Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2014 № 379‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон № 379‑ФЗ).


Поправки, внесенные данным законом, в первую очередь будут интересны налогоплательщикам Крыма и Севастополя. Для них предусмотрен особый порядок перехода на УСНО с 2015 года, а также установлены отдельные переходные положения. Об этих новшествах, внесенных Федеральным законом № 379‑ФЗ в НК РФ, расскажем в предложенном материале.

 

Федеральный закон № 379‑ФЗ внес изменения как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. В рамках данной статьи рассмотрим только новшества гл. 26.2 НК РФ.

 

В уведомлении указывается лишь объект налогообложения.

 

Общий порядок перехода на УСН с нового налогового периода установлен ст. 346.12 и 346.13 НК РФ: нужно подать уведомление в налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого планируется переход на УСН. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации обозначают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО.

Федеральный закон № 379‑ФЗ внес поправки в п. 2 ст. 346.12 и п. 1 ст. 346.13 НК РФ. Налогоплательщики-организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52‑ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 52‑ФЗ), в уведомлении о переходе на УСН с 1 января 2015 года не указывают остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года. Это означает, что перейти на УСН с 2015 года такие организации могут независимо от размера доходов по состоянию на 1 октября 2014 года: доходы могут превышать установленный предельный размер, равный 48 015 тыс. руб.

Также указанные организации не должны отражать остаточную стоимость основных средств по состоянию на 1 октября 2014 года. Но здесь надо помнить о том, что организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., утрачивают право на применение УСН. Данная норма распространяется и на индивидуальных предпринимателей (Письмо Минфина РФ от 18.01.2013 № 03‑11‑11/9).

Отметим, что индивидуальные предприниматели изначально не должны указывать ни размер доходов, ни остаточную стоимость основных средств в уведомлении о переходе на УСН.

Пункт 1 ст. 19 Федерального закона № 52‑ФЗ гласит, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа) иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе РФ новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6‑ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6‑ФКЗ) или настоящим пунктом. Указанные юридические лица, которые являются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ в срок до 1 июля 2015 года.

Таким образом, организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 Федерального закона № 52‑ФЗ, и индивидуальные предприниматели при переходе на УСН с 2015 года должны указать в уведомлении о переходе на УСН только объект налогообложения. Но важно отметить, что данный порядок действует только однократно, то есть при переходе на УСН с 2016 года такие организации будут руководствоваться общими правилами перехода на этот спецрежим.

 

 

Сроки перехода на УСН увеличены.

 

усн Согласно общим правилам будущие «упрощенцы» обязаны подать в налоговый орган уведомление не позднее 31 декабря предыдущего года.

В силу пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие налоговый орган о переходе на УСНО в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять «упрощенку».

Федеральный закон № 379‑ФЗ дополнил п. 2 ст. 346.13 НК РФ следующими нормами.

Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ основании ст. 19 Федерального закона № 52‑ФЗ, изъявившие желание
перейти на УСНО с 1 января 2015 года, могут сообщить об этом в налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Фото: www.ru.123rf.com

Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 52‑ФЗ с учетом п. 4 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6‑ФКЗ, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

Пункт 4 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6‑ФКЗ гласит, что юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование и которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа) иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ в срок до 1 марта 2015 года.

Публично-правовые образования – особая группа субъектов гражданского права, в которую входят Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

 

Итак, также однократно увеличены сроки для приведенных выше организаций для перехода на УСНс 2015 года. Отметим, что в данном случае речь идет только об организациях, то есть индивидуальные предприниматели, которые проживают на территориях Крыма и Севастополя, должны были уведомить налоговый орган о переходе на УСН с 2015 года в установленный срок – не позднее 31.12.2014.

 

 

Установлены переходные положения по учету расходов.

 

Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ дополнен пп. 2.1 следующего содержания.

Налогоплательщики-организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 Федерального закона № 52‑ФЗ, перешедшие на УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе учитывать расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных ими для дальнейшей реализации в период осуществления деятельности до даты внесения указанных сведений, после проведения инвентаризации, осуществляемой в порядке, действовавшем до 1 января 2015 года, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, по мере реализации указанных товаров в соответствии с пп. 2 настоящего пункта. При этом такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, подлежащему уплате в связи с применением УСНО, только в случае, если они не были учтены при исчислении налога, подлежащего уплате при осуществлении предпринимательской деятельности до даты внесения сведений о таких налогоплательщиках в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона № 52‑ФЗ и ст. 1202 ГК РФ.

Это означает, что указанные организации при применении УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» должны провести инвентаризацию. И если у них будут товарные остатки, расходы на которые не были учтены ранее, то они вправе учесть расходы на приобретение данных товаров по правилам гл. 26.2 НК РФ – по мере их реализации (товары оплачены поставщику, оприходованы и переданы покупателю).

Отметим, что в данном случае речь идет только об организациях. Про индивидуальных предпринимателей даже не упоминается. Получается, что они не смогут учесть в расходах стоимость товаров, приобретенных до перехода на УСНО.

 

 

Установлены пониженные налоговые ставки до 2022 года.

 

По общему правилу, предусмотренному ст. 346.20 НК РФ, при УСН действуют следующие налоговые ставки:

  • если применяется объект налогообложения «доходы» – 6%;
  • если применяется объект налогообложения «доходы минус расходы» – 15%. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Федеральный закон № 379‑ФЗ дополнил ст. 346.20 НК РФ п. 3: законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

 

Объект налогообложения

2015 – 2016 годы, %

2017 – 2021 годы, %

Доходы

0

4

Доходы минус расходы

0

10*

    * При этом налоговые ставки не могут быть ниже 3% и могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков. Значит, для всех «упрощенцев», которые применяют объект налогообложения «доходы минус расходы», может быть установлена ставка налога 10%, а для отдельных категорий – ставка не ниже 3%.

Особо отмечено, что налоговые ставки, предусмотренные в соответствии с п. 3 ст. 346.20 НК РФ законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение указанных периодов начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная ставка.

На момент подготовки данного материала к печати приняты следующие законы, устанавливающие пониженные налоговые ставки для «упрощенцев».

  1. Законом Республики Крым от 29.12.2014 № 59‑ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым» в отношении периода 2015 – 2016 годов по налогу, уплачиваемому при применении УСНО, определены следующие налоговые ставки:
  • объект налогообложения «доходы» – 3%;
  • объект налогообложения «доходы минус расходы» – 7%.
  1. Законом города Севастополя от 14.11.2014 № 77‑ЗС «О ставках по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов» для «упрощенцев» установлена налоговая ставка в размере 5% для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения «доходы минус расходы» и осуществляющих виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029‑2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Росстандарта от 06.11.2001 № 454‑ст, включенные:
  • в класс 01 «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» разд. A «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (за исключением видов деятельности, отнесенных к подклассу 01.5 «Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях»);
  • в подкласс 05.02 «Рыбоводство» разд. B «Рыболовство, рыбоводство»;
  • в раздел M «Образование» (за исключением видов деятельности, включенных в подклассы 80.3 «Высшее профессиональное образование» и 80.4 «Образование для взрослых и прочие виды образования»);
  • в раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (за исключением видов деятельности, включенных в группу 85.13 «Стоматологическая практика»);
  • в класс 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» разд. O «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (за исключением видов деятельности, отнесенных к подклассу 92.7 «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений»).

Пониженную ставку 5% такие «упрощенцы» вправе применять, если доля доходов от осуществления ими указанных видов экономической деятельности составляет за налоговый период не менее 70% в общем объеме доходов.

Данные законы вступили в силу 1 января 2015 года.

* * *

Федеральный закон № 379‑ФЗ внес поправки в ч. I и II НК РФ, в частности, установил налоговые преференции «упрощенцам» Крыма и Севастополя, а также тем, кто хотел бы применять УСНО с 2015 года.

При переходе на УСНО с 2015 года организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 Федерального закона № 52‑ФЗ, и индивидуальные предприниматели должны указать в уведомлении о переходе на УСНО только объект налогообложения, остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года отражать не надо.

Продлены сроки представления уведомления:

  • для организаций, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ согласно ст. 19 Федерального закона № 52‑ФЗ, – не позднее 1 февраля 2015 года;
  • для организаций, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 Федерального закона № 52‑ФЗ с учетом п. 4 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6‑ФКЗ, – не позднее 1 апреля 2015 года. 

 


эксперт журнала
«Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено