Вернуться к списку журналов

Об изменениях, направленных на предотвращение возникновения дебиторской задолженности бюджетных учреждений.

Автор: Павелин А., эксперт журнала

27.11.2017 вступили в силу поправки, внесенные в Федеральный закон № 83-ФЗ[1] Федеральным законом № 347-ФЗ[2]. Указанные изменения направлены на оптимизацию операций, связанных с привлечением средств бюджетных учреждений в соответствующий бюджет в целях повышения ликвидности единого счета бюджета и их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены. Кроме того, предусмотрено ограничение авансовых платежей при заключении бюджетными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Авансовые платежи.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе[3] государственные и муниципальные заказчики при заключении контрактов вправе предусмотреть в них авансовые платежи. При этом размеры авансовых платежей получателей средств федерального бюджета ежегодно устанавливаются Правительством РФ. Так, на 2017 год размеры авансовых платежей определены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление № 1551).

Положения п. 43 Постановления № 1551 предписывали учредителям бюджетных учреждений обеспечить включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельных размеров выплат авансовых платежей, установленных для получателей бюджетных средств. То есть фактически названная норма распространяет предельные размеры авансовых платежей, установленные в Постановлении № 1551, и на бюджетные учреждения. При этом данные требования не распространяются на случаи заключения федеральными бюджетными учреждениями договоров на закупку товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за счет средств от приносящей доход деятельности (Письмо Минэкономразвития РФ от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3105). Заметим, что аналогичные положения действовали в 2016 году.

В целях повышения эффективности использования средств бюджетными учреждениями положения ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ дополнены новой нормой, в силу которой бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусматривающих авансовые платежи, обязаны соблюдать требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

На 2018 год размер авансовых платежей для получателей средств федерального бюджета, а следовательно, и для федеральных бюджетных учреждений установлен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (далее – Постановление № 1496). Согласно п. 18 указанного постановления федеральные бюджетные учреждения вправе предусмотреть авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ:

– на сумму, не превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта);

– на сумму, превышающую 600 млн руб., – до 30% суммы договора (государственного контракта), при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)).

Необходимо отметить, что указанные ограничения распространяются только на договоры по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. В случае заключения договора на текущий ремонт эти положения применять нельзя. Напомним: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

По остальным договорам (государственным контрактам) учреждения могут при заключении договоров (контрактов) предусматривать авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80%, от 30 до 90% и 100% от стоимости договора. При этом:

  1. Авансовый платеж в размере до 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ допускается по договорам (государственным контрактам):
  • об оказании услуг связи;
  • о подписке на печатные издания и об их приобретении;
  • об обучении на курсах повышения квалификации;
  • о прохождении профессиональной переподготовки;
  • об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
  • о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансового обеспечения строительства этих объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;
  • об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
  • о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
  • об аренде индивидуального сейфа (банковской ячейки);
  • об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • об обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
  • о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями;
  • о проведении мероприятий по тушению пожаров.

Необходимо отметить, что перечень товаров, работ, услуг, при приобретении которых договором (контрактом) может быть предусмотрена 100%-я предоплата, является закрытым.

  1. Авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ могут быть предусмотрены по договорам (государственным контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при наличии подтверждения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции, полученного до размещения извещения о закупке или до направления приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо до осуществления закупки у единственного поставщика при включении в указанные договоры (государственные контракты) (за исключением договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с Законом о контрактной системе условия об осуществлении в соответствии с бюджетным законодательством РФ территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения указанных авансовых платежей.
  2. Авансовые платежи в размере свыше 30%, но не более 90% суммы договора (государственного контракта) (за исключением договоров (государственных контрактов), по которым применяются авансовые платежи в размере, не превышающем 30%) устанавливаются в договорах (государственных контрактах) в отношении которых производится казначейское сопровождение.
  3. Авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта) предусматриваются в договорах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе в договорах (государственных контрактов) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ.

Необходимо отметить, что договоры (государственные контракты), предусматривающие авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80% и от 30 до 90%, обязательно должны содержать в себе условие о последующих после выплаты аванса платежах в размере, не превышающем подтвержденную в соответствии с установленным Минфином порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета сумму фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом ранее произведенного авансового платежа. Кроме того, при заключении таких договоров, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты, в них не включаются условия о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора (государственного контракта. При этом данное ограничение не распространяется на договоры (государственные контракты), условиями которых предусмотрено осуществление в соответствии с бюджетным законодательством РФ территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств, полученных на основании таких договоров (государственных контрактов).

На основании п. 20 Постановления № 1496 не должны предусматриваться авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку отдельных товаров, оказание отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ. Напомним, что в настоящее время перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров (оказание услуг) не предусматриваются авансовые платежи, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 № 455-р. В случае если предметом договора (государственного контракта) являются поставка товаров (оказание услуг), включенных в данный перечень, и поставка товаров (оказание услуг), не включенных в такой перечень, в отношении этого договора (государственного контракта) применяется положение п. 20 Постановления № 1496.

Также укажем, что в силу новой редакции ч. 16 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, произведенные за счет средств субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, теперь будут осуществляться в том числе после их проверки на соответствие требованиям по соблюдению ограничения размера авансовых платежей.

Осуществление операций по заблокированным счетам бюджетных учреждений.

Федеральным законом № 347-ФЗ расширен перечень операций, доступных бюджетным учреждениям при заблокированном лицевом счете. Напомним, что в силу ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, являющегося должником, направляется судом по просьбе взыскателя либо самим взыскателем с приложением заявления взыскателя, в котором указаны реквизиты его банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) по месту открытия учреждению-должнику соответствующих лицевых счетов.

В соответствии с п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ бюджетное учреждение – должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете.

При этом учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должны списываться средства для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение – должник обязано представить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным учреждением – должником указанных выше сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа орган, производящий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, производящем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Федеральным законом № 347-ФЗ перечень исключений из данного правила дополнен операциями по исполнению платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.

Таким образом, приостановление операций по лицевому счету бюджетного учреждения теперь не распространяется на случаи:

– исполнения исполнительных документов и решения налогового органа;

– перечисления или выдачи зарплаты работникам учреждения;

– перечисления удержанных налогов и уплаты начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с выплатой заработной платы работникам учреждения.

Временное отвлечение средств бюджетных учреждений.

Статья 30 Федерального закона № 83-ФЗ дополнена новой ч. 22.1, предусматривающей, что остатки средств федеральных бюджетных учреждений, находящиеся на счетах территориальных органов Федерального казначейства, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ с их последующим возвратом, в том числе в целях исполнения платежных документов, представленных указанными бюджетными учреждениями. Таким образом, законодательно закреплена возможность отвлечения средств федеральных бюджетных учреждений в федеральный бюджет.

Необходимо отметить, что аналогичные правила применяются в отношении бюджетных учреждений, созданных субъектами РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Операции со средствами бюджетных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления платежных документов, оформленных в порядке, установленном Минфином и ЦБ РФ (ч. 7 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

В новой редакции изложена ч. 23 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, предусматривающая, что остатки средств бюджетных учреждений, созданных субъектами РФ, муниципальными образованиями, на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ с их возвратом в целях исполнения расчетных документов, представленных данными учреждениями, а также при завершении текущего финансового года, но не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года в порядке, установленном Минфином, финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований соответственно.

Данная норма не распространятся на учреждения, созданные субъектами РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

Представление документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Согласно ч. 15 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные указанными учреждениями на выполнение государственного (муниципального) задания, а также средства, поступающие в рамках обязательного медицинского страхования, учитываемые на лицевых счетах учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Федеральным законом № 347-ФЗ уточнено, что данное правило применяется в случае, если федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не установлено иное. То есть федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрено требование о представлении в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Перечень таких документов приведен в приложении 4.1 к Приказу Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н «О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета».

 

* * *

 

В заключение сформулируем основные изменения, вносимые Федеральным законом № 347-ФЗ:

– закреплены ограничения по размеру авансовых платежей;

– оптимизированы операции, связанные с привлечением средств федеральных бюджетных учреждений в соответствующий бюджет;

– расширен перечень операций, которые могут осуществляться по заблокированному лицевому счету.



[1] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

[2] Федеральный закон от 27.11.2017 № 347-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

[3]Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо