Вернуться к списку журналов

Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 210-ФЗ) внесены поправки в ч. II НК РФ. Рассмотрим отдельные новшества, которые будут интересны бюджетным учреждениям.

 

Налог на добавленную стоимость.

 

В соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности согласно Федеральному закону от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», за исключением подакцизных товаров.

При этом в Законе № 210-ФЗ уточнено, что если получателями товаров (работ, услуг) являются организация и (или) индивидуальный предприниматель, то документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения в соответствии с настоящим подпунктом, признаются:

  • договор или контракт о безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в абз. 1 пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров, имущественных прав (выполнение работ, оказание услуг).

 

Налог на доходы физических лиц.

 

Статья 217 НК РФ дополнена п. 62.1, из которого следует, что не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде суммы задолженности перед кредитором, признанной безнадежной к взысканию, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) налогоплательщик не является взаимозависимым лицом по отношению к кредитору и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;

2) такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией обязательства перед налогоплательщиком, в том числе платой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Пункт 3 ст. 217.1 НК РФ дополнен пп. 4, в соответствии с которым предусматривается распространение минимального (трехлетнего) срока владения объектом недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома (доли в указанном имуществе) на единственное жилое помещение налогоплательщика, в целях освобождения доходов, полученных от продажи такого имущества, от обложения НДФЛ.

Подпункт 5 п. 1 ст. 223 НК РФ изложен в новой редакции: дата фактического получения дохода определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по оплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.

 

Налог на прибыль.

 

Внереализационные расходы. Пункт 1 ст. 265 НК РФ дополнен пп. 19.4, из которого следует, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.

Пункт 7 ст. 272 НК РФ дополнен пп. 11, согласно которому датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, в частности, дата передачи в государственную или муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры – по расходам на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.

 

Нулевая налоговая ставка для учреждений культуры. Существенным новшеством, которое нельзя не отметить, является введение нулевой налоговой ставки в отношении учреждений культуры. Так, в силу новой ст. 284.8 НК РФ музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ и муниципальные образования, вправе применять нулевую ставку при исчислении налога на прибыль.

Налоговая ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в случае, если доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при ее определении.

Для применения нулевой налоговой ставки учреждения в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в ФНС по месту своего нахождения сведения о доле доходов. Форма представления сведений утверждается ФНС.

 

Инвестиционный налоговый вычет. Законом № 210-ФЗ в НК РФ внесены уточнения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета. Напомним, что порядок и условия применения данного вычета приведены в ст. 286.1 НК РФ.

В соответствии с поправками, внесенными в п. 1 ст. 286.1 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ и исчисленные им по налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые закреплены в данной статье.

Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности (п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Закона № 210-ФЗ):

1) не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ;

2) не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ (за исключением частичной ликвидации основного средства);

3) не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений;

4) не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности;

5) не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, включая расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями ГрК РФ.

Далее, как следует из п. 3 ст. 286.1 НК РФ в редакции Закона № 210-ФЗ, если налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в части расходов, указанных в пп. 1 и 2 п. 2 данной статьи, он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10% суммы расходов, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ, и (или) 10% суммы расходов на цели, обозначенные в п. 2 ст. 257 НК РФ (за исключением частичной ликвидации объектов основных средств).

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, не может быть уменьшена на большую величину, чем расчетная сумма налога. Расчетная сумма налога определяется исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующее обособленное подразделение и устанавливаемой в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ, и ставки налога, закрепленной в абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ.

 

К сведению:

Под соответствующими обособленными подразделениями понимаются обособленные подразделения (в том числе организации), расположенные на территории субъекта РФ, законом которого установлено право на применение инвестиционного налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик.

 

Указанное уменьшение суммы налога (авансового платежа) осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств и (или) изменена их первоначальная стоимость.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в части расходов, указанных в пп. 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ.

При этом сумма налога (авансового платежа) в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.

В силу новшеств, внесенных в п. 4 ст. 286.1 НК РФ, инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в пп. 1 и 2 п. 2 данной статьи, применяется к объектам основных средств, относящимся к 3 – 10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8 – 10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений п. 6 данной статьи. Напомним, что в п. 6 ст. 286.1 НК РФ перечислены необходимые условия применения инвестиционного налогового вычета, которые устанавливаются законами субъекта РФ. Данный пункт был дополнен пп. 11 – 14, в силу которых должен быть реализован порядок включения в состав вычета расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.

В заключение отметим, что Закон № 210-ФЗ вступил в силу 26.07.2019 (за исключением отдельных положений).

Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера, №10, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо