Вернуться к списку журналов

Имущество АУ: земельные участки и ограничения для отдельных видов имущества.

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В заключительной части цикла речь пойдет об использовании автономными учреждениями закрепленных за ними земельных участков и ограничениях в распоряжении отдельными видами имущества.

 

Государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) уделяют имущественным вопросам особое внимание. В прошлых номерах мы рассмотрели некоторые аспекты этой темы: возникает ли у учреждения право собственности на имущество, каковы пределы самостоятельности АУ в распоряжении последним. Кроме того, мы разобрали правила использования, сдачи в аренду, изъятия и списания имущества, отдельно остановились на нормах, касающихся особо ценного движимого имущества, и на том, как согласовывать распоряжение имуществом с собственником. В заключительной части цикла речь пойдет об использовании автономными учреждениями закрепленных за ними земельных участков и ограничениях в распоряжении отдельными видами имущества.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.

 В силу федерального законодательства об автономных учреждениях земельный участок, необходимый для выполнения АУ своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования[1]. В свою очередь, согласно гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ).

По гражданскому законодательству лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе (если иное не предусмотрено законом) самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. При этом недвижимость, созданная этим лицом для себя, является его собственностью (п. 2 ст. 269 ГК РФ). Правда, в случае с автономным учреждением следует учитывать: в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ собственником любого имущества учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование и любое имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Поэтому если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке какое-то здание или сооружение (например, котельную), его собственником все равно будет учредитель АУ со всеми вытекающими последствиями, связанными с пределами самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом (см. вторую часть статьи, опубликованную в № 6, 2017).

На основании земельного законодательства все земли в Российской Федерации делятся на категории (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов и т. д.). Кроме того, у каждого земельного участка имеется определенный вид разрешенного использования, который должен быть указан в акте о передаче участка в пользование (ст. 7 ЗК РФ). Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Минэкономразвития[2].

 


Если предположить, что автономное учреждение за счет внебюджетных доходов построит на предоставленном ему земельном участке, допустим, котельную, ее собственником все равно будет учредитель АУ.


 

Например, вид разрешенного использования земельного участка автономного лечебного учреждения – «Здравоохранение» (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи), чему соответствует код 3.4. В него, в свою очередь, включены два подкода:

  • 3.4.1 «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории);
  • 3.4.2 «Стационарное медицинское обслуживание» – размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи в стационарах (больницы, родильные дома, научно-медицинские учреждения и прочие объекты, обеспечивающие оказание услуги по лечению в стационаре); а также станций скорой помощи.

Важным «пределом закона», касающимся распоряжения автономным учреждением своим земельным участком, является и то, что лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими участками (п. 3 ст. 269 ГК РФ). Иными словами, автономное учреждение не может не только продать, но и сдать в аренду часть земельного участка для размещения, например, стационарной или временной торговой точки. Исключения предусмотрены лишь для двух ситуаций.

1. Заключение соглашения об установлении сервитута, то есть пользовании земельным участком автономного учреждения иным лицом в установленных законом случаях (использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, временное пользование земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ и т. д.) (п. 3 ст. 269, ст. 274 – 277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ).

2. Передача земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела на основании земельного законодательства. Однако возможность такой передачи по договору безвозмездного пользования, в частности, предусматривается для работников только федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, на время установления с этими работниками трудовых отношений (п. 2 ст. 24 ЗК РФ). Поэтому к автономным учреждениям данное исключение практического отношения не имеет.

 

 

ОГРАНИЧЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ИМУЩЕСТВА.

 Федеральным законодательством об автономных учреждениях и подзаконными актами установлены определенные ограничения в распоряжении АУ отдельными видами имущества. Например, имущество, отчуждаемое в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда, а также документы Архивного фонда и национального библиотечного фонда независимо от своей балансовой стоимости относятся к особо ценному движимому имуществу[3]. То есть распоряжаться названным имуществом учреждение может только с согласия учредителя (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ).

 


Автономное учреждение не может не только продать, но и сдать в аренду часть предоставленного земельного участка для размещения, например, стационарной или временной торговой точки.


 

Но согласия вышестоящего органа в отношении того или иного недвижимого или особо ценного движимого имущества не всегда достаточно. Так, учреждение не вправе использовать объекты культурного наследия народов РФ, предметы и документы, входящие в состав Музейного фонда, Архивного фонда, национального библиотечного фонда, в качестве взноса в уставный (складочный) капитал других юридических лиц (например, при создании коммерческой организации) даже при согласии на это органа-учредителя (ч. 6 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Напомним, что указанные объекты, предметы и документы учитываются в порядке, установленном федеральными законами. В частности, здание, находящееся в оперативном управлении автономного учреждения, считается объектом культурного наследия народов РФ, если оно включено в специальный реестр таких объектов, который ведет Минкультуры[4].

Кроме того, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из него, закрепляются за автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными актами РФ (ч. 8 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Это означает, что первым из названных видов имущества учреждение может распоряжаться только при выполнении определенных условий, а вторым – вообще не может. Например, если автономное учреждение субъекта РФ (художественный музей) намерено продать картину, включенную в состав Музейного фонда, сделать это оно вправе не только при наличии согласия своего учредителя (субъекта РФ), поскольку данная картина должна быть отнесена к категории особо ценного движимого имущества (см. выше), но и при условии получения специального разрешения Минкультуры[5] – здесь имеет место ограничение использования имущества в гражданском обороте. А какое-либо распоряжение так называемыми новыми потенциально опасными психоактивными веществами запрещено вовсе[6] – здесь имеет место изъятие имущества из гражданского оборота.



[1] Часть 7 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

[2] Часть 2 ст. 7 ЗК РФ, Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

[3] Подпункт «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

[4] Статья 15 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», портал mkrf.ru/ais-egrkn.

[5] Статья 12 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

[6] Статья 2.2 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Руководитель автономного учреждения, №8, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо