Вернуться к списку журналов

Новации в законодательстве о связи

Автор: Корсаков Д.М., эксперт журнала

В силу Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126‑ФЗ) в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. Следует отметить, что с момента принятия закона существенно изменились как уровень проникновения услуг связи, так и технологии их оказания.

За данный период в рамках совершенствования системы универсального обслуживания пересматривался перечень универсальных услуг связи и механизмы обеспечения их оказания. Поэтому в конце августа в Госдуму был внесен проект Федерального закона № 777820‑7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».

В статье расскажем о том, какие поправки планируется внести.

 

О необходимости внесения изменений в Федеральный закон № 126‑ФЗ.

 

В пояснительной записке к проекту закона законодатели особо отметили, что в настоящее время при общем совершенствовании системы универсального обслуживания в более чем 25 тыс. населенных пунктах численностью от 100 до 250 человек современные услуги связи остаются недоступными. Поэтому одной из главных целей законопроекта является создание дополнительных условий для оказания современных услуг связи и развития российской инфраструктуры связи на всей территории РФ, защита интересов населения малонаселенных пунктов.

Для оказания услуг связи в таких пунктах законопроектом введены положения об обеспечении оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к этой сети.

Кроме того, в перечень универсальных услуг связи входят услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа для оказания услуг связи в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа, а также не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи.

Законопроект также предусматривает:

  • возможность оснащения устанавливаемых в рамках оказания универсальных услуг связи таксофонов средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
  • запрет оператору универсального обслуживания отказываться от заключения с другим оператором связи договора присоединения сетей связи. Эта мера необходима для закрепления гарантии недискриминационного доступа операторов связи и пользователей к инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг, и будет способствовать развитию сетей связи «малых» операторов.

Одновременно из Федерального закона № 126‑ФЗ исключат положения об оказании в составе универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием средств коллективного доступа, которые не обеспечивают современного уровня телекоммуникационных сервисов и не востребованы у пользователей.

 

К сведению

Законопроект подготовлен во исполнение мероприятия федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

 

Основные поправки законопроекта.

 

В новой редакции изложены пп. 28.3 и 28.4 ст. 2 Федерального закона № 126‑ФЗ.

Положение

Старая редакция

Новая редакция

Средство коллективного доступа

Оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него

Оконечное (пользовательское) оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи без использования пользовательского оборудования абонента

Точка доступа

Средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пользовательского оборудования абонента

Средство связи или их совокупность, предназначенные для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента


Согласно новой редакции п. 1 ст. 57 Федерального закона № 126‑ФЗ к универсальным услугам связи, гарантируемым государством, относятся:

  • услуги телефонной связи с использованием средств коллективного доступа (таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств);
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа;
  • услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.

Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи определяет (новая редакция абз. 1 п. 2 ст. 57 Федерального закона № 126‑ФЗ):

  • порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, порядок обеспечения доступа к ним инвалидов;
  • порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи;
  • порядок оказания услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи;
  • порядок регулирования тарифов на оказание услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием указанной инфраструктуры связи и на предоставление в пользование указанной инфраструктуры связи.

При этом должны соблюдаться следующие принципы.

  1. Время, в течение которого пользователь услугами связи достигает средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи без использования транспортного средства, не должно превышать один час.
  2. В каждом поселении должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. Проектом дополнительно предусмотрено, что по согласованию с Россвязью, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и органом местного самоуправления должно быть установлено средство коллективного доступа с функцией оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
  3. В поселениях с населением не менее 500 человек должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету без использования пользовательского оборудования абонента. В проекте уточняется, что установление не менее одной точки доступа предусмотрено для населенных пунктов от 100 до 500 человек.
  4. В населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должно быть установлено не менее одной точки доступа. В новой редакции указано, что в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа и при этом не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи, не менее чем одна точка доступа должна быть оборудована средствами связи для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.
  5. Точка доступа должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее 10 Мбит/с.

В соответствии с перечисленными принципами Роскомнадзор также определяет:

  • перечень населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических;
  • перечень населенных пунктов с населением от 100 до 500 человек, в которых должны быть установлены точки доступа, в том числе те, которые должны быть оборудованы средствами связи для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.

 

Операторы универсального обслуживания перечислены в ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ. В эту статью также внесены поправки.

 

К сведению

Универсальные услуги связи оказывает оператор универсального обслуживания, который назначается в соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ.

 

Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории РФ возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем 2/3 субъектов РФ.

 

К сведению

Правительство вправе по представлению Роскомнадзора назначить оператором универсального обслуживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на этой территории, или иного оператора связи, оказывающего услуги связи на этой территории.

 

Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности.

Россвязь по согласованию с Роскомнадзором заключает с данным оператором договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком не менее трех лет. Стороны договора по согласованию с Роскомнадзором уточняют его условия при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Существенные условия договора приведены в ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ.

Существенные условия, которые должны быть прописаны в договоре об оказании универсальных услуг связи

Перечень населенных пунктов, в которых должны быть установлены средства коллективного доступа и точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа в таких пунктах

Размер финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи с учетом прогнозируемого размера экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание этих услуг и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания этих услуг в течение срока действия договора

Порядок расчетов, предусматривающий выплату оператору универсального обслуживания ежегодно фиксированной суммы финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи из резерва универсального обслуживания

Сроки начала оказания универсальных услуг связи, в том числе на территориях, на которых оператору универсального обслуживания необходимо провести организационно-технические мероприятия в целях оказания таких услуг

Требования к отчетности об исполнении этого договора, а также к порядку расчета экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания этих услуг, осуществляемого в целях определения размера финансового обеспечения оказания этих услуг

Иные условия в соответствии с законодательством РФ

 

К сведению

Отметим, что оператор универсального обслуживания не вправе отказаться от заключения договора о присоединении сетей электросвязи с использованием точки доступа, за исключением случаев, когда присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие противоречат условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи РФ.

 

При предоставлении услуг по присоединению и пропуску трафика посредством инфраструктуры связи, используемой для оказания универсальных услуг связи, обеспечивается приоритетное использование такой инфраструктуры для оказания универсальных услуг надлежащего качества.

До внесения поправок оператор универсального обслуживания мог самостоятельно определять условия доступа третьих лиц к средствам связи и сооружениям связи, используемым для оказания универсальных услуг связи, с учетом обеспечения приоритетного использования данных средств и сооружений для оказания универсальных услуг надлежащего качества. 

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо