов, так и  предоставления дополнительного налогового вычета в  случае, когда ребенок-инвалид, например, является третьим ребенком.

Отметим, что  такое мнение выражалось в  каждом письме сотрудников Минфина (от  17.03.2016 №  03 04 05/14861, от  15.03.2016 №  03 04 05/14141, от  02.02.2016 №  03 04 06/4988, от  29.03.2013 №  03 04 05/8-315).

Однако в  п.  14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с  применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом ВС  РФ от  21.10.2015, арбитры высказали иную позицию, отличную от  позиции сотрудников финансового ведомства. Суд указал, что  размер стандартного вычета, предоставляемого налогоплательщику, на  обеспечении которого находится ребенок-инвалид, определяется путем сложения сумм, обозначенных в  абз. 8 – 11 пп.  4 п.  1 ст.  218 НК  РФ. Свою позицию они аргументировали следующим: по  буквальному содержанию пп.  4 п.  1 ст.  218 НК  РФ общий размер стандартного налогового вычета (на  первого и  второго ребенка – 1  400  руб., на  третьего и  каждого последующего ребенка – 3  000  руб., на  каждого ребенка-инвалида – 3  000  руб.) устанавливается с  учетом двух обстоятельств: каким по  счету для  родителя стал ребенок и  является  ли он инвалидом.

Эти критерии не  указаны в  законе как  альтернативные, в  связи с  чем  размер вычета допустимо определять путем сложения данных сумм.

Следовательно, общая величина налогового вычета на  ребенка-инвалида, родившегося первым, должна составлять 4  400  руб. в  месяц исходя из  сумм вычетов, равных 1  400 и  3  000  руб.
Но, несмотря на  позицию Президиума ВС  РФ, финансисты продолжали настаивать на  своей точке зрения: суммировать нельзя. В  связи с  этим возникали разногласия между налогоплательщиками и  контролирующим органом, которые приходилось разрешать только в  судебном порядке.

С  появлением комментируемого письма разногласия исчезнут, так как  теперь сотрудники Минфина полностью согласны с  позицией арбитров: стандартный налоговый вычет применяется с  учетом особенностей, предусмотренных пп.  4 п.  1 ст.  218 НК  РФ. При  этом с  учетом п.  14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с  применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015, общая величина стандартного налогового вычета на  ребенка-инвалида определяется путем сложения размеров вычета, предусмотренных по  основанию, связанному с  рождением ребенка (усыновлением, установлением опеки), и  по  основанию, связанному с  тем, что  ребенок является инвалидом. 

Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера, №4, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо