Вернуться к списку журналов

Комментарий к Федеральному закону от 07.06.2017 № 118-ФЗ.

Автор: Т. Обухова, эксперт журнала

В соответствии со ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению указанного контроля являются:

 

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При этом законодательством РФ до недавнего времени не было предусмотрено принятие мер финансовой ответственности по результатам проверок органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за невыполнение государственного (муниципального) задания либо недостоверность отчетности об исполнении такого задания.

При этом контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении заданий вне зависимости от источников предоставления субсидий автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания осуществляется органами внутреннего финансового контроля.

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации соответственно.

В силу ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – участники бюджетного процесса), за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено принятие бюджетных мер принуждения.

Главой 30 БК РФ не определено, что бюджетные меры принуждения принимаются за невыполнение учреждениями государственного (муниципального) задания. К автономным учреждениям применяется административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ за невыполнение ими показателей государственного (муниципального) задания. Такая ответственность введена с 18 июня 2017 года Федеральным законом от 07.06.2017 № 118‑ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Данным законом установлено, что невыполнение государственного (муниципального) задания влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 100 до 1 000 руб. За повторное совершение такого административного правонарушения на должностных лиц налагается штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Ранее законодательством РФ не было предусмотрено принятие мер административной ответственности за невыполнение учреждением показателей государственного (муниципального) задания. При невыполнении таких показателей учреждения должны были обеспечить возврат в бюджет средств в объеме остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ).

Так, в 2016 году федеральные автономные учреждения до 1 июля должны были обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений (п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456). В 2017 году федеральные автономные учреждения применяют положения п. 40 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551, которым установлено, что названные учреждения не позднее 1 апреля 2017 года должны обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2016 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), согласно отчету о выполнении государственного задания, представленному органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, по форме, установленной Правительством РФ.

Законы о бюджете субъектов РФ, муниципалитетов также пре­дусматривают требования о возврате в доход бюджета сумм в объеме остатков субсидий при недостижении учреждением показателей установленного ему задания.

Таким образом, основаниями для возврата субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, являются:

 

 федеральный закон

 

Возврат в бюджет остатков субсидий на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных автономных учреждений остатков таких субсидий, так и за счет других не запрещенных законом поступлений, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02‑01‑09/20629).

Из всего вышесказанного следует, что после 18 июня 2017 года помимо возврата в бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, должностные лица, допустившие данные нарушения, привлекаются к административной ответственности.

 

* * *

 

В завершение статьи отметим, что Федеральным законом № 118‑ФЗ ужесточена ответственность за нарушение порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ст. 15.15.5 КоАП РФ дополнена ч. 1.1). Кроме того, данным законом установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий в виде штрафа для должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до двух лет (изложена в новой редакции ст. 15.15.3 КоАП РФ).

Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера, №4, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо