Вернуться к списку журналов

Обновление главы 23 НК РФ

Автор: Спицына Т.В., эксперт журнала

29 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325‑ФЗ[1], который внес поправки в порядок исчисления, уплаты и представления отчетности по НДФЛ.

Что непосредственно изменилось в гл. 23 НК РФ? Когда новшества начинают применяться? Какие из них наиболее важны для налоговых агентов? Ответы – в нашей статье.

 

Поскольку налоговым периодом по НДФЛ является календарный год, практически все изменения, внесенные в гл. 23 НК РФ, вступают в силу с 1 января 2020 года (ст. 216 НК РФ).

 

Доходы, полученные от источников в РФ.

 

Согласно изменениям, внесенным в п. 2 и 5 ст. 208 НК РФ, для целей гл. 23 НК РФ к доходам, полученным от источников в РФ, не относятся в том числе:

  • доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в виде выигрышей, полученных им от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов;
  • доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара в РФ.

В целях исчисления НДФЛ доходами также не признаются доходы в виде сумм НДФЛ, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом.

 

Проценты по вкладам в банках.

 

В соответствии с уточнениями, сделанными в ст. 214.2 НК РФ, для целей исчисления НДФЛ к вкладам приравняли остатки на счетах.

Выигрыши от участия в азартных играх и лотереях

Статья 214.7 НК РФ дополнена п. 3, согласно которому налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, определяется как положительная разница между денежными средствами, полученными участником азартных игр от организаторов азартных игр, и денежными средствами, уплаченными участником азартных игр организаторам азартных игр в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения в течение налогового периода, в порядке, предусмотренном названным пунктом.

Определение налоговой базы и исчисление суммы налога производятся налоговым органом по истечении налогового периода на основании данных, полученных от организаторов азартных игр, проводимых в казино и залах игровых автоматов, в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Налогоплательщики, получившие доходы в виде выигрышей от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

 

НДФЛ при продаже и при получении в дар недвижимости.

 

Согласно действующей редакции п. 6 ст. 210 НК РФ налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ. Но с 2020 года указанная налоговая база будет исчисляться с учетом особенностей, установленных новой ст. 214.10 НК РФ. При этом особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества по‑прежнему предусмотрены ст. 217.1 НК РФ.

 

Минимальный доход от продажи недвижимости.

 

Статьей 214.10 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения.

Так, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимости. В случае если кадастровая стоимость данного объекта недвижимости отсутствует в ЕГРН, указанные положения не применяются.

 

Камеральная проверка без декларации.

 

Если налогоплательщик не представит в установленный срок налоговую декларацию в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, то налоговый орган в соответствии с абз. 1 п. 1.2 ст. 88 НК РФ проведет камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах, исчислит сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных п. 3 – 5 ст. 214.10 НК РФ.

С 1 января 2021 года вступят в силу изменения налоговый кодекс с 2020, внесенные в ст. 88 НК РФ: она будет дополнена п. 1.2, согласно которому камеральная налоговая проверка в указанном случае проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. В рассматриваемом случае камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

Сумма НДФЛ исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.

Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, применяются и имущественные вычеты, предусмотренные ст. 220 НК РФ.

Налоговые органы определят доход от продажи недвижимости исходя из цены сделки, которая будет получена от компетентных органов. Если необходимая информация не будет получена от компетентного органа или цена сделки окажется меньше кадастровой стоимости объекта недвижимости, умноженной на коэффициент 0,7, то налоговики примут доход в сумме кадастровой стоимости, умноженной на коэффициент 0,7.

Если недвижимость находилась в долевой или совместной собственности, то доход будет определен пропорционально доле в праве собственности или в равных долях соответственно.

Соответствующие поправки внесены в ст. 217.1 НК РФ.

 

Дарение недвижимости.

 

Сумма НДФЛ по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы.

В данном случае доходы налогоплательщика принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в ЕГРН. При дарении доли доходы налогоплательщика принимаются равными соответствующей доле кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в ЕГРН.

В случае непредставления в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных в результате дарения объекта недвижимого имущества, проводится камеральная проверка на основе имеющихся у налогового органа документов (сведений).

 

Единовременные компенсационные выплаты.

 

С 2020 года список лиц из п. 37.2 ст. 217 НК РФ дополнится педагогическими работниками, то есть полученные ими единовременные компенсационные выплаты, не превышающие 1 млн руб., не будет облагаться НДФЛ. При этом новая норма применяется в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат педагогическим работникам, право на получение которых возникло с 1 января 2020 года до 31 декабря 2022 года включительно.

 

Имущественные налоговые вычеты.

 

Отдельные коррективы внесены в ст. 220 НК РФ. Так, расширены виды процентов, которые можно учесть в качестве имущественного вычета, – к ним добавили расходы на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством РФ) (пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Кроме того, с 2020 года при продаже имущества (за исключением ценных бумаг), полученного на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также по договору дарения, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества.

Если при получении налогоплательщиком имущества в порядке наследования или дарения налог в соответствии с п. 18 и 18.1 ст. 217 НК РФ не взимается, при налогообложении доходов, полученных при продаже такого имущества, учитываются также документально подтвержденные расходы наследодателя (дарителя) на приобретение этого имущества, если такие расходы не учитывались наследодателем (дарителем) в целях налогообложения, за исключением случаев, пре-
дусмотренных пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Новая норма применяется в отношении доходов физических лиц, полученных начиная с налогового периода 2019 года.

Отдельный порядок установлен для ситуации получения дохода от продажи доли в объекте недвижимого имущества, приобретенной в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256‑ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Новые нормы распространяются на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2017 года.

Также расширен перечень лиц, которые имеют право на получение имущественного вычета (п. 6 ст. 220 НК РФ): к действующим категориям добавлены родители детей и подопечных, признанных судом недееспособными.

 

Особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами.

 

Договоры купли-продажи ценных бумаг

Согласно дополнениям, внесенным в п. 1 ст. 226 НК РФ, с 2020 года, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 226.1 НК РФ, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам куп-
ли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

Указанные налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.

Обособленные подразделения

Теперь налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранномму налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Уплата НДФЛ за счет налогового агента

По общему правилу уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Теперь из этого правила будет исключение: случаи доначисления (взыскания) НДФЛ по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом.

Отдельные виды доходов

Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ будут производить в том числе физические лица – иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в силу п. 7.4 ст. 83 НК РФ, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам – иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, исходя из сумм таких доходов (п. 1 ст. 228 НК РФ дополнен пп. 9).

Соответственно, обозначенные лица обязаны самостоятельно рассчитать сумму НДФЛ и представить налоговую декларацию в налоговый орган.

Налоговая декларация

Казалось бы, незначительная поправка внесена в п. 4 ст. 229 НК РФ: налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации. Но она существенно упростит и сэкономит время налогоплательщиков, поскольку не нужно будет ждать окончания камеральной проверки декларации, чтобы представить отдельно заявление на возврат (зачет) НДФЛ. Данная норма вступит в силу с 1 января 2021 года.

Кроме того, с 2020 года налоговая декларация по НДФЛ на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через МФЦ, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Обязанности налоговых агентов

Особое внимание нужно обратить на изменения, внесенные в ст. 230 НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2020 года.

 

Единый срок представления отчетности по НДФЛ.

 

Пункт 2 ст. 230 НК РФ, определяющий порядок подачи отчетности по НДФЛ, приведен в новой редакции.

Налоговые агенты теперь должны будут представлять:

  • расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за I квартал, полугодие, девять месяцев (ф. 6‑НДФЛ) – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну) (ф. 2‑НДФЛ), – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Действующий срок представления формы 2‑НДФЛ – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Таким образом, срок представления форм 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ будет единым – не позднее 1 марта.

Снижение порога минимальной численности работников

Отчетность по формам 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ представляется налоговым агентом в электронной форме по ТКС. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях. В действующей редакции ст. 230 НК РФ указана цифра 25, то есть снижена численность физических лиц, при которой налоговый агент может представить отчетность по НДФЛ на бумажных носителях.

 

Единая форма отчетности по НДФЛ.

 

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ (ф. 2‑НДФЛ), за 2021 год и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6‑НДФЛ) (ст. 230 НК РФ).

 

Отчетность в один налоговый орган.

 

Общий порядок представления отчетности по НДФЛ для организаций, имеющих обособленные подразделения, не изменился: они представляют формы 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений.

Но налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений – территория одного муниципального образования либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, могут представить отчетность по НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации.

При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1‑го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления рассматриваемой отчетности.

* * *

 

С 2020 года вступят в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325‑ФЗ в гл. 23 НК РФ. Изменений много, они разные по значимости. Выделим наиболее важные для налоговых агентов:

  • с 2020 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, смогут представлять налоговую отчетность по НДФЛ и перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту учета либо самой организации, либо одного из ее обособленных подразделений. Для этого организации необходимо уведомить о своем выборе налоговый орган. Сейчас такие налоговые агенты сдают отчетность по месту учета как головной организации, так и каждого обособленного подразделения. Кроме того, если у организации есть несколько обособленных подразделений в другом муниципальном образовании (не в том, где зарегистрирована головная организация), то среди таких обособленных подразделений организация может выбрать ответственное лицо;
  • с 2020 года снижается порог минимальной численности работников с 25 до 10 человек, при которой налоговые агенты обязаны представлять соответствующую налоговую отчетность в электронной форме;
  • отчетность по НДФЛ за 2019 год представляется не позднее 2 марта 2020 года по следующим формам – справка 2‑НДФЛ и расчет 6‑НДФЛ. 

[1] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №11, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо