Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Транспортное налогообложение на Крымском полуострове

В одном из предыдущих номеров журнала затрагивалась тема ведения бизнеса на территории новых субъектов РФ – Республики Крым и города федерального значения Севастополя[1]. Сегодня предлагаем рассмотреть подробно порядок исполнения обязанности по исчислению российского транспортного налога, которая возникла у резидентов полуострова с 01.01.2015. До этой даты положения гл. 28 НК РФ в Крыму и Севастополе не применялись[2].

 

 

 

О нормативной базе.

 

 

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие названными правовыми актами и обязателен к уплате на территории региона (ст. 356 НК РФ). В частности, о транспортном налоге говорится в:

  • гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ;
  • Законе Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге»;
  • Законе города Севастополя от 14.11.2014 № 75-ЗС «О транспортном налоге»;
  • Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 и действующих в настоящее время.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы регионов определяют налоговую ставку в пределах базового интервала. В отношении налогоплательщиков-организаций местные органы власти предусматривают порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы и основания для их использования. Названные законы Республики Крым и г. Севастополя вступают в силу по нормам российского законодательства не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, то есть с начала 2015 года.

 

 

 

Транспортный налог. О плательщиках.


 

транспортный налогПлательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Здесь нужно отметить, что рассматриваемый налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования транспортных средств (ТС). Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации ТС, а не от фактического наличия или его использования налогоплательщиком (Письмо Минфина РФ от 12.05.2015 № 03‑05‑06‑04/27048).

Возникает вопрос: должен ли уплачиваться транспортный налог по российским правилам за ТС, которые эксплуатируются с государственными регистрационными знаками Украины?

Фото: www.ru.123rf.com

Ответ на этот вопрос дали налоговики в Письме от 03.04.2015 № БС-4-11/5478@. Они напомнили, что собственники ТС либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях ТС, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств. Такой порядок прописан в п. 4 Правил регистрации автомототранспортных средств[3].

Уклонение юридического лица от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от представления налоговой декларации по транспортному налогу и уплаты транспортного налога (авансовых платежей). Это следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11, в котором сказано, что ТС юридического лица подлежат государственной регистрации в органах, осуществляющих регистрацию ТС, и в силу данного обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Между тем на полуострове был введен временный порядок регистрации ТС и выдачи водительских удостоверений, который действовал до 2015 года[4]. Налоговики в рассматриваемом разъяснении допускают, что действие этого порядка может быть продлено вплоть до 2018 года, однако автор такой информацией не обладает.

Как бы там ни было, до истечения срока действия кампании по перерегистрации ТС, ранее эксплуатировавшихся в Республике Крым и г. Севастополе с государственными регистрационными знаками Украины, налогоплательщик может исполнить обязанность по регистрации автотранспорта в любой момент переходного периода. До тех пор пока ТС эксплуатируются с государственными регистрационными знаками Украины, у их владельцев не возникает обязанности по уплате транспортного налога по российским правилам. При этом в Правилах регистрации автомототранспортных средств нет специальных норм, посвященных регистрации ТС на территории полуострова, что только повышает регистрационные и налоговые риски автовладельцев, не обменявших украинские номера на российские.

 

 

 

Что еще нужно знать о регистрации ТС?


 

ТС регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников. Допускается временная регистрация уже поставленных на учет ТС по месту его пребывания и регистрации места пребывания физического лица (п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938), например, в период длительной командировки или же отъезда на заработки в другой регион.

Тогда транспортное средство по месту постоянной регистрации с учета не снимается. В то же время оно может быть поставлено на временный учет в другом субъекте РФ и регистрационном подразделении Госавтоинспекции. В целях же избежания двойного налогообложения уплата налога по месту его временной регистрации не производится, налог продолжает исчисляться и уплачиваться по месту постоянной регистрации ТС.

Описанный порядок применим при лизинге (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 № А41-67765/13, АС МО от 07.04.2015 № Ф05-17025/2014). Если по договору лизинга транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в Госавтоинспекции по месту нахождения последнего, плательщиком транспортного налога является лизингодатель. Если же ТС, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, именно он считается плательщиком транспортного налога.

 

 

 

Как рассчитывается транспортный налог в Крыму

и авансовые платежи?

 

 

 

транспортный налог в крымуСумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ). Авансовые платежи определяются по истечении каждого отчетного периода (I, II, III кварталов) в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

На балансе организации, зарегистрированной в г. Севастополе, числятся:

 

Фото: www.ru.123rf.com

  • экскаватор-бульдозер одноковшовый (ЭО-2621) для механизации землеройных и планировочных работ с мощностью двигателя 78 л. с.;
  • две машины подметально-уборочные (КО-318 на шасси КамАЗ-45253) с мощностью двигателя 240 л. с.;
  • два грузовых авто по вывозу мусора (МКА-22 на шасси КамАЗ-65115) с мощностью двигателя 260 л. с.

Бухгалтер использует базовые ставки налога без каких-либо преференций.

В части подметально-уборочных машин и мусоровозов, зарегистрированных в ГИБДД, компания применяет ставки, установленные для категории «грузовые автомобили», – 13 и 17 руб. за 1 л. с. (до и после 250 л. с.). С поставленной на учет в органах гостехнадзора спецтехники (экскаватора) налог уплачивается по ставке 5 руб. за 1 л. с.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате за каждый отчетный период, составит:

  • по одному экскаватору – 98 руб. (1/4 x 78 л. с. x 5 руб.);
  • по двум подметально-уборочным машинам – 1 560 руб. (2 х 1/4 x 240 л. с. x 13 руб.);
  • по двум мусоровозам – 2 210 руб. (2 х 1/4 x 260 л. с. x 17 руб.).

Размер авансового платежа за отчетный период по всей технике составит 3 868 руб. (98 + 1 560 + 2 210).

Сумма транспортного налога, исчисленная за 2015 год, будет равна:

  • по одному экскаватору – 390 руб. (78 л. с. x 5 руб.);
  • по двум подметально-уборочным машинам – 6 240 руб. (2 x 240 л. с. x 13 руб.);
  • по двум мусоровозам – 8 840 руб. (2 x 260 л. с. x 17 руб.).

В итоге за 2015 год сумма налога по всем транспортным средствам составит 15 470 руб. (390 + 6 240 + 8 840), а сумма доплаты за IV квартал – 3 867 руб. (15 470 руб. - 3 868 руб. x 3).

В Крыму налоговые ставки уменьшаются в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, в следующих размерах: свыше 10 лет – на 20%; свыше 15 лет – на 30%; свыше 20 лет – на 50% (ст. 3 Закона от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014). В Севастополе подобной налоговой преференции местным законодателем не введено.

Изменим условия предыдущего примера и предположим, что владелец ТС зарегистрирован не в г. Севастополе, а в Республике Крым. Срок эксплуатации подметально-уборочных машин и мусоровозов составляет 12 лет. Базовые ставки (без учета преференции) для названных ТС установлены в размере 30 и 40 руб. за 1 л. с. (до и после 250 л. с.). Экскаватор не берем в расчет, так как у него небольшой срок службы.

Исходя из условий примера налоговые ставки с учетом преференции для подметально-уборочных машин и мусоровозов составят 24 руб. (30 руб. x 0,8) и 32 руб. (40 руб. x 0,8) за 1 л. с.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате за каждый отчетный период, будет равна:

  • по двум подметально-уборочным машинам – 2 880 руб. (2 х 1/4 x 240 л. с. x 24 руб.);
  • по двум мусоровозам – 4 160 руб. (2 х 1/4 x 260 л. с. x 32 руб.).

Размер авансового платежа за отчетный период по данной технике составит 7 040 руб. (2 800 + 4 160). При отсутствии преференции платеж был бы равен 8 800 руб. (7 040 руб. / 0,8).

Сумма транспортного налога, исчисленная за 2015 год, составит:

  • по двум подметально-уборочным машинам – 11 520 руб. (2 x 240 л. с. x 24 руб.);
  • по двум мусоровозам – 16 640 руб. (2 x 260 л. с. x 32 руб.).

В итоге за 2015 год сумма налога по всем транспортным средствам будет равна 28 160 руб. (11 520 + 16 640), а сумма доплаты за IV квартал – 7 040 руб. (28 160 руб. - 7 040 руб. x 3). При отсутствии налоговой преференции налог равнялся бы 35 200 руб. (28 160 руб. / 0,8).

 

 

 

Что меняется при постановке и снятии ТС

с регистрационного учета?

 

 

Если ТС зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, сумму аванса и налог по итогам года нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента. Он равен отношению числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

На балансе организации, зарегистрированной в г. Севастополе, числится один грузовой автомобиль по вывозу мусора (МКА-22 на шасси КамАЗ-65115) с мощностью двигателя 260 л. с. ТС поставлено на учет в марте 2015 года, а затем снято и продано в ноябре 2015 года. Срок службы мусоровоза – 15 лет. Ставка налога – 17 руб. за 1 л. с. (снижение ставки в г. Севастополе не предусмотрено).

Коэффициент, учитывающий срок регистрации мусоровоза по каждому отчетному периоду и за налоговый период, составит:

  • 0,33 (1/3) – за I квартал 2015 года (без учета января и февраля);
  • 1 (3/3) – за II и III кварталы 2015 года (с учетом всех месяцев);
  • 0,75 (9/12) – за весь 2015 год (без учета января, февраля и декабря).

Сумма авансового платежа по автомобилю по вывозу мусора будет равна:

  • 365 руб. (1/4 x 0,33 x 260 л. с. x 17 руб.) – за I квартал;
  • 1 105 руб. (1/4 x 260 л. с. x 17 руб.) – за II и III кварталы.

Сумма транспортного налога – 3 315 руб. (0,75 x 260 л. с. x 17 руб.), а за IV квартал 2015 года организации нужно доплатить сумму в размере 740 руб. (3 315 - 365 - 1 105 - 1105).

 

 

 

Как рассчитать транспортный налог в Крыму  

по премиальным легковым авто?

 

 

С 1 января 2014 года сумма транспортного налога исчисляется с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн руб., в том числе в отношении легковых автомобилей 2014 года выпуска. Об этом сказано в п. 2 ст. 362 НК РФ. Следует признать, что из-за девальвации рубля достаточно популярные автомобили попали в категорию «роскошные» для целей налогообложения. Перечень таких автомобилей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторга в сети Интернет. Там же указывается средняя стоимость (интервал) для целей налогообложения.

В Письме Минфина РФ от 02.04.2015 № 03‑05‑05‑04/18439 обращено внимание на то, что Минпромторг издал два перечня дорогих автомобилей, датированные 27 и 28 февраля 2015 и 2014 годов соответственно. Один от другого отличается количеством автомобилей (практически в 1,5 раза). Меньшим перечнем (от 28 февраля 2014 года) чиновники рекомендуют пользоваться в отношении «роскошных» легковых автомобилей, выпущенных до 2014 года (Письмо Минфина РФ от 23.04.2015 № 03‑05‑05‑04/23464). По более современным премиальным авто нужно использовать список Минпромторга, датированный 27 февраля 2015 года, куда включены дорогие легковые автомобили, которые раньше стоили меньше нижнего предела (3 млн руб.), но в связи с девальвацией рубля их стоимость перешагнула эту планку. Именно этим списком следует руководствоваться крымчанам (см. также Письмо Минфина РФ от 01.06.2015 № 03-05-04-04/31532).

В то же время резидентам полуострова нужно знать, что раньше повышающие коэффициенты применялись только при исчислении налога за год, однако с 2015 года с учетом таких коэффициентов организации обязаны исчислять также авансовые платежи по дорогостоящим автомобилям (пп. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ). Раз так, то юридические лица, за которыми зарегистрированы «роскошные» для налогообложения автомобили, должны рассчитывать авансовые платежи с учетом повышающего коэффициента, зависящего от стоимости ТС и количества лет, прошедших с года его выпуска. Например, в отношении транспортного средства 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога (авансовых платежей) за 2015 год применяется повышающий коэффициент 1,3 (Письмо Минфина РФ от 12.02.2015 № 03‑05‑05‑04/6188).

 

На балансе организации, находящейся в Крыму, зарегистрирован автомобиль 2014 года выпуска, его стоимость определяется в интервале от 3 млн до 5 млн руб. Мощность двигателя – 385 л. с. Ставка налога – 50 руб. за 1 л. с.

 

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате за каждый отчетный период, составит 6 256 руб. (1/4 x 1,3 x 385 л. с. x 50 руб.). За год сумма налога будет равна 25 025 руб. (1,3 x 385 л. с. x 50 руб.) при условии, что в течение всего 2015 года автомобиль состоял на учете в Крыму.

 

 

 

Транпортный налог: о льготах по уплате.

 

 

Льготы являются одним из элементов налогообложения, и этот элемент отдан на откуп региональным властям, на федеральном уровне льгот по транспортному налогу нет. Законами Республики Крым и г. Севастополя о транспортном налоге установлены очень похожие льготы, различающиеся по мощности льготируемого по налогу ТС. При этом большинство льгот предоставляется физическим лицам следующих категорий:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств, инвалиды I и II группы, инвалиды детства;
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • лица, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей.

По закону Крыма перечисленные льготники освобождаются от уплаты транспортного налога за ТС, мощность которого не превышает 150 л. с. По закону г. Севастополя мощность льготируемых автомобилей у названных лиц не должна быть выше 100 л. с. Исключение составляет последняя категория (многодетные семьи), которые имеют право не платить налог в Крыму и г. Севастополе за ТС мощностью менее 200 л. с. Не льготируются яхты и другие парусно-моторные суда, гидроциклы. При этом весельные и моторные лодки с двигателем не более 5 л. с. вообще не являются объектом налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ).

Остается добавить, что граждане, имеющие право на льготу, представляют в налоговый орган заявление о предоставлении льготы в отношении ТС с указанием его марки и государственного регистрационного номера, а также документы, подтверждающие право на льготы. Если же номера будут украинские, то не исключено, что налоговики формально откажут в предоставлении налоговой льготы, мотивируя это тем, что от налогообложения освобождаются лишь зарегистрированные в установленном на территории РФ порядке ТС. Отсутствие российской номерных знаков также может быть расценено ревизорами как уклонение от налогообложения, обратное же автовладельцу придется доказывать в суде.

 

* * *

 

В 2015 году владельцы ТС, зарегистрированных на Крымском полуострове, признаются плательщиками транспортного налога. При этом те, кто до сих пор еще не перерегистрировал украинские номера, формально могут попробовать уйти от обложения налогом, однако штрафы за отсутствие перерегистрации и неполучение российских номерных знаков нивелируют сомнительную налоговую экономию. В частности, управление ТС, не зарегистрированным в установленном порядке, карается штрафом в размере от 500 до 800 руб. Повторное совершение названного нарушения влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев (ст. 12.1 КоАП РФ).



[1] Статья С. Н. Алексеевой «Лето, море, солнце…», № 4, 2014.

[2] Письмо Минфина РФ от 30.04.2014 № 03‑05‑04‑04/20583.

[3] Утверждены Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001.

[4] Постановление Правительства РФ от 05.09.2014 № 897.

 

 


эксперт журнала «Транспортные услуги:бухгалтерский учет и налогообложение»

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено