Вернуться к списку журналов

Актуальные вопросы по утилизации автомобиля

Автор: Сильвестрова Т., главный редактор "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"

В консультации  С. Валовой «Списание и утилизация автомобиля в бюджетном учреждении» вашему вниманию был представлен пошаговый порядок действий учреждения при списании автомобиля с последующей его утилизацией. Однако вопросы по уже рассмотренной теме продолжают поступать, поэтому мы вернулись к ней. Чтобы не повторяться, мы не стали приводить информацию, проанализированную в вышеназванном материале. В случае необходимости вы сами можете это сделать. Здесь же отметим, что появление большого количества вопросов по рассматриваемой теме – неуникальная ситуация: в последнее время с просьбой прокомментировать подобные случаи обращаются учреждения из разных регионов. В связи с этим мы посчитали, что вам будет интересно ознакомиться с данным материалом.

 

Вопрос:

У бюджетного учреждения (Республика Крым) в безвозмездном пользовании находится автомобиль, который непригоден к дальнейшему использованию. Вправе ли учреждение с согласия собственника имущества – Министерства имущества и земельных отношений – списать автомобиль и его утилизировать? Как в этом случае средства, полученные от сдачи металлолома после утилизации, перечислить в доход областного бюджета (бюджета Республики Крым)?

 

Статьей 686 ГК РФ установлено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, из норм действующего законодательства следует, что имущество, полученное в безвозмездное пользование, подлежит возврату. Списать названное имущество – даже при наличии на то согласия собственника – в силу норм вышеназванной статьи нельзя.

Однако в вопросе не указан период передачи имущества. Если имущество было передано учреждению до 2014 года (до момента, когда Крым был включен в состав России) и передача имущества производилась в соответствии с нормами законодательства Украины, то, полагаем, имеется особый порядок согласования списания обозначенного имущества. С целью установления правового характера совершаемой сделки следует обратиться к положению договора безвозмездного пользования имущества (в нем должно быть указано, обязано ли учреждение вернуть такое имущество или может не возвращать), а также к нормативным актам, устанавливающим переходные положения по применению российского законодательства.

Что касается общих правил списания имущества, в отношении имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, такие правила определены в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №834. Аналогичные нормативные акты приняты в субъектах РФ в отношении государственного и муниципального имущества. Поскольку в вопросе речь идет об имуществе Крыма, обратимся к нормативному акту республики, регламентирующему порядок списания поименованного имущества. Таким нормативным актом является Закон Республики Крым от 26.12.2014 №51‑ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым» (далее – Закон №51‑ЗРК/2014).

Статьей 5 данного закона установлено, что Совет министров Республики Крым в сфере списания имущества Республики Крым принимает решение по согласованию с соответствующим профильным комитетом Государственного Совета Республики Крым о списании или об отказе в списании в отношении:

1) недвижимого имущества Республики Крым (включая объекты незавершенного строительства);

2) особо ценного движимого имущества Республики Крым;

3) движимого имущества Республики Крым, балансовая стоимость которого составляет более 200000руб. за инвентарную единицу;

4) движимого и недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти и их территориальным подразделениям независимо от их балансовой стоимости, до момента его передачи в соответствии с разграничением собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью или передачи в сферу управления федеральным органам государственной власти.

Поскольку из вопроса понятно, что имущество (автомобиль) получен в безвозмездное пользование и не находится в оперативном управлении бюджетного учреждения, применить положения ст. 10 Закона №51‑ЗРК/2014 данному учреждению при списании имущества нельзя. Списание имущества производится тем органом, учреждением, за которым это имущество закреплено на праве оперативного управления. Сказанное следует из положений ст. 7 – 11 Закона №51‑ЗРК/2014.

Относительно средств, получаемых учреждением от утилизации имущества, и сдачи его в металлолом отметим следующее. Согласно нормам ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от обозначенной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено перечисление полученных учреждением от сдачи в металлолом имущества средств в бюджет республики.

Из положений Инструкции №174н вытекает, что бухгалтерские записи при списании имущества, передаче объекта для утилизации и реализации металлолома будут следующими:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Выбыли с балансового учета объекты основных средств, пришедшие в негодность (п. 10 Инструкции №174н):

 

 

на сумму начисленной амортизации

010425000

010125000

на сумму остаточной стоимости объекта

040110172

010125000

Одновременно выбывшие из эксплуатации объекты имущества, поступившие на хранение до момента их демонтажа и (или) утилизации и (или) определения целевой функции выбывшего с баланса имущества, отражаются на забалансовом счете (п. 10 Инструкции №174н)

02

 

Передан объект на утилизацию

 

02

Оприходован металлолом, полученный от утилизации автомобиля (п. 34 Инструкции №174н)

210536340

240110189

Отражено списание металлолома после его реализации

240110189

210536440

Начислен доход от реализации металлолома (п. 150 Инструкции №174н)

220989560

240110172

Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения (п. 72 Инструкции №174н)

220111510

17

220989660

Здесь же отметим, что в Инструкции №174н не предусмотрено бухгалтерских записей по начислению задолженности перед бюджетом бюджетной системы РФ в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ доходов от реализации макулатуры и иных объектов нефинансовых активов. Однако п. 4 Инструкции №174н установлено, что при отсутствии в ней корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством РФ, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции №174н. Таким образом, если совершаемая операция по списанию автомобиля является правомерной, учреждение вправе обратиться к учредителю и согласовать с ним корреспонденцию счетов, которая будет использоваться для отражения перечисления в доход бюджета денежных средств, полученных от реализации металлолома. В качестве возможного варианта предлагаем следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражен выбывший из эксплуатации объект имущества, поступивший на хранение до момента его утилизации

02

 

Передан объект на утилизацию

 

02

Оприходован металлолом, полученный от утилизации автомобиля

210536340

240110189

Списан металлолом после его реализации

240110189

210536440

Начислен доход от реализации металлолома

220989560

240110172

Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения

220111510

220989660

Начислена задолженность по возврату в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома

240110172

230305000

Перечислены средства в доход бюджета

230305000

220111610

 

Вопрос:

Какие документы должна иметь утилизирующая фирма при условии, что автотранспорт содержит драгметаллы?

 

Статьей 30 Закона №51‑ЗРК/2014 установлены особенности ликвидации (утилизации) имущества, полученного в результате списания. Из положений этой статьи следует, что утилизация выбывшего из эксплуатации имущества осуществляется организациями, имеющими в случаях, установленных законодательством, лицензию на проведение работ по утилизации имущества. В случае если законодательством не установлено требование об утилизации имущества организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующих работ, утилизация производится организациями, у которых одним из видов деятельности, указанных в уставах, является осуществление соответствующих работ.

Поскольку в описанном случае утилизации подлежит автомобиль полностью, необходимо выбрать утилизирующую компанию. Это может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности и выдающие справки об утилизации.

Здесь же отметим, что если учреждение заключило бы договор со сторонней организацией на демонтаж автомобиля с целью извлечения запасных частей, содержащих драгоценные металлы, то нужно было бы применять положения:

  • Федерального закона от 26.03.1998 №41‑ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;
  • Инструкции №231н;
  • Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 №431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней».

Согласно п. 25 Инструкции №231н бухгалтерия организации – сдатчика лома и отходов драгоценных металлов сопоставляет данные о количестве драгоценных металлов в сырье с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах производятся на основании паспортных данных аффинажных организаций.

Организации, которые осуществляют деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при переработке по этим видам.

Расчеты с учреждением – сдатчиком лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими предприятиями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 №431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней»).

После отправки отходов на переработку учреждение получает от предприятия-переработчика акт на приемку отходов, содержащих серебро.

Количество фактически извлеченных драгоценных металлов определяется на основании акта аффинажа (паспорта), который составляется после того, как отходы перерабатывают. В паспорте указываются количество драгоценных металлов, их цена и стоимость. 

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №10, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо