Если бюджетное учреждение оказывает платные услуги, то при совершении кассовых операций у него возникает необходимость соблюдать требования Закона № 54-ФЗ[1]. В приведенный закон Законом № 129-ФЗ[2] были внесены очередные поправки, о которых необходимо знать бюджетным учреждениям. Рассмотрим основные новшества в статье.
Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным законом.
Таким образом, при приеме (получении) денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за выполняемые работы, оказываемые услуги положения Закона № 54-ФЗ возлагают на учреждение обязанность применять ККТ в учреждении (письма Минфина РФ от 08.02.2019 № 03-01-15/7887, от 06.03.2019 № 03-01-15/14640).
Отметим, что до 01.07.2019 было разрешено не применять ККТ в учреждении и не выдавать БСО организациям и ИП (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ):
Однако поскольку Законом № 129-ФЗ действие данной нормы не продлено, при осуществлении таких расчетов необходимо применять ККТ.
Например, в Письме от 25.01.2019 № 03-01-15/4355 Минфин указал, что в случае исполнения обязательств работников организации-работодателя по оплате оказываемых им услуг путем удержания из зарплаты работников соответствующих сумм задолженности организация обязана применять контрольно-кассовую технику с 01.07.2019.
В силу п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета учреждение обязано выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе. В случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты необходимо направить кассовый чек или бланк строгой отчетности на данный номер либо адрес. Иными словами, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что при каждом расчете обязательно должен выдаваться кассовый чек или БСО.
Заметим, что исходя из п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении безналичных расчетов, исключающих возможность непосредственного взаимодействия с покупателем, кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета (Письмо Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14628).
Под БСО понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронном виде и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. Этот документ содержит сведения о расчете и подтверждает факт его осуществления, а также соответствует требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
Обратите внимание:
В связи с завершением переходного периода с 01.07.2019 организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны оформлять БСО с применением ККТ.
Нужно учитывать, что автоматизированная система для БСО используется исключительно при осуществлении расчетов за оказанные услуги. При этом ККТ, которая не является автоматизированной системой для БСО, данного ограничения не имеет и может применяться при расчетах и за товары, и за услуги (работы).
Следовательно, БСО может быть сформирован любой моделью ККТ, а не только той, которая входит в реестр в качестве автоматизированной системы. Как отмечается в Письме ФНС РФ от 13.06.2019 № ЕД-4-20/11437@, в настоящее время в реестр включены модели ККТ, которые предназначены для расчетов в различных условиях.
Законом № 129-ФЗ учтены особенности применения ККТ в случаях, когда расчеты производятся отдаленно от места расположения контрольно-кассовой техники.
В статью 1.2 Закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. Так, из п. 5.6 следует, что пользователи вправе применять ККТ[3], расположенную вне места совершения расчетов:
1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) за реализуемые товары при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);
2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работ и (или) оказания услуг, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения, их частей и (или) земельного участка, используемых на праве собственности, аренды или ином законном основании;
3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных п. 5.8 – 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.
В случаях, перечисленных в п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, обязанность по выдаче покупателю (клиенту) кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем одним из способов (п. 5.7):
1) путем направления покупателю в момент расчета на абонентский номер либо по адресу электронной почты, которые предоставлены покупателем до совершения расчета:
2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
В случае если согласно законодательству РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче клиенту кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, может быть исполнена им путем передачи клиенту документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (БСО) (QR-кодом и (или) датой и временем осуществления расчета, порядковым номером фискального документа, признаком расчета, суммой расчета, заводским номером фискального накопителя и фискальным признаком документа).
Если бюджетные учреждения осуществляют расчеты с населением за жилое помещение и коммунальные услуги, то им следует обратить внимание на п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. В случае осуществления расчетов[5] при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию кассового чека (БСО) и передаче всех фискальных данных ФНС, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя. Обязанность по выдаче клиенту кассового чека (БСО) при осуществлении данных расчетов исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Этот запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной.
Дополнительно отметим, что ККТ не применяется (письма ФНС РФ от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14624, от 25.01.2019 № 03-01-15/4355):
В силу поправок, внесенных в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, разрешено не применять ККТ учреждениям при оказании услуг по розничной продаже бахил (см. ст. 1 Закона № 129-ФЗ).
Критерии отнесения местностей к отдаленным или труднодоступным в случае необходимости могут быть разработаны органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-01-15/343).
Однако в этом случае должно соблюдаться условие о выдаче покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между им и организацией. Данный документ должен содержать наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4 – 12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, и подпись лица, его выдавшего (Письмо Минфина РФ от 19.12.2018 № 03-01-15/92862).
Перечень платных услуг, оказываемых указанными в названном пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством РФ.
Обратите внимание:
В силу норм, изложенных в п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ), положения данного пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также на расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.
Согласно п. 14 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ) ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка. Положения обозначенного пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием Интернета и сетей связи.
В заключение отметим, что неприменение ККТ в установленных Законом № 54-ФЗ случаях является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
[2] Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] За исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
[4] Регистрационного номера ККТ, суммы, даты и времени расчета, фискального признака документа.
[5] За исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем.
Один раз в месяц мы делаем подборку статей, рекомендаций, новостей по актуальным темам и совершенно бесплатно рассылаем ее нашим подписчикам.
Оставьте, пожалуйста, свой адрес, если Вы хотите получать интересную профессиональную информацию.