Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Внутренний финансовый контроль

Внутренний финансовый контроль в учреждении.

 

 

Обязанность учреждения осуществлять внутренний финансовый контроль своей деятельности установлена ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402‑ФЗ). В этой статье рассмотрим основные моменты организации внутреннего финансового контроля в учреждении.

Внутренний финансовый контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что учреждение обеспечивает:

  1. эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  2. достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  3. соблюдение законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Внутренний финансовый контроль (далее – внутренний контроль) способствует достижению учреждением целей своей деятельности, обеспечению предотвращения или выявления отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности. Особенно важен внутренний контроль, если учреждение имеет сложную структуру, выраженную в наличии филиалов, подразделений, подведомственных учреждений.


При организации внутреннего контроля учреждению прежде всего следует определить, кто будет выполнять функции по его проведению. Их возложение зависит от предполагаемого объема работ, структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов. Как правило, такие функции могут возлагаться на специальный отдел внутреннего контроля или ревизора. Сотрудники отдела внутреннего контроля или ревизор (далее – сотрудники, осуществляющие контроль) находятся в штате учреждения и подчиняются его руководству, однако внутренний контроль должен быть по возможности функционально и организационно независим.

Внутренний финансовый контроль в учреждении должен проводиться сотрудниками, осуществляющими контроль, в соответствии с утвержденным порядком, который должен быть оформлен документально. Он может быть представлен в виде соответствующего раздела, сформированного в рамках учетной политики, или отдельного положения об организации внутреннего контроля.

Таким образом, следующим моментом при организации внутреннего финансового контроля в учреждении является разработка и утверждение положения об организации внутреннего контроля, в котором, например, следует предусмотреть следующие разделы:

  • цели и задачи контроля;
  • перечень основных направлений контроля;
  • формы, способы проведения внутреннего контроля;
  • перечень лиц, на которых возложена обязанность по проведению контроля;
  • ответственность лиц, осуществляющих контроль.

Рассмотрим некоторые из них.

 

 

Направления внутреннего контроля.

 

Среди основных направлений внутреннего контроля можно выделить следующие:

  • проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства или собственников;
  • контроль над целевым использованием финансирования;
  • проверка оформления и обработки документов;
  • контроль оформления и отражения в регистрах бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций;
  • проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества;
  • проверка расчетов пособий, начисления заработной платы и иных выплат.

В учреждении перечень направлений внутреннего контроля нужно устанавливать в соответствии со спецификой его деятельности.

 

 

Мероприятия внутреннего контроля.

 

Особое внимание при организации внутреннего финансового контроля в учреждении следует уделить составлению перечня контрольных мероприятий, с осуществлением которых будет производиться внутренний контроль, порядку их проведения и оформлению их результатов.

Например, в ходе проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении могут проводиться проверки:

  • своевременности и целесообразности осуществления процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • соблюдения законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильности и своевременности отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • полноты и правильности документального оформления операций;
  • наличия и сохранности денежных средств и документов в кассе учреждения;
  • правильности и своевременности начисления доходов от платных услуг;
  • правильности заполнения табелей по учету рабочего времени в подразделениях;
  • правильности начисления заработной платы;
  • правильности назначения компенсационных выплат на возмещение расходов по оплате жилья, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности;
  • наличия и сохранности имущества учреждения;
  • ведения журнала регистрации путевых листов, соответствия данных путевых листов;
  • оформления документов;
  • соблюдения норм расходования материальных запасов;
  • своевременного и правильного оприходования и списания объектов основных средств, пришедших в негодность;
  • расчетов с целью недопущения просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей и другие.

Включение тех или иных контрольных мероприятий в перечень зависит от особенностей ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в том числе отраслевых.

В перечне мероприятий в зависимости от содержания каждого из контрольных мероприятий должна быть установлена периодичность их проведения, например, они могут проводиться: ежедневно, еженедельно, подекадно, ежемесячно, ежеквартально и с другой периодичностью.

 

 

Формы и способы внутреннего контроля.

 

Учреждение в зависимости от времени проведения проверок и проверяемых финансово-хозяйственных операций может осуществлять внутренний контроль в следующих формах:

 

Форма контроля

Время проведения

Предварительный контроль

Осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Например, предварительный контроль может проводиться перед составлением планов финансово-хозяйственной деятельности, смет доходов и расходов, договоров, учредительных документов и т. д. Это позволит избежать нарушений законодательства, нецелевого или нерационального использования средств

Текущий контроль

Проводится повседневно. Анализируются совершаемые хозяйственные и финансовые операции, исполнение финансовых планов, бюджетов, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, осуществление мониторингов целевого расходования денежных средств и т. д. Оперативный ежедневный контроль позволяет отслеживать и регулировать хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств

Последующий контроль

Проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. При этом изучается формирование финансовых ресурсов, обоснованность и целесообразность их расходования при выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности, смет учреждений. В результате анализа проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Такой вид контроля осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным перечнем контрольных мероприятий, а внеплановые проверки организуются по мере необходимости, например, при поступлении информации о каких‑либо нарушениях финансово-хозяйственной деятельности

 

Контрольные мероприятия могут осуществляться следующими способами:

  • путем проведения ревизий, которые представляют собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление;
  • путем проверки, которая представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности. Проверки в зависимости от объема контрольного мероприятия могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми):
  • комплексная проверка – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период;
  • выборочная проверка – это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно, ее результаты либо оформляются отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки;
  • тематическая (целевая) проверка – это проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Проверка осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу). Ее результаты используются при комплексной или выборочной проверке, однако возможно проведение самостоятельных тематических проверок.

 

 

Документальное оформление мероприятий внутреннего контроля.

 

Специалисты, осуществляющие контроль, должны приступать к проведению соответствующего контрольного мероприятия на основании изданного распорядительного документа (приказа, распоряжения) руководителя, в котором указывается:

  • тема проверки, вид и форма ее проведения;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и иная информация.

Результаты завершенного контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, подписываемым всеми членами комиссии, который затем следует направить с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. В акте, например, могут приводиться следующие сведения:

  • тема проводимого контрольного мероприятия проверки (указанная в распорядительном документе руководителя учреждения);
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • правильность отражения операций в бухгалтерском учете и отчетности;
  • анализ соблюдения положений законодательства РФ;
  • выводы о результатах проведения контрольного мероприятия;
  • перечень принятых мер и мероприятий по устранению недостатков и нарушений, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

По выявленным в ходе проведения контрольных мероприятий недостаткам, искажениям и нарушениям с работников, их допустивших, берутся объяснения в письменной форме, которые затем представляются руководителю учреждения.

Оформленный и утвержденный акт является основанием для разработки главным бухгалтером учреждения (или иным лицом, уполномоченным руководителем учреждения) плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План мероприятий утверждается руководителем учреждения и доводится до всех заинтересованных лиц.

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

 

 

Предмет проверок отдельных контрольных мероприятий.

 

Рассмотрим, например, что может являться предметом проверки (подвергаться проверке) в ходе проводимых (указанных ниже) контрольных мероприятий.

Контроль за проведением кассовых операций. В ходе внутреннего финансового контроля за осуществлением кассовых операций проверяется:

  • наличие утвержденного лимита денежной наличности и его соблюдение, своевременность сдачи в банк денег сверх лимита;
  • правильность ведения кассовой книги;
  • правильность оформления первичных учетных документов по приему и выдаче денежных средств из кассы;
  • правильность и своевременность ведения журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
  • составление реестра депонированных сумм и своевременность их сдачи в банк;
  • отсутствие в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих учреждению;
  • обеспечение сохранности денег и оправдательных документов;
  • непревышение установленного Правительством РФ лимита расчетов наличными деньгами с юридическими лицами и др.

Контроль за применением и оформлением первичных учетных документов. При проведении указанного контрольного мероприятия подлежат проверке:

  • первичные учетные документы, которыми оформляются хозяйственные операции, и их соответствие первичным учетным документам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н;
  • правильность их заполнения в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными упомянутым выше документом;
  • соответствие форм первичных учетных документов, в случае отсутствия утвержденных форм, их образцам, приложенным к учетной политике, и наличие обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом № 402‑ФЗ;
  • наличие и соответствие подписей на первичных учетных документах подписям лиц, наделенных правом их подписания;
  • последовательность осуществления нумерации первичных учетных документов в течение отчетного периода;
  • своевременность составления первичных учетных документов.

Контроль расчетов с сотрудниками. При проведении этого контрольного мероприятия предметом проверки является установление:

  • соответствия ставок (окладов) заработной платы сотрудников, по которым им производится начисление заработной платы, ставкам (окладам), установленным приказом руководителя при зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием;
  • правильности начисления заработной платы и иных выплат и их соответствие нормам положения об оплате труда и иным нормативным актам;
  • правильности расчета среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении, расчете пособия по временной нетрудоспособности;
  • правильности составления расчетно-платежной и платежной ведомости;
  • наличия табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и их оформления;
  • наличия записок-расчетов об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях и их оформления и др.

Контроль за сохранностью материальных ценностей. Такой контроль осуществляется путем проводимых в учреждении в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, инвентаризаций.

В ходе контрольных мероприятий проверяется:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов или иной технической документации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду и на хранение;
  • выборочное фактическое наличие отдельных объектов и их сопоставление с данными регистров бухгалтерского учета;
  • сохранность и правильность хранения;
  • правильность и своевременность отражения материальных ценностей в учете;
  • выявленные непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению материальные ценности и др.

Контроль за состоянием расчетов. При осуществлении контроля за состоянием расчетов устанавливается:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями учреждения, выделенными на отдельный баланс;
  • правильность и обоснованность числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, своевременность списания задолженности. При этом по каждому дебитору и кредитору нужно установить: основание возникновения взаимоотношений сторон, их права и обязанности, а также причины возникновения задолженности и возможность ее уменьшения или ликвидации;
  • правильность составления и своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов и целевое использование средств, им выданных;
  • соответствие норм возмещения расходов, связанных со служебными командировками, утвержденным учетной политикой (законодательными актами) нормам и др.

 

* * *

 

В заключение обратим внимание, что на специалистов, осуществляющих контроль, следует возложить ответственность за его организацию и функционирование и установить меры дисциплинарного взыскания в случае их халатного отношения к возложенным на них обязанностям по проведению внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения.  

 


эксперт журнала
«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», №10, октябрь, 2014 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено