Вернуться к списку журналов

Ежемесячная отчетность в ПФР

Новая отчетность в ПФР с 2016 года.

С апреля 2016 года работодателям придется ежемесячно сообщать в ПФР сведения по каждому физическому лицу, на выплаты и вознаграждения которому начисляются страховые взносы. Что входит в состав сведений, передаваемых работодателем? Какими способами должны передаваться? Установлены ли санкции за неисполнение указанной обязанности? Ответы на эти и другие вопросы – в данном материале.

 

Ежемесячная отчетность в ПФР введена Законом № 385-ФЗ[1]. Он дополнил Закон № 27-ФЗ[2] новыми положениями, установив сроки и порядок представления обозначенного отчета, а также меры ответственности за невыполнение страхователями новых требований. Поясним: появление новой отчетности в ПФР с 2016 года обусловлено изменениями пенсионного законодательства, а точнее, необходимостью для установления работающих пенсионеров (в том числе тех, с кем заключены гражданско-правовые договоры). 

Дело в том, что с 1 февраля 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета плановых индексаций стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ[3]).

 

Состав ежемесячной отчетности в ПФР.

Ежемесячная отчетность в ПФРС 1 апреля работодателю придется в дополнение к квартальному отчету по форме РСВ-1 ПФР ежемесячно подавать следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым также начисляются страховые взносы (п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ):

  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • фамилия, имя и отчество;
  • ИНН.

Отметим: по смыслу п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения в ПФР работодателю необходимо подавать на всех работников, независимо от их возраста и наличия у них права на пенсию.

Представлять ежемесячный отчет нужно в подразделения ПФР по месту регистрации страхователя.
Кстати, ФИО и СНИЛС работников указываются также в подразд. 6.1 разд. 6 расчета РСВ-1 (утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п).

 

Сроки сдачи ежемесячного отчета.

Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ обозначенные сведения о работниках нужно подавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем. Первый раз отчет должен быть подан за апрель, то есть не позднее 10 мая 2016 года (ст. 9 Закона № 385-ФЗ). Но если срок сдачи отчета попадает на выходной или праздничный день, то переносится на ближайший рабочий день. Соответственно, сроки сдачи ежемесячной отчетности в ПФР в 2016 году составят (см. таблицу):

Отчетный период

Срок сдачи отчета

За апрель

10 мая 2016 года

За май

14 июня 2016 года

За июнь

11 июля 2016 года

За июль

10 августа 2016 года

За август

12 сентября 2016 года

За сентябрь

10 октября 2016 года

За октябрь

10 ноября 2016 года

За ноябрь

12 декабря 2016 года

За декабрь

Не позднее 10 января 2017 года

(если этот день не будет выходным)


Способ подачи новой отчетности в ПФР с 2016 года.

Каких-либо особенностей сдачи ежемесячной отчетности в ПФР Закон № 385-ФЗ не предусматривает. Значит, этот отчет должен подаваться в подразделения ПФР по общим правилам представления сведений о застрахованных лицах, установленным ст. 8 Закона № 27-ФЗ. Они показаны на схеме (см. стр.).

 

На момент подготовки данного материала электронная форма нового ежемесячного отчета в ПФР и формат ее сдачи через Интернет не были утверждена. Вероятно, соответствующий ведомственный приказ появится позднее.

 

Ответственность за непредставление ежемесячной отчетности в ПФР.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо. Словом, любое опоздание (даже незначительное – например, на 1 день) с отчетностью может обернуться для страхователя серьезными финансовыми потерями. К примеру, за опоздание при подаче сведений о 40 застрахованных лиц размер штрафа составит 20 000 руб. (40 чел. х 500 руб.).

сведения в пфр Взыскиваться данный штраф будет в порядке, предусмотренном ст. 19 и 20 Закона № 212-ФЗ[4], то есть за счет средств на счетах страхователя или иного его имущества. 

 Есть нюанс, на который следует обратить внимание. В настоящее время из Закона № 212-ФЗ (в частности, из пп. 4 п. 6 ст. 39) исключены положения о смягчающих обстоятельствах, уменьшающих штраф. Но КС РФ Постановлением от 19.01.2016 № 2-П признал, что поправки, внесенные в названную норму Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ, противоречат Конституции РФ. Поэтому теперь законодатель обязан предусмотреть порядок уменьшения размера штрафа и определить, какие органы могут его снижать. Также должны быть закреплены условия для снижения, правила учета отягчающих и смягчающих обстоятельств и минимальная величина назначенной меры ответственности. До тех пор, пока не сделаны эти поправки, снизить размер санкции страхователь сможет лишь в судебном порядке и в исключительных случаях.

 

Информация к размышлению.

Казалось бы, составление ежемесячной отчетности в ПФР и сбор сведений о застрахованных лицах – не очень трудоемкая для страхователя обязанность. Вместе с тем с учетом цели этого новшества для работодателей, у которых отсутствуют работающие пенсионеры, данный документ, по сути, является лишней формой отчетности. Тем не менее, раз обязанность по подаче сведений в ПФР о работниках введена – нужно исполнять.

В то же время положения ст. 17 Закона № 27-ФЗ (в ред. Закона № 385-ФЗ) не предусматривают ответственность страхователя за отказ предоставить сведения о застрахованных лицах. Формулировка ч. 4 гласит, что санкция применяется, если сведения представлены с опозданием или с ошибками. Получается, что если страхователь не представит сведения в ПФР о работниках вовсе, он не будет оштрафован. Ведь величина штрафа зависит от количества работников, соответственно, если сведения в ПФР по ним не представлены, нет и штрафа. Не подпадает указанное деяние и под ответственность, установленную ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. В ней тоже говорится о непредставлении в установленные сроки сведений и размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении от суммы страховых взносов, начисленной к уплате.

И это далеко не единственный нерешенный вопрос по поводу анализируемого вида отчетности.

Напомним, что дословно перечень лиц, о которых подаются сведения, в п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ охарактеризован так: о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы). Согласитесь, довольно обтекаемая формулировка.

Например, что значит «каждый работающий»? На наш взгляд, под эту категорию подпадают абсолютно все лица, состоящие в трудовых отношениях со страхователем, в том числе работники, которым в отчетном месяце не начислялись и не производились никакие выплаты (то есть лица, которые находятся в отпуске без сохранения заработной платы или в отпуске по уходу за детьми). Но нужна ли самому ПФР информация о лицах, не получавших выплат, включаемых в базу для обложения страховыми взносами?

Неясности возникают и в отношении второй категории лиц. Например, как правильно подать сведения в ПФР о лице, с которым заключен гражданско-правовой договор на несколько месяцев, а выплата вознаграждения по нему предусмотрена по окончании его действия? Формально сведения по такому лицу должны подаваться за каждый месяц действия договора. И снова все тот же вопрос – зачем?

Очевидно, эти и другие вопросы в скором времени будут разъяснены специалистами ПФР, а до тех пор придется включать в ежемесячный отчет сведения абсолютно обо всех лицах, с кем заключены трудовые или гражданско-правовые договоры.



[1] Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».

[2] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[3] Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

[4] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

 

,
эксперт журнала
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», №3, март, 2016 г.

Специальные предложения Аюдар Инфо