Вернуться к списку журналов

Как и зачем вносить изменения в задание учреждения до конца текущего года?

Автор: Зайцева Г.Г., редактор журнала

Оценка выполнения и корректировка в текущем году показателей задания – важный этап взаимодействия органов-учредителей и подведомственных автономных учреждений. С помощью этого инструмента учредители контролируют объемы и качество предоставления учреждениями услуг и при необходимости пересматривают размер их текущего финансирования, а АУ показывают фактические результаты работы и, если возникает расхождение с плановыми показателями, получают возможность сразу и без серьезных финансовых последствий урегулировать ситуацию. Обычно корректировка происходит по результатам рассмотрения предварительного отчета о выполнении задания, но существуют и иные способы. Расскажем об этой процедуре.

 

Вопрос

Фактические показатели, зафиксированные в предварительном отчете, расходятся с плановыми, установленными государственным (муниципальным) заданием. Последует ли за этим изменение суммы субсидии, выделенной автономному учреждению на текущий год?

 

По логике законодателей, подача органу-учредителю предварительного отчета о выполнении задания должна обеспечить контроль соответствия плановых и фактических значений. При несовпадении «плана» и «факта» названный отчет становится основанием для корректировки задания и объема субсидии на его выполнение.

Впрочем, даже при расхождении плановых и фактических значений, которые предполагается достигнуть к концу текущего года, сумма субсидии изменится не всегда. Сохранить утвержденный объем средств можно при следующих обстоятельствах.

  1. Автономному учреждению установлен процент допустимых (возможных) отклонений, в пределах которого задание считается выполненным. Конкретные значения, выраженные в процентах либо абсолютных величинах, вносятся в государственное (муниципальное) задание и укладываются в границы, установленные в порядке формирования и финансового обеспечения задания.

Послабление применяют во многих публично-правовых образованиях. В частности, для федеральных АУ оно предусмотрено абз. 6 п. 3, п. 46 Положения № 640[1]. Эти нормы определяют: если показатели предварительной оценки достижения плановых значений годового объема услуг в предварительном отчете меньше показателей задания (с учетом допустимых отклонений), оно подлежит уточнению. Затем корректируется размер платежа, завершающего выплату субсидии, – на сумму, эквивалентную недостигнутым показателям, превышающим допустимое отклонение.

Аналогичная практика распространена в регионах и муниципальных образованиях. Допустимые отклонения, при которых сумма субсидии сохраняется, разрешено использовать, скажем, в Забайкальском крае[2] и Республике Башкортостан[3]. Обычно «коридор» составляет 5 – 10%. Выход за его границы и становится основанием для изменения объема субсидии.

Однако в некоторых субъектах РФ (к примеру, в Московской области[4]) отказались от использования допустимых отклонений. А значит, для подведомственных учреждений послаблений нет: любое расхождение плановых и фактических значений повлечет корректировку задания и суммы субсидии, выделенной на текущий год.


Даже при расхождении плановых и фактических значений, которые предполагается достигнуть к концу текущего года, сумма субсидии изменится не всегда.


  1. Основание для уточнения задания и размера субсидии – только недостигнутые показатели объема оказания услуг. Качественные показатели в расчет не берутся.

Какие именно параметры учитываются при расчете, определяется в конкретном порядке формирования и финансового обеспечения задания. Так, для федеральных АУ основанием для пересмотра суммы субсидии будут лишь показатели годового объема предоставления государственных услуг, указанные в предварительном отчете, хотя в нем должны отражаться и значения показателей качества (п. 46 Положения № 640). Такое же правило установили в Краснодарском крае, Томске (реквизиты нормативных актов приведены в таблице выше) и многих других регионах и муниципалитетах.

Но существует и иная практика: задание и сумма субсидии уточняются при прогнозируемом недостижении показателей и объема, и качества. По этому пути пошли, к примеру, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре[5]. В данном случае у подведомственных учреждений будет меньше шансов сохранить первоначальный объем субсидии.

Отметим, что в порядке формирования, финансового обеспечения задания обычно учитывается лишь ситуация уменьшения размера субсидии вследствие недостижения плановых показателей. Случаи увеличения объема финансирования из-за перевыполнения учреждениями плана регулируются крайне редко. Например, в Свердловской области[6] органы-учредители сохранили за собой право не менять (то есть не увеличивать) подведомственным АУ размер субсидии, если их фактические показатели, отраженные в квартальном отчете, превысили плановые.

 

Вопрос

Автономное учреждение не составляет и не подает предварительный отчет о выполнении задания. На основании каких документов орган-учредитель уточняет задание и объем субсидии на его выполнение?

 

Действительно, в некоторых регионах и муниципальных образованиях органы власти не обязывают подведомственные учреждения формировать предварительные отчеты (скажем, в Ленинградской области[7], Новосибирске[8]) или устанавливают иную периодичность подачи отчетности – например, квартальную (так сделали в Пермском крае[9]).

В первом случае автономному учреждению следует самому направить органу-учредителю предложение об изменении размера субсидии. Сделать это можно в любой момент – как только АУ выявит расхождение плановых и фактических показателей и придет к выводу, что исправить ситуацию до конца года не получится.

В частности, в типовой форме соглашения о предоставлении субсидии[10], применяемой федеральными АУ, учтена такая возможность. В пунктах 4.1.5 и 4.4.2 типовой формы указано, что учреждение вправе направить органу-учредителю предложения по исполнению соглашения, в том числе по изменению размера субсидии, а учредитель обязан рассмотреть эти предложения и ответить на них в срок, установленный данным соглашением.

Во втором случае основанием для принятия органом-учредителем решения станет квартальный отчет, в котором зафиксировано расхождение плановых и фактических показателей.


[1] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[2] Постановление правительства Забайкальского края от 17.11.2015 № 556 «Об утверждении Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Забайкальского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

[3] Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2008 № 453 «О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» (с последующими изменениями).

[4] Постановление правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Московской области».

[5] Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.09.2015 № 318-п «О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и финансовом обеспечении его выполнения».

[6] Постановление правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 76-ПП «О Порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (с последующими изменениями).

[7] Постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2015 № 543 «Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области, Положения о финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области».

[8] Постановление мэрии г. Новосибирска от 31.12.2015 № 7519 «О Порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных постановлений мэрии города Новосибирска».

[9] Постановление правительства Пермского края от 29.09.2014 № 1071-п «Об утверждении Порядка формирования, утверждения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и его финансового обеспечения, Порядка проведения мониторинга исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и внесения изменений в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) и объем его финансового обеспечения, Порядка определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели».

[10] Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.

Руководитель автономного учреждения, №10, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо