Вернуться к списку журналов

Для льготы по страховым взносам СЭЗ не разделяется между Севастополем и Крымом

Автор: Казаков Е. С., эксперт журнала

Чтобы участник СЭЗ мог пользоваться льготами, которые ему предоставляет такой статус, он должен выполнить ряд условий. Это касается и пониженных ставок страховых взносов. Здесь определенная сложность могла возникать у участника СЭЗ, который действует не только в своем регионе (Севастополе или Республике Крым), но и в соседнем (соответственно Республике Крым или Севастополе). Хотя оба региона являются участниками СЭЗ, проблему создавало наличие административной границы между ними.

Теперь эта проблема, по‑видимому, преодолена – благодаря Определению ВС РФ от 30.03.2021 № 310‑ЭС21-2512 по делу № А84-2436/2019.

 

Статьей 8 Федерального закона от 29.11.2014 № 377‑ФЗ установлено, что свободная экономическая зона включает территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и примыкающие к территориям Республики Крым и Севастополя, внутренние морские воды и территориальное море РФ, в пределах границ которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Данный закон ничего не говорит о разделении СЭЗ на какие‑либо территории в связи с административным делением. И это, как мы увидим далее, имеет значение.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 377‑ФЗ лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, в зависимости от места реализации инвестиционного проекта должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города Севастополя (то есть конкретно в одном из этих двух регионов), состоять на учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным указанным законом.

В пунктах 20 и 20.1 ст. 13 Федерального закона № 377‑ФЗ говорится, что участник СЭЗ вправе реализовывать инвестиционный проект в СЭЗ с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом названный особый режим не применяется к деятельности филиалов и представительств юридических лиц – участников СЭЗ, расположенных за пределами СЭЗ.

В деле № А84-2436/2019 рассматривалась следующая ситуация. Между налогоплательщиком и правительством Севастополя был заключен договор об условиях деятельности в СЭЗ на территории Севастополя. Данным договором налогоплательщику было предоставлено право применять особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

В инвестиционной декларации были заявлены сведения о местоположении и регистрации налогоплательщика в Севастополе, отражено наличие двух производственных площадок. Было указано на применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных для участников СЭЗ, к фонду оплаты труда всех работников, занятых при осуществлении видов экономической деятельности, включенных в эту декларацию.

В силу пп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, могли применять организации и ИП, получившие статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом № 377‑ФЗ.

 

К сведению:

С 13.07.2020 на основании Федерального закона от 13.07.2020 № 204‑ФЗ несколько изменился пп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ. В частности, в него включено правило, согласно которому высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя в течение трех рабочих дней после внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении плательщика в указанный реестр либо записи о заключении с плательщиком, имеющим статус участника СЭЗ, другого договора об условиях деятельности в СЭЗ представляют в электронном виде в налоговые органы информацию о согласованном с таким плательщиком перечне рабочих мест физических лиц, занятых в реализации соответствующего инвестиционного проекта в СЭЗ.

 

В любом случае физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, в рамках которого и должны применяться пониженные тарифы, признается лицо, которое заключило трудовой договор с плательщиком – участником СЭЗ и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта. Условия применения пониженных страховых взносов участником СЭЗ приведены в п. 10 ст. 427 НК РФ.

Арбитры отметили, что Федеральный закон № 377‑ФЗ не запрещает участнику СЭЗ иметь структурные или обособленные подразделения на территориях двух субъектов РФ, входящих в СЭЗ, которые непосредственно используются этим участником для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ.

При этом особые правила как налогообложения, так и применения пониженного тарифа предусмотрены именно в соответствии с осуществлением предпринимательской деятельности по видам, которые указаны в договоре об условиях деятельности в СЭЗ.

Значит, участник СЭЗ, имеющий структурные подразделения, территориально расположенные в разных субъектах, но в одной СЭЗ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к начислениям работникам, трудящимся во всех этих подразделениях, если выполняются условия, предусмотренные Федеральным законом № 377‑ФЗ и НК РФ. 

Бухгалтер Крыма, №5, 2021 год

Специальные предложения Аюдар Инфо