Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Транспортные средства в организации

Не секрет, что у перевозчиков автотранспорт является главным активом, приносящим прибыль. Поэтому неудивительно, что ему уделяется так много внимания, в том числе и на страницах журнала. Детальное рассмотрение всех нюансов приобретения, эксплуатации и выбытия транспортных средств в организации, конечно, полезно. Но иногда бухгалтеру и не обязательно глубоко копать, а нужно лишь знать, как отразить сущность операции. Поэтому редакция журнала открывает рубрику, посвященную бухгалтерскому учету транспортных средств, в которой будет акцентировано внимание на основных бухгалтерских записях.

 

Транспортные средства в организации.

 

Виды приобретения ТС.

Автомобиль для осуществления коммерческой деятельности может быть приобретен (получен) следующими способами:

  • поставлен по договору поставки (включая обмен и бюджетное финансирование);
  • куплен в кредит (включая предоставление имеющегося авто в зачет);
  • приобретен в лизинг (с передачей и без передачи ТС на баланс);
  • получен в аренду (с водителем и без экипажа);
  • использован как личное имущество работника в служебных целях;
  • получен безвозмездно или в безвозмездное пользование (в том числе от учредителей).

В каждой из перечисленных ситуаций бухгалтеру нужно решить ключевые (базовые) вопросы: ставить или не ставить на баланс ТС, при положительном ответе – как оценить актив и какие затраты включить в его стоимость. Только после этого операция отражается на счетах бухгалтерского учета в стоимостной оценке. Все это описать сложно и достаточно трудоемко, поэтому сформулируем основные выводы и дадим проводки без цифр.

 

Приобретение по договору поставки.


 

Приобретение за счет собственных средств. Пожалуй, это самый простой вариант.

Транспортное средство передается в собственность, у организации имеется полный контроль над объектом, который в будущем станет использоваться в основной деятельности компании и принесет экономические выгоды. То есть это актив в трактовке Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России[1]. Его первоначальная стоимость включает суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику, а также платежи за регистрацию ТС для участия в дорожном движении (абз. 3 п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 2.3 Инструкции по калькулированию себестоимости перевозок на автомобильном транспорте[2]). Далее платежи за регистрацию ТС не выделяются, а упрощенно отражаются в составе закупочной цены автомобиля.

Корреспонденция счетов при обычной покупке ТС будет следующей:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено приобретение ТС по договору плюс регистрация

08

60

Отражен предъявленный поставщиком НДС*

19

60

ТС введено в эксплуатацию в составе ОС

01

08

Произведены расчеты с поставщиком и иными контрагентами

60

51

 

 * Налог может быть либо поставлен к вычету (Дебет 68 Кредит 19), либо включен в стоимость ТС (Дебет 08 Кредит 19) (по облагаемым либо необлагаемым операциям).

Приобретение по системе trade-in. Данный вариант подра­зумевает обмен подержанного автомобиля с доплатой на новый автомобиль. Перевозчик как лицо, передающее менее ценное имущество, обязан доплатить разницу в ценах, указанную в договоре с автосалоном, который предлагает данный вид обмена ТС. При обмене автомобиля в бухгалтерском учете транспортных средств нужно отра­зить доходы и расходы от выбытия старого автомобиля и расходы на приобретение и стоимость нового автомобиля.

Правила определения доходов, расходов при исполнении обязательств неденежными средствами прописаны в п. 6.3 ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», а также в п. 11 ПБУ 6/01. Суть их в рассматриваемой ситуации сводится к тому, что основные стоимостные данные следует взять из договора, в котором должны быть указаны цена нового автомобиля, оценка старого ТС, идущего в зачет, разница, которую нужно доплатить. Не указывается остаточная стоимость прежнего автомобиля, списываемая при обмене ТС, плюс возможные расходы на предпродажный ремонт.

В бухгалтерском учете транспортных средств сделка по обмену автомобилей по схеме trade-in отражается посредством двух встречных реализаций ТС с последующим зачетом взаимных требований и доплатой в цене. Это не противоречит сущности хозяйственной операции и к тому же отвечает оформлению договорных отношений двумя договорами купли-продажи.

Корреспонденция счетов при обмене транспортных средств в организации по системе trade-in будет следующей: 

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Передача бывшего в употреблении ТС

Отражена передача старого авто как реализация

62

91

Начислен НДС с передачи ТС

91

68

Списана остаточная стоимость ОС

91

01

Приобретение нового автомобиля

Отражено поступление нового ТС

08

60

Показан предъявленный НДС

19

60

Автомобиль введен в эксплуатацию

01

08

Расчеты по обязательствам

Произведен зачет взаимных обязательств сторон

60

62

Доплачена разница в цене автомобилей

60

51

 

транспортные средства в организации Автосалон может взять прежнее ТС на комиссию с условием, что если авто будет продано, то часть средств будет возвращена его владельцу. В таком случае сначала придется отразить приобретение нового ТС с уплатой его стоимости, а затем реализацию прежнего автомобиля с последующим получением за него денежных средств.

Приобретение с привлечением бюджетных средств. В таком случае есть два источника финансирования: собственные средства и средства целевого финансирования. Это влияет главным образом на расчеты сторон по договору (перевозчику меньше платить), но не затрагивает квалификацию ТС как объект ОС и его первоначальную стоимость (уплачиваемую по договору с поставщиком сумму плюс иные затраты для приведения автомобиля в состояние, пригодное для использования по назначению).

Фото: www.ru.123rf.com

В отношении целевого финансирования нужно знать несколько основных правил, установленных ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Во-первых, можно выбрать один из двух способов отражения целевого финансирования (п. 7 ПБУ 13/2000):

  • по начислению, когда бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств (Дебет 76 Кредит 86, Дебет 51 Кредит 76);
  • кассовым методом, когда бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, а с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств (Дебет 51 Кредит 86).

Во-вторых, целевые средства п. 4 ПБУ 13/2000 разделяются на предназначенные:

  • для финансирования капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов;
  • для осуществления текущих расходов получателя бюджетных средств.

В-третьих, целевые средства на капитальные расходы по приобретению внеоборотных активов, включая ТС, списываются систематически на протяжении срока их полезного использования (как правило, в течение срока амортизации) (п. 9 ПБУ 13/2000). При этом само финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов в эксплуатацию, после чего списывается на прочие доходы в течение срока полезного использования имущества одновременно с начислением амортизации.

Корреспонденция счетов при покупке ТС с использованием бюджетных средств такая: 

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Получены бюджетные средства для частичного финансирования

51

86

Отражено приобретение ТС

08

60

Отражен предъявленный поставщиком НДС

19

60

ТС введено в эксплуатацию в составе ОС

01

08

Целевое финансирование отнесено на доходы будущих периодов

86

98

Оплачено ТС за счет собственных и бюджетных средств

60

51

 

В проводках выделено только то, что относится к приобретению ТС, исключая бухгалтерские записи, относящиеся к последующей эксплуатации автомобиля.

 


 

Приобретение ТС в кредит.

 

По сути, данная ситуация аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что заемные ресурсы (кредитные средства), полученные на покупку авто, перевозчику нужно вернуть, в то время как бюджетное финансирование предполагает выделение безвозмездной помощи. Даже если транспортное средство находится в залоге у банка, это не означает, что оно перестает быть активом, который после ввода в эксплуатацию станет приносить доходы.

Первоначальная стоимость кредитного авто оценивается в договорной стоимости, проценты по кредиту в нее не включаются. Проценты увеличивают стоимость только инвестиционного актива, к которому можно отнести объекты незавершенного производства или строительства, но не ТС. Подготовка последних к предполагаемому использованию не требует длительного времени (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»).

Инструкцией по применению Плана счетов для бухгалтерского учета расчетов по краткосрочным кредитам предусмотрен счет 66,
а по долгосрочным – счет 67. Автокредиты выдаются на срок от года до пяти лет, поэтому полученный кредит нужно отразить как кредиторскую задолженность на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

При передаче в залог транспортных средств организации отражают заложенную стоимость на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Эта сумма постепенно списывается в течение всего времени действия договора залога автомобиля.

Корреспонденция счетов при покупке транспортных средств в организации с использованием бюджетных средств такая: 

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Получены кредитные средства

51

67

Отражено приобретение ТС

08

60

Отражен предъявленный поставщиком НДС

19

60

Предоставлено обеспечение кредита банку

 

009

ТС введено в эксплуатацию в составе ОС

01

08

Оплачено ТС за счет собственных и кредитных средств

60

51

 

 

Даже когда автомобиль приобретается в кредит, с заемщика все равно требуют первоначальный взнос – собственные средства, служащие определенной гарантией. Или же вместо взноса может быть взят в зачет имеющийся автомобиль. В таком случае к указанным проводкам следует добавить проводки по передаче старого авто (Дебет 62 Кредит 91, Дебет 91 Кредит 68, Дебет 91 Кредит 01) и зачету взаимных требований (Дебет 60 Кредит 62).

 

 

 

Лизинг ТС.

 

бухгалтерский учет транспортного средства Финансовая аренда (лизинг) – достаточно распространенный способ приобретения движимого имущества при недостаточности собственных оборотных средств и невозможности привлечения. По сути, лизинг – это долгосрочный вид аренды. Лизингополучатель пользуется имуществом почти как своим (по интенсивности и сроку использования). До момента, предусмотренного в договоре (как правило, до внесения всех лизинговых платежей), право собственности на имущество остается у лизингодателя. Несмотря на это, ст. 31 Закона о лизинге[3] допускает выбор балансодержателя имущества.

ТС на балансе лизингодателя. В таком случае для перевозчика как лизингополучателя ТС – не актив, а имущество, полученное в пользование. Стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, учитывается на забалансовом счете 001

Фото: www.ru.123rf.com

«Арендованные основные средства» (п. 8 Указаний об отражении операций по договору лизинга[4]). То есть бухгалтеру не нужно ставить на баланс актив и оценивать его стоимость. Хотя за балансом лизинговому имуществу все же стоит дать стоимостную характеристику по той оценке, которая дана предмету лизинга в заключенном договоре. При возврате имущества лизингодателю его стоимость списывается с забалансового учета.

Интерес представляет операция, когда по окончании договора и внесения всех лизинговых платежей, включающих выкупную стоимость, предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя и ставится им на баланс. Тогда востребован п. 11 Указаний об отражении операций по договору лизинга, согласно которому списанное с забалансового учета имущество отражается в составе ОС по стоимости, указанной в договоре лизинга, а в учете производится запись по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». Эта проводка предполагает, что за время лизинга имущество полностью самортизировано лизингодателем и лизингополучатель приходует его по нулевой остаточной стоимости, что исключает двойную амортизацию.

Корреспонденция счетов в случае учета ТС не на балансе лизингополучателя такая: 

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

В начале действия договора лизинга

ТС поставлено лизингополучателем на забалансовый учет

001

 

По завершении действия договора лизинга

Списан с забалансового учета предмет лизинга

 

001

Поставлено на учет самортизированное имущество

01

02

 

 

ТС на балансе лизингополучателя. Эта ситуация сложнее предыдущей, так как ТС для лизингополучателем сразу является активом, а точнее, объектом ОС. Затраты по его приобретению отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение объектов основных средств») в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (с использованием, например, субсчета 76-5 «Арендные (лизинговые) обязательства»). Далее затраты, связанные с получением лизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имущества списываются с кредита счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств», в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное имущество» (п. 8 Указаний об отражении операций по договору лизинга).

В первоначальную стоимость ТС как предмета лизинга включаются все фактические затраты на его приобретение исходя из суммы лизинговых платежей, в которых может учитываться не только выкупная стоимость имущества, но и сумма возмещения иных затрат лизингодателя (в том числе его вознаграждение). При выкупе имущества и переходе его в собственность лизингополучателя при условии погашения всей суммы лизинговых платежей производится на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация ОС» внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных ОС (п. 11 Указаний об отражении операций по договору лизинга).

Корреспонденция счетов в случае учета ТС не на балансе лизингополучателя такая: 

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

В начале действия договора лизинга

Отражены вложения лизингополучателя в ТС

08

76

Лизинговое имущество включено в состав ОС

01

08

По завершении действия договора лизинга

Произведена внутренняя запись по счету учета стоимости ТС

01

01

Произведена внутренняя запись по счету учета амортизации ТС

02

02

 

 

Аренда транспортных средств в организации.

 

По сути, аренда – это частный вид лизинга. Имущество не переводится на баланс арендатора и по завершении аренды не всегда происходит выкуп имущества. Поэтому можно сказать, что не за балансом арендованное ТС не отражается, с экипажем ли оно или договор не предполагает оказания услуг по управлению и эксплуатации. Инструкцией по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен счет 001. На нем арендованные основные средства учитываются в оценке, указанной в договорах на аренду. Аналитический учет ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам).

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

В начале аренды ТС

ТС поставлено арендатором на забалансовый учет

001

По завершении аренды

Списан с забалансового учета предмет аренды

001

 

Возникает вопрос: для чего нужен забалансовый учет имущества? Во-первых, для контроля за его сохранностью. Во-вторых, чтобы понимать, откуда появляются расходы, связанные с эксплуатацией ТС, не стоящих на балансе. Кроме этого, на забалансовый учет обращают внимание внешние пользователи отчетности, например, банки и лизинговые компании, которые оценивают, сколько имущества уже находится в аренде и как это влияет на финансовые возможности и платежеспособность организации.

Здесь же следует упомянуть использование автомобиля работника в служебных целях. Отчасти это аренда, но договорные отношения выстраиваются в рамках не гражданско-правовых (гл. 34 ГК РФ), а трудовых отношений (ст. 188 ТК РФ). Нужно ли ставить имущество работника на баланс? По мнению автора, нет, так как организация не берет в аренду имущество у работника, а он использует свое имущество для служебных целей. Личное имущество не предназначено для использования в коммерческих целях и разовые операции не свидетельствуют об изменении статуса авто сотрудника. Именно он отвечает за сохранность своего имущества, которое остается в полном его распоряжении и не входит в категорию арендованных ТС.

 

 

 

Безвозмездное получение (пользование).

 

Нужно разделять получение имущества безвозмездно и в безвозмездное пользование.

В первом случае его нужно приходовать в составе активов, если оно будет использоваться в основной деятельности и приносить доход. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01).

Корреспонденция счетов при получении транспортных средств в организации безвозмездно следующая: 

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено принятие к учету «безвозмездного» ТС

08

91

Лизинговое имущество включено в состав ОС

01

08

 

Напоминаем, что безвозмездно обычно никто ничего не дает, как правило, в качестве меценатов выступают зависимые лица, например, учредители (участники) компании.

Во втором случае полученное в безвозмездное пользование ТС не является активом, так как комбинация прав безвозмездного пользования и владения не образует объект бухгалтерского учета. Хотя имущество используется в деятельности и приносит экономические выгоды, его можно ставить на баланс, только если срок безвозмездного пользования достаточно продолжительный и сопоставим со сроком службы ТС. Однако это уже ближе к первой ситуации, когда имущество получено безвозмездно и у организации есть не только право пользования, но и право распоряжения на весь срок эксплуатации.

По своей экономической сущности безвозмездное пользование имуществом схоже с арендой, только без внесения платы за использование, поэтому максимум, что может сделать бухгалтер в части имущества, – отразить его на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», дав к нему пояснения о том, что на нем отражено в договорной оценке имущество, полученное в безвозмездное пользование. Мо

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено