Вернуться к списку журналов

Новации в закупках по контрактной системе со II полугодия 2020 года

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В самом конце 2019 года в Закон о контрактной системе[1] были внесены очередные изменения в законе о контрактной системе: заметно скорректированы правила осуществления закупок[2]. В данной статье сделан обзор изменений, которые имеют значение для бюджетных учреждений и которые вступят в силу со II полугодия 2020 года.

 

В настоящий момент (начало 2020 года) заказчики в числе прочих случаев имеют право осуществлять закупки у единственного поставщика (ЕП), если сумма закупки составляет не более 300 тыс. руб., а отдельные виды государственных и муниципальных учреждений (например, учреждения культуры, научные учреждения) – если сумма закупки не превышает 600 тыс. руб.[3]

По новым правилам заказчики смогут осуществить такую закупку товаров и на сумму в пределах 3 млн руб., но только в случае, если она будет проводиться через специальную электронную площадку (обратите внимание на то, что речь идет именно о закупке товаров, а не работ или услуг). Пример такой общефедеральной площадки – единый агрегатор торговли «Березка» (agregatoreat.ru)[4]. В некоторых регионах созданы и функционируют свои подобные площадки (например, «Электронный магазин Московской области» – market.mosreg.ru). По сути, смысл этой новации в том, чтобы ввести в правовое поле Закона о контрактной системе практику осуществления закупок малого объема через такие площадки, чтобы стимулировать превращение этих неконкурентных закупок у ЕП в фактически конкурентные – ведь в этом случае возможность заключить контракт получает не только тот единственный поставщик, с которым заказчик договаривается о заключении конкретного контракта, но и неограниченный круг поставщиков, зарегистрированных на той или иной электронной площадке и готовых поставить тот или иной товар. Важно, что новые «трехмиллионные» электронные закупки малого объема (хотя уже совсем не малого) пока продолжают входить в установленные годовые лимиты закупок малого объема – 5% СГОЗ и 50 млн руб. в отношении закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе или 50% СГОЗ и 30 млн руб. в отношении закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93. Хотя не исключено, что в отношении этих закупок все-таки еще могут быть установлены свои собственные лимиты, ведь фактически здесь речь идет о новом, отдельном способе конкурентной закупки товаров. Еще отметим, что предусматривается обеспечить взаимодействие электронных площадок с ЕИС, иными словами, сведения о закупке, размещенные на той или иной электронной площадке, будут доступны для ознакомления и в ЕИС.

Участник закупки должен будет сформировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В это предложение нужно будет включить, в частности:

  • Наименование и характеристики товара.
  • Товарный знак (при наличии).
  • Наименование страны происхождения.
  • Документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если в отношении товара применяется национальный режим.
  • Цену за единицу товара.
  • Предлагаемое максимальное количество товара.
  • Срок действия предложения, который не может составлять более 1 месяца с даты размещения предложения.
  • Информацию об участнике.
  • Документы о его соответствии участника требованиям законодательства РФ, предъявляемым к поставщикам данного товара.
  • Декларацию о соответствии участника требованиям Закона о контрактной системе.
  • Решение об одобрении крупной сделки (если такое решение требуется законодательством РФ по отношению к данной категории юридических лиц).

Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение 1 часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу товара из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику, и направляет их заказчику. Если на площадке отсутствуют хотя бы два предложения необходимых заказчику товаров, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику никаких документов – заказчику тогда придется закупать нужный ему товар каким-либо другим способом.

При наличии не менее чем двух предложений у заказчика есть один рабочий день на принятие решения по ним. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе нужно указать решение по каждому предложению и обосновать причины отклонения заявок. Заказчик заключает контракт в новом упрощенном порядке, предусмотренном для запроса котировок в электронной форме (см. ниже). Сведения о контрактах, заключенных по результатам электронных закупок малого объема, заказчику нужно будет направлять в реестр контрактов.

 

В самом конце 2019 года в Закон о контрактной системе[5] были внесены очередные изменения в законе о контрактной системе: заметно скорректированы правила осуществления закупок[6]. В данной статье сделан обзор изменения в закупках 2020, которые имеют значение для бюджетных учреждений и которые вступят в силу со II полугодия 2020 года.

 

На подготовку обращения о согласовании будет отводиться меньше времени – 5 рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС (или его подписания, если его не нужно размещать в ЕИС) вместо 10 календарных дней.

Скорректирован перечень случаев, когда такое согласование необходимо, – к ним отнесены случаи, когда не состоится:

закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;

открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;

запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;

запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.

Но при этом согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно еще установить Правительство РФ. На момент подготовки данной статьи (конец января 2020 года) Минфин разработал проект соответствующего правительственного постановления, согласно которому предлагаются следующие размеры:

  • 1 млрд руб. – при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд путем проведения электронного аукциона;
  • 100 млн руб. – при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд путем проведения электронного аукциона;
  • 20 млн руб. – при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд путем проведения электронного конкурса, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме;
  • 10 млн руб. – при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд путем проведения электронного конкурса, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме;
  • 1 тыс. руб. – при осуществлении закупки путем проведения закрытого способа определения контрагента.

В срок рассмотрения обращения ФАС будет проводить внеплановую проверку закупки. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно будет заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик должен будет скорректировать проект контракта и направить его участнику. Контракт нужно будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение ФАС о согласовании заключения контракта.

 

В самом конце 2019 года в Закон о контрактной системе[7] были внесены очередные изменения в закупках 2020: заметно скорректированы правила осуществления закупок[8]. В данной статье сделан обзор изменений, которые имеют значение для бюджетных учреждений и которые вступят в силу со II полугодия 2020 года.

 

Этот способ закупки можно будет использовать, если НМЦК не превышает 3 млн руб. (сейчас – 500 тыс. руб.). Годовой лимит таких закупок по-прежнему составит 10% СГОЗ, но уже без дополнительного ограничения в 100 млн руб. Таким образом, заказчики, у которых СГОЗ достаточно большой, получат гораздо больше возможностей применять запрос котировок.

Немного уменьшается минимальный срок проведения запроса котировок: если сейчас срок подачи заявок составляет минимум 5 рабочих дней с даты размещения извещения в ЕИС, то новый срок – 4 рабочих дня. И нельзя будет внести изменения в закупках по контрактной в извещение – если заказчика перестанет что-то устраивать в параметрах закупки, то ее можно будет только отменить, причем сделать это заказчик сможет всего за 1 час до окончания срока подачи заявок (сейчас такой срок составляет 2 дня до срока подачи заявок).

Становятся более строгими условия участия в запросе котировок. Пока свое соответствие требованиям к лицам, осуществляющим поставку (выполнение, оказание) ТРУ, которые установлены законодательством РФ (например, наличие тех или иных лицензий), участники могут лишь декларировать, а в будущем им придется предоставлять в составе заявки подтверждающие документы. Участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если в соответствии с законодательством РФ для него таковой является само заключение контракта или денежное обеспечение исполнения контракта.

При проведении запроса котировок будет предусматриваться составление только одного протокола – протокола подведения итогов запроса котировок. Помимо той информации, которая включается в этот документ в настоящий момент, в нем нужно будет указывать сведения об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся. На членов комиссии будет возложена обязанность присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены (пока это делает оператор электронной площадки), эти номера также будут вноситься в указанный протокол.

Значительно сократятся сроки заключения контракта по итогам проведения запроса котировок. Заказчик должен будет направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение 3 часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС (сейчас этот срок составляет 5 дней). Далее каждой стороне (победителю и заказчику) дается по 1 рабочему дню на подписание и размещение контракта в ЕИС, при этом заключить контракт ранее чем через 2 рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя. Важно отметить, что по новым правилам не предусматривается использование протокола разногласий.

Еще одной значимой новацией в отношении данного способа закупки является то, что если на запрос котировок была подана только одна заявка, признанная соответствующей условиям закупки, то заказчик сможет сразу заключить контракт с участником как с ЕП – продлевать срок подачи заявок, как нужно делать в настоящий момент, не потребуется.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[4] Данная площадка функционирует в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р «О создании единого агрегатора торговли».

[5] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[6] Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[7] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[8] Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Руководитель бюджетной организации, №3, 2020 год

Специальные предложения Аюдар Инфо