Бюджетные учреждения в случаях, предусмотренных ст. 15 Закона о контрактной системе закупок, вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона № 223‑ФЗ. 01.07.2018 вступают в силу многочисленные изменения данного закона, внесенные Федеральным законом № 505‑ФЗ. Об этих изменениях в 223 ФЗ расскажем в статье.
Федеральным законом № 505‑ФЗ в положения Федерального закона № 223‑ФЗ вводятся понятия конкурентной и неконкурентной закупки.
Конкурентные закупки согласно последней редакции 223 ФЗ будут проводиться:
Конкурентные закупки |
Неконкурентные закупки |
---|---|
|
|
Конкурентной будет считаться закупка, осуществляемая с одновременным соблюдением следующих условий: – информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком либо путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке, либо посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 Федерального закона № 223‑ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; – обеспечивается конкуренция между участниками закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; – описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ |
Неконкурентной будет являться закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентной закупки. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), тоже должны быть установлены в положении о закупке |
Федеральным законом № 505‑ФЗ установлены:
Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки или документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает разъяснение в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил данный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять разъяснение в случае, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заметим, что учреждение вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Такое решение размещается в ЕИС в день принятия.
Последняя редакция 223 ФЗ. Обратите внимание:
В силу ч. 8 и 9 ст. 3.2 Федерального закона № 223‑ФЗ для осуществления конкурентных закупок бюджетному учреждению необходимо:
Необходимо отметить, что учреждение вправе установить требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках при осуществлении закупок с начальной (максимальной) ценой договора более 5 млн руб. В извещении и документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в извещении и документации о закупке осуществляется участником закупки.
Также отметим, что в ст. 3.2 Федерального закона № 223‑ФЗ установлены сроки размещения извещения о проведении закупки тем или иным способом. Например, в случае конкурса или аукциона документация размещается в ЕИС не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а при запросе котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие.
Исходя из ч. 11 ст. 3.2 Федерального закона № 223‑ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке должны представляться согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным законом и положением о закупке. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок на основании положения о закупке.
Федеральным законом № 505‑ФЗ вводится требование о составлении заказчиком:
При этом протокол, составляемый в ходе конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки данных заявок (если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
В свою очередь, протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее – итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой заявки;
3) наименование (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица) участника закупки, с которым планируется заключить договор (если по итогам закупки определен ее победитель), в том числе единственного участника закупки, с которым планируется заключить договор;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. Если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок (если этапом закупки предусмотрена оценка заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Указанные протоколы, а также заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке должны храниться в учреждении не менее трех лет.
Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
Конкурентные закупки должны осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, должны осуществляться исключительно в электронной форме.
С 01.07.2018 вводятся требования к описанию в документации о конкурентной закупке предмета закупки. Так, согласно ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке заказчик обязан:
Использовать слова «(или эквивалент)» при указании в описании предмета закупки на товарный знак не нужно:
Отметим, что Федеральным законом № 505‑ФЗ внесены изменения в перечень сведений, содержащихся в извещении о закупке и документации о закупке.
Чтобы воспользоваться правом применения положений Федерального закона № 223‑ФЗ, бюджетное учреждение должно разработать и утвердить положение о закупке. Напомним, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения ее процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223‑ФЗ). Следовательно, учреждение самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
Однако мы не советуем торопиться и прямо сейчас вносить в положение о закупке изменения, о которых мы рассказали ранее. Бюджетным учреждениям нужно учесть тот факт, что начиная с 01.07.2018 учредителям бюджетных учреждений предоставлено право утвердить типовые положения о закупках и определить те бюджетные учреждения, для которых применение названного типового положения о закупке является обязательным. Иными словами, стоит подождать утверждения учредителем такого типового положения. Конечно, если ближе к середине июня данное положение не будет утверждено, вносить изменения все равно придется.
Отметим, что типовое положение должно содержать следующие сведения, не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными и автономными учреждениями положения о закупке:
При этом в типовом положении о закупке должна быть определена в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные и автономные учреждения обязаны внести изменения в свое положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке согласно типовому положению. Напомним, что в силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223‑ФЗ положение о закупке должно утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Порядок утверждения и согласования положения о закупке устанавливает учредитель.
Федеральным законом № 505‑ФЗ определено, что типовое положение о закупке должно быть размещено в ЕИС органом, его утвердившим, в течение 15 дней с даты его утверждения. В тот же срок размещаются изменения, вносимые в типовое положение. В последнем случае указывается срок, в течение которого бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия должны скорректировать свои положения о закупке или утвердить новые. При этом названный срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений в типовом положении.
Последняя редакция 223 ФЗ. Обратите внимание:
Начиная с 01.07.2018 если в течение срока, предусмотренного Федеральным законом № 223‑ФЗ, заказчик не разместит утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, то на такого заказчика до дня размещения им положения о закупке будут распространяться положения Закона о контрактной системе закупок (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона № 223‑ФЗ).
Начиная с 01.07.2018 изменяется перечень отчетности, составляемой по результатам закупок. Бюджетное учреждение не позднее 10‑го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должно будет размещать в ЕИС сведения:
С 01.07.2018 расширяется перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС, к которым будут относиться и сведения:
Кратко сформулируем основные выводы:
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.