Какие особенности составления бухгалтерской отчетности доведены в совместном письме Минфина и Федерального казначейства? Следует ли их учитывать при формировании отчетности за полугодие 2017 года?
При формировании бухгалтерской отчетности за полугодие 2017 года бюджетным (автономным) учреждениям следует руководствоваться не только Инструкцией № 33н [1] , но и разъясняющими письмами Минфина и Федерального казначейства, в которых приводятся особенности составления такой отчетности. Не так давно было выпущено очередное совместное письмо – от 07.04.2017 № 02‑07‑07/21798 (№ 07‑04‑05/02-308) (далее – Письмо). Какие особенности специалисты отмечают на этот раз, рассмотрим в статье.
Согласно Инструкции № 33н в составе основной бухгалтерской отчетности за полугодие 2017 года представляются следующие формы:
1) отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее – отчет (ф. 050723));
2) справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
3) отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее – отчет (ф. 050737));
4) отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее – отчет (ф. 050738));
5) сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
6) пояснительная записка (ф. 0503760) в составе:
Далее приведем особенности составления отдельных форм отчетности.
Напомним, что отчет (ф. 0503723) составляется на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», открытых к счетам (п. 55.1 Инструкции № 33н):
Следует отметить, что в указанном перечне отсутствует счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», к которому также могут открываться забалансовые счета 17 и 18 (в части денежных расчетов). Об этом как раз упоминается в Письме.
Показатели в графе 4 по строкам 463, 464, 501, 502 отчета (ф. 0503723) отражаются с учетом показателей по поступлениям (выбытиям) денежных средств, учитываемых на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», в части операций по привлечению денежных средств в рамках покрытия кассового разрыва при исполнении обязательства в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения (заимствование средств между видами деятельности), при этом:
Кроме того, в письме отмечаются особенности отражения в отчете (ф. 0503723) сумм возвратов остатков субсидий, в частности:
Показатели строки 900 «Расходы, всего» разд. 4 отчета (ф. 0503723) детализируются по кодам классификации сектора государственного управления (КОСГУ) (графа 3), кодам видов расходов (графа 4) и соответствующим кодам раздела подраздела расходов (графа 5). При этом графа 6 разд. 4 не заполняется.
Обратите внимание:
Согласно п. 2.3 Письма при формировании показателей [2] (ф. 0503723) необходимо учитывать, что при ведении бухгалтерского учета допускается отражение операций по движению денежных средств (поступлений, выбытий) со знаком минус:
Эти же правила следует применять и при заполнении отчета (ф. 0503737).
Отметим, что в письме дается ссылка на шаблон отчета (ф. 050723), по которому рекомендовано формировать данный отчет. Однако сам шаблон к письму не прикреплен. До того, как такой шаблон будет опубликован, можно использовать шаблон указанной формы, приведенный в приложении 3 к Письму Минфина РФ от 28.12.2016 № 02‑06‑10/79177.
В соответствии с п. 2.1 Письма отчет (ф. 0503723) представляется без включения показателей по строкам 165, 182, 234, 247, 263, 302, 303, 304, 345, 352, 361, 362, 363.
В приложении к Письму приводится шаблон отчета (ф. 0503737), по которому Минфин рекомендует заполнять указанную форму. При этом строки, по которым показатели отсутствуют, в отчет (ф. 0503737) не включаются (п. 2.2 Письма).
При формировании показателей отчета (ф. 0503737) коды аналитики отражаются в графе 3 следующим образом:
а) указываются разряды с 18‑го по 20‑й кода бюджетной классификации (КБК), соответствующие:
б) в разд. 4 показатели строки 910 (показатели по выбытию денежных средств при возврате остатков субсидий (грантов) прошлых лет) детализируются по кодам:
в) в разд. 4 показатели строки 950 (показатели поступления денежных средств от возврата сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, а также дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет)) детализируются по кодам:
При этом по обобщающим строкам 910 и 950 коды аналитики в графе 3 не проставляются.
Также в Письме рассмотрены особенности отражения в отчете (ф. 0503737) отдельных операций, в частности, при:
1) выявлении недостачи денежных средств в кассе учреждения. В этом случае сумма недостачи отражается по графе 7 отчета (ф. 0503737) в следующем порядке:
2) отзыве Центробанком у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае инкассированные денежные средства, по которым отсутствует выписка банка о зачислении на банковский счет, отражаются в отчете (ф. 0503737) следующим образом:
а) операции выбытия денежных средств из кассы учреждения при инкассации указываются в разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения»:
б) операции списания инкассированных денежных средств указываются в графе 6:
При этом показатель по графе 9 строки 730 должен быть равен нулю.
В части заполнения данного отчета Минфин рекомендует учитывать особенности отражения в нем показателей по отложенным обязательствам (данные по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)»). Подробно такие особенности рассмотрены применительно к заполнению аналогичного отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), включаемого в состав бюджетной отчетности (п. 1.2.3 Письма). Однако, по мнению Минфина, эти особенности в полной мере могут быть распространены и на отчет (ф. 0503738) (п. 2.4 Письма).
Данные счета 0 502 99 000 отражаются в графе 6 разд. 3 отчета (ф. 0503738). При этом по строке 911 разд. 3 отчета графы 4, 5, 7 – 9, 11 не заполняются, а показатель графы 6 должен равняться показателю графы 10.
Показатели (кредитовые остатки), сформированные на конец отчетного финансового года (2016‑го) по счету 0 502 99 000, формируют показатели по тому же счету на начало года, следующего за отчетным (2017‑го).
Показатели счета 0 502 99 000 формируются в объеме резерва предстоящих расходов (счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), созданного по данным обязательствам. При этом в графе 6 разд. 3 отчета (ф. 0503728) отражается показатель по счету 0 502 99 000 на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету), который должен соответствовать показателю по счету 1 401 60 000 на конец отчетного периода (кредитовый остаток по счету).
В соответствии с п. 2.5 Письма сведения (ф. 0503769) формируются и представляются раздельно по видам деятельности (кодам видов финансового обеспечения 2, 4, 5, 6) и видам задолженности (дебиторская, кредиторская) с указанием в разд. 1 в разрядах 1 – 17 номера счета бухгалтерского учета:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
В целях отражения кодов разделов (подразделов) в номерах бухгалтерских счетов следует руководствоваться:
Далее подробно рассмотрим порядок формирования первых четырех разрядов номеров бухгалтерских счетов в целях заполнения сведений (ф. 0503769) отдельно по видам деятельности.
Номера бухгалтерских счетов |
Особенности формирования с 1‑го по 4‑й разряд номера счета | |
---|---|---|
В сведениях (ф. 0503769) по виду деятельности 5 «Субсидии на иные цели» и 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений» |
||
Расчеты по доходам: 5 (6) 205 80 000 5 (6) 209 30 000 Расчеты по расходам: 0 206 00 000 0 208 00 000 0 209 30 000 0 302 00 000 0 303 00 000 0 304 02 000 0 304 03 000 |
Указываются коды разделов, подразделов расходов, соответствующие кодам разделов, подразделов расходов бюджета, по которым учреждению предоставляется из бюджета соответствующая субсидия
|
|
В сведениях (ф. 0503769) по виду деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» |
||
Расчеты по доходам: 4 205 80 000 4 209 30 000 |
Отражаются коды разделов, подразделов расходов бюджета, по которым учреждению предоставляется из бюджета соответствующая субсидия. В случае предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по разным разделам, подразделам в разрядах 1 – 4 номера счета 4 209 30 000 отражаются коды разделов, подразделов, по которым учитывались ранее произведенные авансовые платежи по договорам (контрактам) до их расторжения в связи с недобросовестностью исполнителей (поставщиков) |
|
Расчеты по расходам: 0 206 00 000 0 208 00 000 0 209 30 000 0 302 00 000 0 303 00 000 0 304 02 000 0 304 03 000 |
Указываются коды разделов, подразделов расходов, соответствующие кодам разделов, подразделов расходов бюджета, по которым учреждению предоставляется из бюджета соответствующая субсидия, являющаяся финансовым источником принятия и исполнения соответствующего обязательства по расходам. В случае предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по разным разделам, подразделам в разрядах 1 – 4 номеров счетов по расходам (обязательствам) на общехозяйственные нужды (административно-хозяйственные (косвенные) расходы, которые не представляется возможным отнести к конкретной услуге (работе, функции), оказываемой (выполняемой) учреждением либо его структурным подразделением, оказывающим функционально различные виды услуг (работ) (заработная плата административно-хозяйственного персонала (руководителя, бухгалтеров и т. п.), коммунальные услуги, в случае если указанные подразделения обеспечиваются ими с использованием единых приборов учета, а также иные аналогичные (с точки зрения охвата обособленных функций) расходы)) следует отражать код раздела, подраздела, по которому предусматривается наибольший объем субсидии на финансовое обеспечение соответствующей услуги (работы) (либо исходя из основного вида деятельности учреждения). Перечень таких расходов учреждение определяет самостоятельно, с учетом состава нормативных затрат на общехозяйственные нужды |
|
В сведениях (ф. 0503769) по виду деятельности 2 «Приносящая доход деятельность» |
||
Расчеты по доходам: 2 205 00 000 |
Указываются коды разделов, подразделов исходя из оказываемых (выполняемых) учреждением услуг (работ, функций) с учетом рекомендаций по отнесению услуг, оказываемых бюджетными (автономными) учреждениями, к соответствующим кодам (разделам, подразделам) функциональной классификации расходов (примеры отнесения отдельных услуг, работ бюджетных и автономных учреждений, указанных в базовых (отраслевых) перечнях, на разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов размещены на сайте Минфина) |
|
2 205 20 000 2 205 30 000 |
Отражаются коды раздела, подраздела 0113 «Другие общегосударственные вопросы» (в части доходов от арендных платежей (доходов по договорам пользования имуществом, предоставленным учреждением)) |
|
2 209 00 000 |
Указываются коды разделов, подразделов, по которым учитывались ранее произведенные авансовые платежи по договорам (контрактам) до их расторжения в связи с недобросовестностью исполнителей (поставщиков) |
|
Расчеты по расходам: 2 206 00 000 2 208 00 000 2 209 30 000 2 302 00 000 2 303 00 000 2 304 02 000 2 304 03 000 |
Отражаются коды разделов, подразделов расходов исходя из оказываемых (выполняемых) учреждением услуг (работ, функций), в рамках которых осуществляются расходы (принимаются обязательства) (соответствующие кодам разделов, подразделов, по которым учреждением отражаются доходы, являющиеся источником финансового обеспечения соответствующих расходов (обязательств)). При формировании номеров счетов по расходам (обязательствам) на общехозяйственные нужды (административно-хозяйственные (косвенные) расходы) следует руководствоваться положениями пп. «б» п. 2.5.3 Письма |
|
Согласно п. 2.5.7 Письма показатель расчетов по счету 0 304 06 000 отражается в сведениях (ф. 0503769) по кредиторской задолженности. Дебетовый остаток по счету 0 304 06 000 отражается в разд. 1 таких сведений со знаком минус (графы 2, 9, 12 (при наличии)).
В графах 5, 7 разд. 1 сведений (ф. 0503769) по счету 0 304 06 000 отражается показатель, равный разнице показателей граф 9 и 2:
Раздел 2 сведений (ф. 0503769) заполняется по показателям задолженности в размере 1 млн руб. и более. При этом в графах 3 и 4 указываются дата возникновения задолженности и дата исполнения по правовому основанию. Такие даты отражаются в формате (мм.гггг).
Информация в разрезе дебиторов/кредиторов не представляется, показатели граф 5 – 8 в отчетности в 2017 году не заполняются (п. 2.5.8 Письма).
В части заполнения таких сведений в п. 2.6 Письма приведены следующие особенности:
Письмом доведены очередные разъяснения Минфина о составлении месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году. Такие особенности следует учитывать, в том числе и при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие 2017 года.
В частности, в указанном письме приводятся особенности отражения:
В части заполнения сведений (ф. 0503769) Минфин дает подробные рекомендации по формированию первых 17 знаков номеров бухгалтерских счетов, включаемых в форму.
В части заполнения сведений (ф. 0503779) в письме приведены отдельные разъяснения по отражению номеров банковских (лицевых) счетов в разд. 1 данной формы.
[1] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
[2] Здесь и далее пункты письма приведены в соответствии с приложением, в котором рассматриваются особенности составления и представления месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году.
[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.