Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Учетная политика коммерсантов- сельхозпроизводителей для целей налогообложения

Согласно п. 2 ст. 346.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ. Для определения налоговой базы по некоторым элементам ЕСХН предусмотрены различные варианты их применения. Свой выбор индивидуальный предприниматель должен закрепить в учетной политике.Учетная политика для целей налогообложения есть выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки  и  распределения,  а также  учета иных  необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (ст. 11 НК РФ). Причем, избрав конкретный вариант учетной политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой (Определение КС РФ от 12.05.2005 № 167-О). Какие аспекты в данной связи необходимо отразить коммерсанту сельхозпроизводителю в учетной политике?

 

 

Уплата ЕСХН : об особенностях.

 

 

Прежде чем подойти непосредственно к нюансам формирования учетной политики индивидуального предпринимателя,остановимся на особенностях спецрежима в виде ЕСХН.

Во-первых, он предполагает освобождение коммерсанта от обязанности по уплате  НДФЛ  (в  отношении  доходов,  полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской  деятельности).  Индивидуальные  предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст.  174.1  НК  РФ).

Во-вторых, применять названный режим вправе лишь те коммерсанты, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Таковыми в целях применения положений гл. 26.1 НК РФ признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию.

При этом должно соблюдаться условие: в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Следует учитывать, что в целях применения гл.  26.1  «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН)» НК РФ к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, виды которых определяются на основании Перечня,    утвержденного    Постановлением     Правительства     РФ от 25.07.2006 № 458, в соответствии с Общероссийским классифи-катором продукции (ОКП) [1] (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями в силу пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ также признаются индивидуальные предприниматели, занимающиеся рыбохозяйственной деятельностью при соблюдении ими следующих условий:

  • средняя численность их работников не превышает за налоговый период 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования.

В-третьих, индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на спецрежим в виде ЕСХН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту своего жительства не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН. При этом в уведомлении [2] следует указать данные о доле дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.Что касается вновь зарегистрированного предпринимателя, то он вправе уведомить о переходе на уплату налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае он признается налогоплательщиком с даты постановки на учет.

Налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения (абз. 2 п. 3 ст. 346.3 НК РФ).

В-четвертых, согласно пп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ не вправе переходить на уплату ЕСХН индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.И в-пятых. Если по итогам налогового периода предприниматель не соответствует условиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ (и оговоренным нами выше), он считается утратившим право на применение спецрежима в виде ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.Что касается ставки налога, то она определена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным – полугодие (ст. 346.7 НК РФ).В силу ст. 346.10 НК РФ предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговые органы декларации по ЕСХН по месту своего жительства по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начиная с отчетности за 2014 год декларацию по ЕСХН следует представлять в соответствии с новой формой, утвержденной Приказом ФНС России от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@.

В случае прекращения коммерсантом предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, он обязан уведомить [3] об этом налоговый орган по месту своего жительства с указанием даты прекращения деятельности в срок не позднее 15 дней со дня прекращения. При этом не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, коммерсанту необходимо подать налоговую декларацию.

 

 

ЕСХН учетная политика: об особенностях формирования.

 

 

Порядок ведения налогового учета устанавливается индивидуальным предпринимателем в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом. Исходя из определения учетной политики в ней должен быть закреплен выбор вариантов формирования базы по налогу. Соответственно, если деятельность налогоплательщика не предполагает выбора вариантов учета доходов и расходов, а также не требует ведения раздельного учета, учетную политику для целей налогообложения можно не разрабатывать.

Налоговый кодекс не содержит специальных правил формирования учетной политики. Исходя из этого, коммерсант должен руководствоваться общим порядком, установленным ст. 313 НК РФ.В отношении коммерсанта-сельскохозяйственника гл. 26.1 НК РФ не установлена обязанность разрабатывать учетную  политику для целей налогообложения. Однако в некоторых случаях это необходимо. В каких? Об этом и пойдет речь.

 

 

О книге учета доходов и расходов.

 

 

уплата есхн Поскольку гл. 26.1 НК  РФ  не дает возможность выбора объекта   налогообложения   предпринимателю-сельхозпроизводителю (в силу ст. 346.4 НК РФ объектом по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов), то в учетной политике этот момент можно не оговаривать. Зато необходимо прописать правила ведения налогового учета: индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов для целей исчисления базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) [4]. Основание – абз. 2 п. 8 ст. 5 НК РФ.

Отметим,  что  п.  1.4   Порядка   ведения   книги   учета   доходов и расходов допускает ее ведение как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При выборе коммерсантом электронного способа

Фото: www.ru.123rf.com

ее ведения (в учетной политике это следует отразить) он обязан по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители, пронумеровав, прошнуровав и заверив своей подписью. При этом на каждый очередной налоговый период открывается новая книга учета доходов и расходов.

Пунктами 1.1, 1.2 Порядка ведения книги учета доходов и расходов установлено, что в данном документе в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период, совершенные плательщиком ЕСХН. При этом должны обеспечиваться полнота, непрерывность и достоверность учета показателей деятельности предпринимателя, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.

На основании этого в учетной политике целесообразно указать, какие документы будут использованы в качестве первичных в целях подтверждения своих доходов и расходов. Поскольку Налоговый кодекс не разъясняет, что следует понимать под термином первичный документ, полагаем, что в данной ситуации можно обратиться к Закону о бухгалтерском учете [5], применив нормы ст.  11  НК  РФ, п.  2 ст. 9 которого содержит перечень обязательных реквизитов первичного документа.

 

 

О доходах коммерсанта.

 

 

Статья 346.5 НК РФ устанавливает порядок определения и признания доходов и расходов. Так, при определении объекта обложения ЕСХН учитываются:

  • доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК   РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые  в  соответствии со ст.  250  НК  РФ.

Однако состав и тех, и других доходов может дополняться, корректироваться предпринимателем путем закрепления механизма их формирования (отнесения их к доходам от реализации или внереализационным) в учетной политике. Коммерсанту таким образом дается право самому выбрать порядок учета дохода и прописать его в учетной политике для целей налогообложения.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда предприниматель получает доход от сдачи имущества в аренду. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 250 НК РФ названный вид дохода относится к внереализационным доходам, если они не включены налогоплательщиком в состав доходов от реализации. Таким образом, нормы налогового законодательства позволяют коммерсантам сделать выбор – учитывать доходы от сдачи своего имущества в аренду как внереализационные доходы либо как доходы от реализации. Это может быть важным при расчете процентного соотношения для целей признания индивидуального предпринимателя сельскохозяйственным производителем. Ведь, как мы упоминали выше, в этой ситуации используется информация о доходах от реализации товаров (работ, услуг). Внереализационные доходы в расчете процентного соотношения не участвуют.

Помимо названного момента, нелишним будет в данной части учетной политики прописать состав доходов, которые не учитываются при расчете ЕСХН. Основание – абз. 4 п. 1 ст. 346.5 НК РФ.

 

 

О расходах коммерсанта.

 

 

Подпунктом 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ установлено, что для целей исчисления ЕСХН расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

При определении объекта налогообложения предприниматели – плательщики ЕСХН уменьшают полученные ими доходы на определенный п. 2 ст. 346.5 НК РФ перечень расходов. Причем указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Одним из видов расходов сельхозпроизводителя являются материальные расходы, определяемые в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ, включающие расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений. Состав материальных расходов, приведенный в названной норме, не является исчерпывающим. Соответственно, коммерсант, уплачивающий ЕСХН, в составе данного вида расходов может учесть и иные виды расходов, закрепив это в учетной политике.

Пункт 4.1 ст. 346.5 НК РФ устанавливает порядок учета расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки. Так, сумма данных затрат подлежит включению в состав расходов после фактической оплаты налогоплательщиком имущественных  прав на земельные участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права.

Между тем названным пунктом установлено, что затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки признаются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. В учетной политике целесообразно зафиксировать срок, в течение которого учитываются расходы (но не менее семи лет).

Можно также указать, что данные расходы отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Сельскохозяйственному товаропроизводителю необходимо также установить порядок принятия расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств. В учетной политике следует закрепить, что указанные расходы в период применения спецрежима в виде ЕСХН учитываются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

В отношении приобретенных основных  средств  до  перехода на уплату ЕСХН их стоимость включается в расходы в следующем порядке:

 

  • в отношении основных  средств  и  нематериальных  активов со сроком полезного использования до трех лет включительно – в течение  первого  календарного  года  применения  спецрежима в виде ЕСХН;
  • в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно – в течение первого календарного года применения этого спецрежима – 50% стоимости, второго календарного года – 30% стоимости и в течение третьего календарного года – 20%;
  • в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования свыше 15 лет – в течение первых 10 лет применения спецрежима равными долями от стоимости основных средств и нематериальных активов.

 

Причем определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании Классификации основных средств [6]. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, могут быть установлены налогоплательщиком путем закрепления этого в учетной политике. Основание – п. 4 ст. 346.5 НК РФ.

 

 

 

О переходе на иные режимы налогообложения и ведении раздельного учета.

 

 

 

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ. Так, п. 7 ст. 346.2 НК РФ допускает применение коммерсантами, уплачивающими ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, системы налогообложения в виде ЕСХН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

При этом п. 7 ст. 346.26 НК РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой они уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Абзацем 2 п. 10 ст. 346.1 НК РФ установлено, что доходы и расходы по «вмененным» видам деятельности в соответствии с гл. 26.3 НК РФ не учитываются при исчислении базы по ЕСХН. В этом случае также необходим раздельный учет.

Вместе с тем порядок ведения раздельного учета при совмещении режимов налоговым законодательством не установлен. Соответственно, индивидуальный предприниматель самостоятельно разрабатывает методику и утверждает порядок ведения раздельного учета.

Как  указал  Минфин  в  Письме  от  30.11.2011  № 03-11-11/296,  применяемый способ раздельного учета должен позволять однозначно отнести те или иные показатели к разным видам предпринимательской деятельности.

Так, в учетной политике следует указать, что ограничения по объему дохода от реализации произведенной предпринимателями сельскохозяйственной продукции определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. Основание – п. 7 ст. 346.26, п.  7  ст.  346.2  НК  РФ.

К примеру, в учетной политике можно закрепить способ учета расходов на приобретение основных средств. Вариант такой: расходы на приобретение основных средств не учитываются при расчете ЕСХН за время использования объекта во «вмененной» деятельности. Величина расходов по этим основным средствам, используемым в текущем периоде одновременно в различных видах деятельности, распределяется пропорционально количеству дней использования объекта в деятельности, облагаемой ЕСХН, в общем количестве дней в отчетном периоде.

В случае если часть помещений в здании используется в деятельности, облагаемой ЕНВД, то расходы по такому основному средству, признаваемые в отчетном периоде, определяются расчетным путем, пропорционально доле площади, используемой в деятельности, облагаемой ЕСХН, в общей площади здания в соответствии с технической документацией БТИ. Основание – п. 10 ст. 346.6, п. 7 ст.  346.26  НК  РФ, а также Письмо  Минфина  России  от  04.10.2006№ 03‑11‑04/3/431.

При этом индивидуальному предпринимателю необходимо распределять общие доходы и расходы, относящиеся к обоим видам деятельности одновременно. К примеру, в  отношении  процентов по депозитам нужно самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике порядок распределения общих доходов, основанный на своих расчетах. Для этих целей можно использовать показатель объема выручки или численность сотрудников, занятых в каждом из видов деятельности.

Расходы, по которым невозможно организовать раздельный учет по видам деятельности, распределяются пропорционально долям доходов от видов деятельности в общем объеме доходов за месяц. Основание – п. 10 ст. 346.6  НК  РФ, Письмо  Минфина  России от  30.11.2011  № 03‑11‑11/296.

Кстати, важно также не забыть прописать порядок распределения выплат в пользу сотрудников, занятых в каждом из видов деятельности (если такие имеются у индивидуального предпринимателя), и тех, кто трудится одновременно во «вмененной» деятельности и в деятельности, в отношении которой уплачивается ЕСХН.

Понятно, что в рамках одной статьи невозможно охватить все аспекты налогового учета предпринимателя-сельхозпроизводителя, которые целесообразно отразить в учетной политике. Важно, чтобы коммерсант понимал: налоговым законодательством ему предлагаются порой различные варианты, предоставляется право выбора способа (или нескольких способов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и учета, а иногда даже предполагается принятие самостоятельного решения.

Здесь важно подкрепить и утвердить избранные варианты приказом об утверждении учетной политики для целей налогообложения. Обычно формирование положений учетной политики коммерсант должен закончить до 1 января года, с которого планируется ее использование. Ежегодное утверждение данного документа не требуется. Однако допустимы случаи, при которых учетная политика может быть изменена. Согласно абз. 6  ст.  313  НК  РФ  изменения в учетную политику можно внести:

  • при смене метода учета (в этом случае учетная политика вступит в силу с начала нового налогового периода);
  • при изменениях законодательства (вступление в силу должно быть не ранее даты начала действия изменений). 

 

Н. В. Фирфарова
к. э. н., редактор журнала
«ИП: бухгалтерский учет и налогообложение», №1, январь, 2015 г.

 

 


[1] Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301. Обратите внимание, что данный документ утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

[2] Форма уведомления для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена Приказом ФНС России от 28.01.2013№ ММВ-7-3/41@. 

[3] Форма уведомления о прекращении предпринимательской деятельности на ЕСХН утверждена Приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@.

[4] Форма и Порядок заполнения книги учета утверждены Приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н.

[5] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

[6] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено