Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

НДФЛ: что нового нас ждет в 2016 году?

Государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения, как и другие организации, в целях исполнения обязанностей налогового агента обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых своим работникам, и перечислять в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства суммы НДФЛ. Напомним, что обязанности налоговых агентов - это исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление в бюджетную систему РФ налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ). В статье мы рассмотрим основные изменения налоговых вычетов, корректировки, касающиеся исчисления и уплаты НДФЛ, которые приняты на момент выхода журнала в печать и вступают в силу в 2016 году.

 

 

Как будем определять дату фактического получения дохода?

 

Под датой получения дохода понимается дата, на которую доход признается фактически полученным для целей включения его в налоговую базу по НДФЛ. Дата фактического получения плательщиком НДФЛ дохода определяется следующим образом.

 


Вид доходов

Дата фактического получения доходов в настоящее время

Дата фактического получения доходов с 01.01.2016

Доходы в денежной форме

День выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо (по его поручению) на счета третьих лиц

Порядок определения даты доходов не меняется

Доходы в натуральной форме

День передачи доходов в натуральной форме

Порядок определения даты доходов не меняется

Доходы в виде материальной выгоды при приобретении ценных бумаг

День уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг

День приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг. Если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг

Доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при займах (кредитах) (пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ)

День уплаты процентов по полученному займу (кредиту)

Последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств

Доход, получаемый в результате зачета встречных однородных требований

В настоящее время специальный порядок не предусмотрен, определяется в общем порядке, установленном гл. 23 НК РФ

День зачета встречных однородных требований

Доход, получаемый в результате списания безнадежного долга с баланса организации

В настоящее время специальный порядок не предусмотрен, определяется в общем порядке, установленном гл. 23 НК РФ

День списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации

Доходы, связанные с возмещением работнику командировочных расходов

В настоящее время специальный порядок не предусмотрен, определяется в общем порядке, установленном гл. 23 НК РФ

Последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки

Материальная выгода, полученная при приобретении товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц

День приобретения товаров (работ, услуг)

Порядок определения даты доходов не меняется

Доходы в виде оплаты труда в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца

Последний день работы, за который налогоплательщику был начислен доход (п. 2 ст. 223 НК РФ)

Порядок определения даты доходов не меняется

 

Как видим, действующие в настоящее время правила определения даты фактического получения доходов значительно расширены. Наиболее интересным из данных нововведений, на наш взгляд, является определение даты получения дохода как последнего дня месяца, в котором утвержден авансовый отчет работника после его возвращения из командировки (пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ).

По общему правилу суммы, выданные работникам под отчет, не облагаются НДФЛ.

Однако приведенное правило действует в том случае, если работник представил авансовый отчет и приложил к нему документы, подтверждающие понесенные расходы. При отсутствии доказательств расходования подотчетных денежных средств, а также оприходования налогоплательщиком товарно-материальных ценностей в установленном порядке согласно ст. 210 НК РФ указанные денежные средства являются доходом подотчетного лица и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ. Этот вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12. Необходимо отметить, что указанные изменения внесены Федеральным законом № 113-ФЗ[1].

 

В какой срок НДФЛ нужно перечислять?

 

срок ндфл С 01.01.2016 устанавливается единый срок НДФЛ, а именно - перечисление в бюджетную систему РФ налоговым агентом – работодателем сумм удерживаемого им НДФЛ в отношении выплачиваемых работникам социальных пособий и отпускных.

Обратите внимание

Согласно новой редакции п. 6 ст. 226 НК РФ учреждения будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

 

Начиная с указанной даты при выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Фото: www.ru.123rf.com


В настоящее время учреждения здравоохранения должны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо (по его поручению) на счета третьих лиц в банках. В иных случаях учреждение перечисляет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее:

  • дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме;
  • дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, – для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Исчисленную сумму налога учреждение обязано удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых учреждением налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо (по его поручению) третьим лицам. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50%.

С 01.01.2016 при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении им дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога будет производиться учреждением за счет любых доходов, выплачиваемых налогоплательщику в денежной форме.

Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога учреждение будет обязано в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. В настоящее время учреждение должно сообщить о таком факте не позднее 31 января года, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

Уточнено, что налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 2 ст. 230 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета учреждения в налоговом органе. Учреждения здравоохранения, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Согласно новой редакции данной нормы сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с данным обособленным подразделением.

 

 

 

Что меняется в отчетности налоговых агентов?

 

 

обязанности налогового агента Федеральным законом № 131-ФЗ устанавливаются обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Так, согласно п. 2 ст. 230 НК РФ (в редакции, вступающей в силу 01.01.2016) учреждения здравоохранения будут обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета:

  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период, по каждому физическому лицу, – ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма, формат и порядок его подачи будут утверждены 

Фото: www.ru.123rf.com

  • ФНС, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 НК РФ. Напомним, что в настоящее время действует форма, установленная Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@;
  • расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных бюджетным учреждением, за I квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые также будут утверждены ФНС. В настоящее время налоговой службой подготовлен проект приказа «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) и порядка по ее заполнению, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме».

Отметим, что в случае, если у учреждения есть обособленные подразделения, представлять документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога необходимо в налоговый орган по месту нахождения данных обособленных подразделений.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять указанные сведения и расчет сумм налога на бумажном носителе. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

 

 

 

Изменение налоговых вычетов:

что нового в порядке их предоставления?

 

 

изменение налоговых вычетов Социальный вычет. Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ установлено право налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, которые предоставляются ему по окончании налогового периода при представлении в налоговый орган налоговой декларации.

Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ предусмотрено право налогоплательщиков на получение указанных вычетов у работодателей при условии подтверждения такого права налоговым органом, что исключит необходимость заполнения налогоплательщиком декларации по НДФЛ.

Начиная с 01.01.2016 социальные налоговые вычеты, поименованные в п. 1 ст. 219 НК РФ, будут предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не установлено п. 2 ст. 219 НК РФ.

Фото: www.ru.123rf.com

В частности, в указанном пункте говорится, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (налоговому агенту). Условием их предоставления является документ-подтверждение, выданный налогоплательщику налоговым органом по утвержденной форме. Право на получение налогоплательщиком указанных вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение социальных вычетов.

Социальные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением. В случае если после обращения налогоплательщика к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов налоговый агент удержал налог без учета данных вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату ему в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.

 

Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы социальных налоговых вычетов, налогоплательщик имеет право на их получение в налоговом органе.

Социальные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту, при условии что:

  • расходы налогоплательщика документально подтверждены;
  • взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения, договору добровольного пенсионного страхования, договору добровольного страхования жизни[2] и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались работодателем из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 – 5 п. 1 ст. 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. за налоговый период.

В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода нескольких видов расходов[3] он самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета (120 000 руб.).

 

Изменение налоговых вычетов: имущественный вычет. Следует отметить, что Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ Налоговый кодекс дополнен ст. 217.1 «Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества», а также внесен ряд изменений в другие статьи гл. 23 НК РФ. В частности, в соответствии с новой редакцией п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период:

  • от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ;
  • от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Напомним, что в силу действовавшей ранее редакции п. 17.1 ст. 217 НК РФ объекту недвижимости достаточно было находиться в собственности налогоплательщика три года и более, чтобы данная норма могла быть применена, а соответствующий доход полностью не облагался НДФЛ.

Согласно п. 2 ст. 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения им и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с СК РФ[4];
  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком – плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В остальных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Если доходы налогоплательщика от продажи недвижимости меньше, чем кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена госрегистрация перехода права собственности на продаваемый объект, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то сумма дохода (в целях налогообложения) принимается равной кадастровой стоимости умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, названные положения не применяются.

При этом законом субъекта РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества могут быть уменьшены вплоть до нуля:

  • минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества;
  • размер понижающего коэффициента.

 

 

 

Как изменится ответственность налоговых агентов?

 

 

Федеральным законом № 113-ФЗ ст. 126 НК РФ дополнена новыми положениями, в частности п. 1.2. В соответствии с нормами, изложенными в нем, непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание с налогового агента штрафа в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его подачи.

 

Для справки

В настоящее время в силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, вводится ответственность за подачу налоговыми агентами в налоговый орган недостоверных расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и (или) сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно введенной в ч. I НК РФ ст. 126.1 представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных настоящим кодексом, содержащих недостоверные сведения, приводит к взысканию штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

В силу п. 2 указанной статьи налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной этой статьей, если он самостоятельно выявил ошибки и представил налоговому органу уточненные документы до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Помимо налоговой ответственности при несвоевременной подаче налоговой декларации налоговые органы могут приостановить операции на счетах организации в банке и переводы электронных денежных средств в порядке, определенном ст. 76 НК РФ.

Федеральным законом № 113-ФЗ в ст. 76 НК РФ введены новые положения, в том числе п. 3.2.

В соответствии с данным пунктом решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем налогового органа в случае непредставления налоговым агентом расчета сумм НДФЛ в течение 10 дней по истечении установленного срока его подачи.

В этой ситуации решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением названного налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления данным налоговым агентом расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

 

* * *

 

В заключение приведем основные новшества в сфере обязанностей государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения как налоговых агентов по НДФЛ, которые вступают в силу 01.01.2016:

  • расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных учреждением, нужно будет представлять в налоговый орган ежеквартально;
  • вводится ответственность налоговых агентов за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган такого расчета;
  • предусматривается возможность приостановления операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган;
  • меняется порядок определения даты фактического получения дохода;
  • меняется порядок предоставления имущественного и социального налоговых вычетов;
  • устанавливаются единый срок для перечисления сумм налога, а также срок для сообщения о невозможности удержать налог.

 



[1] Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».

[2] Если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет.

[3] Расходы на обучение, медицинские услуги, расходы по договорам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования, договору добровольного страхования жизни и (или) расходы на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

[4] Исходя из ст. 2 и 14 СК РФ под близкими родственниками понимаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, а под членами семьи – супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

 

 

,
к.п.н., эксперт журнала
"Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение", №9, сентябрь, 2015 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено