Вернуться к списку журналов

Авансы крымчанам из переходного периода

Автор: Сенин Н. К., эксперт журнала
Авансы крымчанам из переходного периода

Вопрос:

Крымское предприятие во время переходного периода до своей перерегистрации по российскому законодательству в 2014 году на полученный аванс на выполнение работ выписало налоговую накладную.

Акт о приемке этих работ был подписан заказчиком только в январе 2018 года, оформлен счет-фактура на сумму их реализации. Аванс по НДС числится на балансовом счете 76АВ.

Имеет ли право предприятие на вычет по НДС? Если имеет, то как правильно отразить операцию в книге покупок и декларации по этому налогу?

Согласно п. 1 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период[1] (далее – Положение об особенностях) в течение переходного периода в части налогообложения для налогоплательщиков, до 18.03.2014 зарегистрированных по украинскому законодательству, до 01.01.2015 на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, регулировались в порядке, действовавшем на 17.03.2014 (то есть в соответствии с налоговым законодательством Украины), если иное не предусматривалось Положением об особенностях и иными нормативными правовыми актами Республики Крым. Аналогичное правило приведено в ст. 1 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее – Закон г. Севастополя № 2-ЗС).

Это означало, в частности, что в соответствии со ст. 187 НКУ датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров (услуг) считалась дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого случилось любое из событий (произошедшее раньше, чем другие из перечня):

  • дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика в оплату товаров (услуг), подлежащих поставке, а в случае поставки товаров (услуг) за наличные дата оприходования денежных средств в кассе налогоплательщика (при отсутствии таковой – дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика);
  • дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы (в переходный период – границы РФ) и оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг – дата оформления документа, который удостоверяет факт поставки услуг плательщиком налога.

Следовательно, указанные налогоплательщики в переходный период при получении предоплаты от контрагентов должны были начислить НДС к уплате в бюджет Республики Крым. Подразумевалось, что данная операция производится не в соответствии с НК РФ, а по региональным нормам налогового законодательства переходного периода.

Согласно требованиям НКУ, в отношении которых переходными нормами никаких корректировок не производилось, при этом продавец должен был выставить покупателю налоговую накладную, в которой указывалась сумма налога, начисленная продавцом к уплате в бюджет с суммы названной предоплаты (см. Письмо Минфина России от 29.04.2014 № 03-07-15/20060[2]).

 

Обратите внимание:

На основании предъявленной налоговой накладной было предоставлено право производить вычет НДС и российским налогоплательщикам-покупателям (внесенным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП), хотя НК РФ не допускал такой возможности на момент принятия Положения об особенностях и Закона г. Севастополя № 2-ЗС.

Лишь позднее благодаря Федеральному закону от 29.11.2014 № 379-ФЗ в НК РФ появилась ст. 162.2, в которой была конкретизирована возможность получать вычет российского НДС именно на основании налоговых накладных (в период до 01.07.2015).

В Письме Минфина России от 02.03.2015 № 03-07-13/1/10570 указывается, что принятие к вычету российской организацией сумм НДС, предъявленных хозяйствующими субъектами Республики Крым и города Севастополя, не зарегистрированными в соответствии с законодательством РФ, по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) до 01.01.2015 и принятым к учету как до 01.01.2015, так и в I квартале 2015 года, на основании налоговых накладных нормам НК РФ не противоречит.

 

Заполнение книги покупок.

 

Налоговики в Письме от 07.04.2015 № ГД-4-3/5757@ для корректного отражения налогоплательщиками в книге покупок сведений из налоговых накладных, составленных при реализации товаров (услуг), отгруженных (оказанных) по 31.12.2014 включительно хозяйствующими субъектами Республики Крым и города Севастополя, данные о которых не внесены в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), рекомендовали при заполнении книги покупок (дополнительного листа книги покупок) в I или во II квартале 2015 года указывать следующую информацию:

  • в графе 2 «Код вида операции» – только значение «99»;
  • в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» – номер и дата налоговой накладной;
  • в графе 10 «ИНН/КПП продавца» – ИНН/КПП хозяйствующего субъекта Республики Крым и города Севастополя не указывается, эта графа не заполняется.

Что касается кода вида операции «99», он отсутствует в общем перечне таких кодов, утвержденных Приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@[3], то есть был введен налоговиками специально для вычетов по налоговым накладным.

В пункте 1 разд. IV  Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации[4] (далее – Положение об администрировании) рассмотрена ситуация, которой предусмотрено, что продавец получил предоплату в период, когда он действовал на основании Положения об особенностях, а отгрузку он произвел после даты внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ, то есть уже в статусе российского (перерегистрированного) налогоплательщика.

Этому же посвящен п. 24 ст. 26 Закона г. Севастополя № 2-ЗС.

У такого продавца на дату отгрузки указанных товаров (услуг) возникает момент определения налоговой базы по НДС по правилам НК РФ. При этом суммы НДС, исчисленные продавцом до даты внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (услуг), подлежат вычету продавцом с даты отгрузки этих товаров (услуг) (пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании, п. 24.1 Закона г. Севастополя № 2-ЗС).

Приказом ФНС России № ММВ-7-3/136@[5] для вычета суммы налога, исчисленной налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), который производится с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав на основании п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ, установлен код вида операции «22».

Он указывается в графе 2 табличной части книги покупок, применяемой при расчетах по НДС[6], и по соответствующей строке в разд. 8 декларации по НДС<[7].

Однако в названных нормах речь идет о вычете, который производится согласно НК РФ. А если вычет в связи с отгрузкой в счет предоплаты происходит на основании пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании), по нашему мнению, указывать код вида операции «22» нельзя.

Целесообразней было бы указать в данном случае код вида операции «99», что говорило бы о том, что вычет связан с выставлением налоговой декларации в переходный период и именно ее реквизиты указываются в книге покупок и разд. 8 декларации по НДС. Конечно, сдачу декларации в такой ситуации необходимо сопроводить пояснительным письмом.

 

Заполнение декларации.

 

В этом письме надо также уточнить, как обозначенный вычет отражен в декларации по НДС, и объяснить возникшее несоответствие декларациям по НДС за предыдущие периоды.

В пункте 38.16 Порядка заполнения указывается, что в графе 3 разд. 3 декларации по НДС по строке 170 продавец отражает суммы налога, исчисленные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), предстоящей передачи имущественных прав, и отраженные в строке 070 того же раздела, принимаемые к вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии сп. 6 ст. 172 НК РФ.

Следовательно, формально в этой строке не отражаются суммы налога, исчисленные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), предстоящей передачи имущественных прав, принимаемые к вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании. Ведь они не имеют отношения к указанному п. 6 ст. 172 НК РФ и, что важно, при получении предоплаты не отражались в строке 070. То есть при включении суммы вычета в строку 170 разд. 3 будет нарушено контрольное соотношение, установленное для декларации по НДС в Письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.

Тем не менее, отразить вычет по НДС, предусмотренный пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании, наиболее логично именно в строке 170. Каких-либо иных вариантов решения данной проблемы Порядок заполнения не предусматривает.

Отметим в поддержку такого вывода, что из Письма Минфина России от 27.02.2017 № 03-07-13/1/10751 фактически следует идентичность норм п. 24.1 Закона г. Севастополя № 2-ЗС (значит, также пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании) и п. 6 ст. 172 НК РФ.


[1] Утверждено Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14.

[2] Доведено до территориальных налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 07.05.2014 № ГД-4-3/8785@.

[3]А также в аналогичном перечне, утв. Приказом ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@, действовавшем на дату выхода Письма ФНС России № ГД-4-3/5757@.

[4]Утверждено Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 № 2263-6/14.

[5]А также в аналогичном перечне, утв. Приказом ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@, действовавшем на дату выхода Письма ФНС России № ГД-4-3/5757@.

[6] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

[7] Форма декларации и порядок ее заполнения (далее – Порядок заполнения) утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Бухгалтер Крыма, №3, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо