Вернуться к списку журналов

Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы.

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Вопрос:

Может ли использоваться режим коммерческой тайны в отношении отдельных сторон внебюджетной деятельности БУ и его доходов от оказания платных услуг, которые не входят в состав госзадания?

 

В соответствии с федеральным законодательством о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений[1]:

  1. Содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах в соответствующие государственные реестры.
  2. Содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности.
  3. О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов.
  4. О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения.
  5. О численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест.
  6. О задолженности работодателей по выплате зарплаты и социальным выплатам.
  7. О нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их совершение.
  8. Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности.
  9. О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (НКО), о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО.
  10. О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица.
  11. Обязательность раскрытия которых или запрет ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Исходя из приведенных позиций БУ не может отнести к коммерческой тайне следующие сведения, касающиеся оказания им платных услуг (выполнения платных работ), не включенных в государственное или муниципальное задание:

  • о наличии имущества, которое используется для оказания услуг (выполнения работ), – позиции 3 и 9 вышеприведенного списка. Здесь сразу же напомним, что бюджетное учреждение является НКО [2].
  • о доходах, полученных от оказания услуг (выполнения работ), – позиция 9.
  • о расходах, связанных с оказанием услуг, – позиция 9.
  • о численности и размере оплаты труда сотрудников, задействованных в оказании услуг (выполнении работ), – позиция 9.

Кроме того, отметим, что к позиции 11 также относятся сведения, открытость и доступность которых БУ должны обеспечивать в соответствии с федеральным законодательством об НКО[3], о контрактной системе и Законом № 223-ФЗ[4]. Поэтому дополнительно к указанным выше данным, которые не могут быть предметом коммерческой тайны, и применительно к деятельности БУ по оказанию платных услуг (выполнению платных работ) вне рамок государственного или муниципального задания можно выделить следующие сведения:

1) план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД);

2) годовая бухгалтерская отчетность;

3) планы закупок и планы-графики закупок;

4) заключенные договоры о закупке товаров (работ, услуг);

5) перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, с указанием потребителей указанных услуг (работ);

6) перечень документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о госрегистрации, лицензии и другие разрешительные документы);

7) количество штатных единиц учреждения (указываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников учреждения на начало и на конец отчетного года);

8) средняя заработная плата сотрудников;

9) изменение (увеличение, уменьшение) балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах);

10) общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба от недостач и хищений материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей;

11) изменения (увеличение, уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных планом ФХД относительно предыдущего отчетного года (в процентах), с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;

12) суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ);

13) цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода);

14) общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей);

15) количество жалоб потребителей и принятые по результатам их рассмотрения меры.

16) суммы кассовых и плановых поступлений (с учетом возвратов) в разрезе поступлений, предусмотренных планом ФХД;

17) суммы кассовых и плановых выплат (с учетом восстановленных кассовых выплат) в разрезе выплат, предусмотренных планом ФХД;

18) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

19) общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

20) общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного в аренду или в безвозмездное пользование);

21) количество объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

22) объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления;

23) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет средств, выделенных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, учреждению на указанные цели;

24) общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет доходов, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Обратите также внимание на то, что приведенный перечень может быть не исчерпывающим – учредитель, устанавливая порядок составления публичного отчета своих подведомственных учреждений о результатах их деятельности, вправе его расширить.

Таким образом, возможности БУ по «сокрытию» каких-то сведений о себе достаточно ограничены. К коммерческой тайне учреждение может отнести, пожалуй, только информацию о технологиях (методиках) оказания платных услуг (например, используемые неполные патенты, программные продукты, какие-то технологии производства продукции), информацию о проведенных маркетинговых исследованиях. При этом в первом случае следует помнить о требованиях, установленных федеральным законодательством о защите прав потребителей в части права потребителей на информацию о товарах (работах, услугах)[5] – например, от потребителя нельзя скрывать сведения об использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, если содержание последних в таком компоненте более 0,9%).

 

Вопрос:

В бюджетном образовательном учреждении действует здравпункт. Вправе ли учреждение оплачивать труд работающего там персонала из средств субсидии на выполнение госзадания? При этом само задание не включает в себя оказание медицинской помощи.

 

В соответствии с гражданским законодательством БУ обладает самостоятельностью в расходовании средств, полученных от приносящей доход деятельности (абз. 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ). В трактовке п. 14 ч. 1 ст. 251 НК РФ субсидии, предоставляемые бюджетным учреждениям, тоже являются доходами, однако фактически законодатель, конечно, наделил БУ самостоятельностью только в расходовании средств, полученных от оказания платных услуг (выполнения платных работ). Поэтому расходовать средства субсидии, предоставленной учреждению на выполнение госзадания, следует все-таки с согласия учредителя.

На практике ответ на данный вопрос зависит еще и от того, функционирует ли здравпункт в учреждении все-таки ради выполнения госзадания или абсолютно независимо от него. Само задание может и не включать указания на предоставление медпомощи, но в соответствии с каким-то правилами или стандартами оказание образовательных услуг по заданию должно сопровождаться наличием возможности оказать в случае необходимости медпомощь (например, при обучении плаванию). Если же работа здравпункта связана исключительно с оказанием учреждением платных услуг вне рамок задания, оплачивать работу сотрудников здравпункта из средств субсидии категорически не рекомендуется. На практике контрольные органы предъявляют учреждениям по этому поводу претензии, требуя от них финансировать деятельность по предоставлению платных услуг из внебюджетных средств, а при судебном обжаловании этих претензий суды не поддерживают позицию учреждений[6].

 

Вопрос:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования (спортивная школа) за счет внебюджетных средств приобрело оборудование в тренажерный зал. Данное имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальным, но используется при оказании платных услуг. Кто должен оплачивать расходы на содержание этого имущества – учредитель или само учреждение?

 

Движимое имущество БУ может являться особо ценным или не относиться к этой категории[7]. При этом к особо ценному учредитель может отнести и имущество, которое приобретено учреждением за счет внебюджетных средств: критерии включения имущества учреждения в состав особо ценного не содержат ограничений в отношении финансового источника его приобретения[8]. В свою очередь, финансовое обеспечение выполнения БУ государственного или муниципального задания осуществляется учредителем, в том числе с учетом расходов на содержание особо ценного движимого имущества – за исключением случая, если учреждение сдает его в аренду (абз. 2 и 3 ч. 6 ст. 9.2 Закона об НКО).


Если движимое имущество не отнесено учредителем к категории особо ценного, то все расходы на его содержание несет учреждение.


Таким образом, если указанное в вопросе имущество не отнесено учредителем к категории особо ценного движимого, то все расходы на его содержание должно нести само учреждение. А вот если отнесено, необходимо учитывать, как учредитель понимает приведенную в федеральном законодательстве формулировку «с учетом расходов» (см. выше) – ведь конкретные правила финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания устанавливаются на уровне конкретного учредителя (ч. 7 ст. 9.2 Закона об НКО), причем иногда индивидуально, применительно к конкретным учреждениям. Например, в отношении федеральных БУ действует условие, согласно которому учитываются все затраты на содержание любого такого имущества[9], хотя общей нормативной тенденцией на всех уровнях является исключение с 2019 года из расчета объема субсидий на выполнение заданий затрат, связанных с содержанием имущества, не используемое для выполнения заданий[10].

 

Вопрос:

Обязано ли БУ публиковать на официальном сайте (bus.gov.ru) расчеты (обоснования) по выплатам, являющиеся справочной информацией к плану ФХД?

 

В соответствии с общефедеральными требованиями к составлению и утверждению плана ФХД расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам учреждения прилагаются к представляемому на утверждение проекту плана, а план ФХД бюджетного учреждения утверждается руководителем учреждения, если иное не установлено учредителем[11] («иным» на практике может быть утверждение плана самим учредителем). Таким образом, функция этих документов, носящих справочный характер (что отдельно обозначается в указанных требованиях), фактически заключается в том, чтобы обосновать общие цифры по плановым выплатам, которые будут затем зафиксированы в утвержденном плане. В состав самого плана ФХД эти документы не входят, упоминание о них также отсутствует в правилах предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением и ее размещения на официальном сайте[12]. Поэтому размещать эти документы на сайте bus.gov.ru не требуется.


[1] Статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

[2] Часть 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).

[3] Часть 3.3 ст. 32 Закона об НКО, Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества», утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 № 114н.

[4] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[5] Статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[6] См., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 № 01АП-1901/2018 по делу № А43-32833/2017.

[7] Часть 11 ст. 9.2 Закона об НКО, Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

[8] Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 № 02-06-10/56069.

[9] Подпункт «в» п. 20 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640. В данном положении также есть норма, по которой учредитель несет только часть расходов по содержанию имущества учреждения, которое не используется для выполнения госзадания (п. 34), но так как речь идет только об электрической и тепловой энергии, фактически эта норма касается исключительно недвижимого имущества.

[10]Например, Постановление администрации Каменского района от 10.11.2017 № 1101 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Каменского района Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

[11] Абзац 2 п. 11 и п. 22 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

[12] Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н.

Руководитель бюджетной организации, №12, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо