Вернуться к списку журналов

Новшества и реалии в области IP-адресов.

Автор: Лукинова Л. Г., эксперт журнала

 Сегодня обозначенные в названии статьи адреса все чаще упоминаются в нормативных актах, связанных с регулированием Интернета. Ведь это один из важнейших идентификаторов пользователей данной информационно-телекоммуникационной сети. И хотя речь идет больше о технических нюансах функционирования сети Интернет, IP-адреса используются не только инженерами, но и иными работниками и контролерами в качестве доказательств сделанных выводов. Что же нужно знать финансовому работнику коммуникационной компании об IP-адресах?

  

ЧТО ТАКОЕ IP-АДРЕС?

 В действующем законодательстве нет четкого ответа на этот вопрос. Между тем Минкомсвязь разработала поправки в Закон о связи. Он имеет несколько задач нормативного регулирования, и они дополнены еще одной – обеспечением целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента Интернета. Чиновники предлагают дополнить понятийный аппарат Закона о связи определением IP-адреса. Им будет считаться уникальный идентификатор средства связи или иного технического средства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет[1].

Согласитесь, из одного короткого определения трудно уяснить суть понятия. Из практики использования IP-адресов напомним, что они необходимы для оказания услуг по передаче данных (предоставлению мобильного и фиксированного Интернета абонентам). Их используют как интернет-провайдеры, так и операторы связи, дающие доступ к глобальному информационному ресурсу. Уникальный адрес рассматриваемой сети выдается интернет-регистратором, выполняющим распределение интернет-ресурсов, а также связанные с этим регистрацию и координацию деятельности, направленной на поддержку функционирования Интернета.

 

К сведению:

IP-адрес представлен четырьмя десятичными числами в диапазоне от 0 до 255. Все эти четыре числа разделены точками (к примеру, 194.148.5.35). Первые два числа адреса определяют номер сети, последние два – номер узла (вычислительной техники).

 

Как и любой ресурс, IP распределяется по конкретным правилам, которыми руководствуется ассоциация локальных интернет-регистраторов, каждый из которых платит членские взносы. В качестве таких регистраторов выступают интернет-провайдеры и операторы связи. Использование IP-ресурса является платным, а значит, можно предположить, что связанные с получением и использованием IP-адреса затраты – один из объектов бухгалтерского учета. Сказанное подтверждает Минфин в Письме от 16.08.2017 № 02‑07‑10/52655, посвященном учету блока IP-адресов, которые могут закрепляться за организацией – оператором связи.

 

 

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ IP-АДРЕСОВ.

 Финансисты напоминают, что IP-адрес представляет собой адрес для межсетевого протокола Internet Protocol, посредством которого происходит взаимодействие устройств в сети. Владелец IP-адреса использует его для целей осуществления своей деятельности. Следовательно, указанный объект обладает качествами актива, а именно – способствует притоку экономических выгод хозяйствующему субъекту. Принимая во внимание, что IP-адрес не имеет вещественной формы, его нужно отнести к нематериальным активам.

Такие логичные и разумные выводы чиновники подкрепляют нормами бюджетной методологической Инструкции № 157н[2]. Исходя из норм данного документа блоки IP-адресов следует отнести к нематериальным активам с обособлением на самостоятельные аналитические учетные позиции. Почему чиновники применяют «бюджетный» документ? Видимо, потому что автором запроса является государственное учреждение, которое использует IP-адреса в своей деятельности. Причем разъяснение направлено регулятору коммуникационной отрасли – Минкомсвязи для получения информации о ее позиции. С одной стороны, названное министерство не занимается методологическими вопросами бухучета, с другой – именно под редакцией ее предшественника выпущены два важных бухгалтерских документа (отраслевых стандарта в действующей терминологии).

Речь идет о Порядке и Методических рекомендациях по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов, утвержденных приказами Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 № 54 и от 21.03.2006 № 33 соответственно. В них ни слова не сказано об IP-адресах, равно как не дано рекомендаций по учету расходов, связанных с этим сетевым ресурсом. Здесь уместно обратиться к п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», который гласит: если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухучета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством о бухучете.

При этом бухгалтер использует последовательно:

  • международные стандарты финансовой отчетности;
  • положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухучета.

Методологии учета НМА посвящен ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». В нем в таком качестве не назван IP-адрес, что логично, если учесть достаточную специфичность данного актива. Его можно сравнить с неким результатом интеллектуальной деятельности, права на который и образуют, по сути, НМА. Хотя, строго говоря, ресурс идентификации пользователей Интернета не относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Но это тонкости гражданского права, и мы не ставим знак равенства между IP-адресом и результатами интеллектуальной деятельности, а просто используем аналогию по учету обоих активов, не имеющих материально-вещественной формы.

Условия признания актива в качестве НМА прописаны в п. 3 ПБУ 14/2007. Не будем повторяться, так как нормы Инструкции № 157н созвучны с названным пунктом. Обратим внимание на то, что инвентарным нематериальным объектом признается совокупность прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта НМА может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

В названном разъяснении чиновники признают в качестве НМА не один IP-адрес, а целые блоки таких адресов. Но мы хотели бы пойти дальше, указав, что при оказании услуг по передаче данных и телематических услуг используется идентификация всех пользователей, что обеспечивает единство процесса предоставления названных услуг оператором связи. Поэтому блоки IP-адресов, вернее их стоимость, вполне можно объединить в один объект бухгалтерского учета.

Актив формируется по всей совокупности затрат (всем приобретенным блокам IP-адресов), а не по отдельной их части (отдельным блокам названных адресов). Исключение составляет ситуация, когда оператор приобрел блоки IP-адресов в разное время и так же использует их, то есть один блок адресов идентификации раньше, а другой – позже. Тогда имеет смысл сформировать объекты учета именно по блокам, чтобы обеспечить корректность списания затрат в уменьшение соответствующих доходов.

 

Пример. 

Оператор связи получил право на использование блоков IP-адресов. За получение данного права была уплачена сумма в размере 100 000 руб.

В бухгалтерском учете оператора связи будут сделаны следующие проводки:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Внесена плата за выделение блоков IP-адресов

60

51

100 000

Отражено вложение во внеоборотные активы

08

60

100 000

Показано как НМА право на использование блоков IP-адресов

04

08

100 000

Начислена амортизация по НМА в течение срока использования блоков IP-адресов*

20, 30-02

02

100 000

 

   * Операторы, ведущие раздельный отраслевой учет, платежи за приобретение блоков IP-адресов относят на статью затрат «Расходы на налоги, сборы и неналоговые платежи», отражая их как расходы по основным процессам, сопряженным с оказанием услуг связи (субсчет 30-02). Кто не ведет раздельный отраслевой учет, для списания расходов на покупку IP-адресов применяет счет учета основных затрат по оказанию услуг связи. 

 

В примере мы показали начисление амортизации за весь срок использования блоков IP-адресов. Между тем право на них приобретается на неограниченный срок. В отношении такого НМА бухгалтер должен рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. Однако периодически интернет-регистраторы переходят на принципиально новую версию протокола IP, поэтому срок полезного использования применяемых оператором IP-адресов логично установить до момента перехода на новую технологию.

 

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

 К сожалению, в упомянутом выше разъяснении Минфина не дано рекомендаций по налоговому учету блоков IP-адресов. Постараемся восполнить этот пробел, напомнив читателю о том, что при расчете налога на прибыль, как и в бухгалтерском учете, расходы списываются в уменьшение полученных доходов.

Касательно применения метода начисления в ст. 272 НК РФ есть такое правило: расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит нужных условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяет налогоплательщик самостоятельно.

К чему все это? К тому, что бухгалтер вправе затраты на покупку прав на использование блоков IP-адресов списывать в течение периода, когда они используются и приносят оператору связи облагаемый доход. Наиболее простым и «нормативным» способом такого списания является начисление налоговой амортизации.

Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ налоговыми НМА признаются результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них). Налоговое законодательство имеет отсылочные нормы на положения гражданского права, в сферу регулирования которого блоки IP-адресов не введены.

Тем не менее бухгалтер не допустит грубой ошибки, если признает блоки IP-адресов НМА в налоговом учете и спишет соответствующие затраты через амортизационные отчисления. Бюджет не проиграет, бухгалтерский и налоговый учет сблизятся.

 

 

ГРЯДУЩИЕ НОВШЕСТВА ОТ ОТРАСЛЕВОГО РЕГУЛЯТОРА.

 Минкомсвязь планирует создать государственную информационную систему обеспечения целостности, устойчивости и бе­зопасности функционирования российского национального сегмента Интернета. Это будет единая федеральная государственная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации об автономных системах, IP-адресах, точках обмена трафиком и иных критических элементах российского национального сегмента сети Интернет, информации о его интеграции с международными сетями связи.

Цель создания такой системы состоит в усилении надзора за российским сегментом Интернета. Российские компании, использующие номер автономной системы или IP-адрес, будут направлять в систему сведения о тех, кто передает информацию; о лицах, которые пользуются, распоряжаются диапазоном сетевых адресов, номерами автономных систем, доменными именами; о диапазонах сетевых адресов, номерах автономных систем и датах получения всех названных параметров; о зарегистрированных доменных именах и датах регистрации. Это сокращенный список затребуемой с операторов связи информации. На самом деле таких сведений будет больше, что даст больше возможностей для контроля.

Для повышения уровня защищенности российского сегмента Интернета от иностранного вмешательства названный регулятор предлагает введение регистрации IP-адресов и номеров автономных систем, выданных национальным операторам связи и иным компаниям, формирующим национальный сегмент Сети (база данных INR – Internet Number Registry), и создание базы данных маршрутной информации (IRR – Internet Routing Registry). Минкомсвязь передаст «подшефным» ведомствам контроль за обменом маршрутной информацией между операторами связи в рамках национального сегмента Интернета, а также за установлением контроля трансграничных переходов и точек обмена трафиком. Плюс к тому на территории РФ будет создана национальная система корневых серверов DNS – серверов доменных имен, предоставляющих IP-адрес в ответ на запрос, содержащий доменное имя.

Все это позволит создать условия замыкания национального трафика Интернета внутри РФ; создать средства контроля и управления трафиком, включая надзор за формированием маршрутов передачи трафика на территории РФ; устранить возможности вмешательства в работу элементов, обеспечивающих управление национальным сегментом Интернета, из-за рубежа. Как будет на самом деле – покажет время.

 

 

КАК ИСПОЛЬЗУЕТ IP-АДРЕСА НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА?

 Оказывается, совпадение IP-адресов нескольких юридических лиц является одним из свидетельств взаимозависимости налогоплательщиков, создающих фиктивные схемы сотрудничества с целью ухода от налогообложения. У «дружественных» компаний нередко имеет место совпадение IP-адресов и телефонных номеров при использовании стационарной сети для подключения к Интернету. Причем данная сеть используется для проведения электронных платежей. В итоге c одного и того же IP-адреса фактически осуществляется управление счетами нескольких взаимозависимых лиц, которые имеют высокие налоговые риски при использовании специальных налоговых режимов и иных преференций, предоставленных законодателем. Иногда IP-адреса совпадают у контрагентов, участвующих в схеме по обналичиванию денежных средств, причем налоговикам удается доказать это в суде (см., например, Определении ВС РФ от 13.07.2017 № 306-КГ17-8200). Однако в иных ситуациях, не преследующих выведение прибыли из-под налогообложения, совпадение IP-адресов является лишь одним из аргументов и налоговики должны привести дополнительные доказательства согласованности действий компаний, целью которых являлось получение необоснованной налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.

 

 

КАК ИСПОЛЬЗУЕТ IP-АДРЕСА АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА?

 ФАС использует их при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий. Напомним: Закон о защите конкуренции[3] запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов. Фактически речь идет о сговоре участников рынка, установивших необоснованные цены на рынке. Однако соглашения (в устной или письменной форме) между участниками рынка заключаются редко. Чаще имеют место согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

При доказывании таких действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде. Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен на основании как прямых доказательств, так и совокупности косвенных (Разъяснение президиума ФАС, утвержденное протоколом от 17.02.2016 № 3).

На практике к таким косвенным доказательствам обычно относятся:

  • отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;
  • заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;
  • использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;
  • фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
  • оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
  • формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
  • наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.

Отметим, что совпадение IP-адресов у хозяйствующих субъектов, которых ФАС подозревает в сговоре, является лишь одним из косвенных доказательств. Ему должны предшествовать прямые, подтверждающие совершение нарушения, факты.

 

 

ЕЩЕ ОДНО НЕБЕЗЫНТЕРЕСНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ.

 Его автором является Минэкономразвития. Письмо от 29.01.2016 № Д28и-271 посвящено описанию государственными (муниципальными) заказчиками объекта закупки – услуг связи по передаче данных, предоставлению доступа к Интернету.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными в Законе о контрактной системе закупок[4]. В нем сказано, что при выборе исполнителя государственного (муниципального) контракта в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что эти требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат установленным требованиям, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, при формировании условий документации о закупке на оказание услуг связи по передаче данных, предоставлению доступа к Интернету заказчик не вправе включать в описание объекта закупки условие о выделении заказчику оператором связи конкретных IP-адресов. А значит, оператор связи вправе сам решать, какие интернет-адреса он выделит государственному (муниципальному) заказчику.

  

* * *

В целом информация об IP-адресах достаточно востребованная как у использующих их хозяйствующих субъектов, так и у различных контролирующих органов. Все это говорит в пользу идентификации (выделения) прав на данные адреса для целей правовых взаимоотношений и для бухгалтерского учета и налогообложения.



[1] Проект федерального закона находится по адресу: regulation.gov.ru/projects#
npa=71277.

[2] Инструкция по применению единого плана счетов органов власти и госучреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135‑ФЗ.

[4] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2017 год

Специальные предложения Аюдар Инфо