Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Раскрытие информации в ЖКХ. Заполнение форм управляющими МКД.

Заполнение форм 1.2 и 2.8 на сайте www.reformagkh.ru

 

В течение I квартала 2015 года организации, управляющие МКД (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК), обязаны раскрыть определенные виды информации об управлении домами по итогам 2015 года. Поскольку большинство этих сведений носят финансовый характер, бухгалтер так или иначе будет участвовать в подготовке данных для публикации.

 

Напомним, что во исполнение Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр утверждены формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД. Указанный приказ вступил в силу 25.05.2015, раскрытие сведений по итогам года именно по этим формам будет производиться впервые. Нередко бывает, что даже инспекторы органов госжилнадзора не могут ответить на конкретные вопросы представителей УК о заполнении тех или иных строк, однако это не помешает им в дальнейшем в случае ошибки наложить штраф.

 

 

Административная ответственность за нарушение требований к раскрытию информации.

 

 

раскрытие информации в жкх Ненадлежащее (несвоевременное, неполное) раскрытие информации может служить поводом для привлечения УК к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ). При этом важным моментом является определение срока давности привлечения к административной ответственности. Обязанность по заполнению форм 1.2 и 2.8 (см. стр. 65 и 66 соответственно) должна быть исполнена в течение I квартала года, следующего за отчетным, то есть не позднее 31.03.2016 (п. 9 (3) Стандарта раскрытия информации). Обратим внимание, что на интернет-сайте www.reformagkh.ru фиксируется дата размещения информации. Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 и п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2, невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, то есть с 01.04.2016.

Фото: www.ru.123rf.com

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ общий срок равен трем месяцам, так как дела данной категории рассматриваются судьей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом нужно помнить, что для некоторых категорий дел срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до года, в частности, для нарушений законодательства о защите прав потребителей. При рассмотрении дел о нарушении Стандарта раскрытия информации ранее (ст. 7.23.1 КоАП РФ) некоторые суды квалифицировали правонарушение именно таким образом и подтверждали, что срок давности равен году (см. постановления ВС РФ от 25.03.2013 № 3‑АД13-2, АС СЗО от 24.11.2014 по делу № А26-592/2014, АС УО от 25.08.2015 № Ф09-5446/15). В то же время находились противники данной точки зрения (Постановление ФАС ПО от 16.06.2014 по делу № А12-24444/2013). Пояснения по этому вопросу можно найти в п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10. Так, в КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Таким образом, существует риск, что нарушение лицензионных требований, выразившееся в несвоевременном раскрытии информации, может быть квалифицировано как нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей. И тогда срок давности привлечения к ответственности истечет 01.04.2017.

Что касается некоммерческих объединений граждан, для них ответственность за ненадлежащее раскрытие информации по требованиям соответствующего стандарта не предусмотрена. До 01.05.2015 действовала ст. 7.23.1 КоАП РФ, которой была установлена ответственность для организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании договоров управления. Несмотря на то, что ТСЖ не заключает договоры управления как исполнитель, известны случаи, когда данная ответственность к нему применялась (постановления ВС РФ от 22.12.2015 № 303‑АД15-11489, АС УО от 03.12.2014 № Ф09-8335/14).

 

 

 

Форма 1.2

 

 

форма 1.2 Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖК представляются за отчетный период – календарный год, следовательно, дата начала отчетного периода – 01.01.2015, дата конца отчетного периода – 31.12.2015.

Прежде всего, управляющему необходимо прикрепить сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности за отчетный период в виде файлов в электронной форме (строка 4). Это значит, что все страницы годовой бухгалтерской отчетности в объеме, предусмотренном бухгалтерским законодательством и учетной политикой, следует сканировать и как единый документ разместить в соответствующем поле при заполнении формы. Отчетность может быть размещена сразу после составления (то есть после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта[1]), без утверждения участниками компании. Это касается как УК, так и некоммерческих объединений граждан.

Фото: www.ru.123rf.com

 

 

 

Доходы и расходы.

 

 

Следующие две строки – сведения о доходах (расходах), полученных (понесенных) за оказание (в связи с оказанием) услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов). При заполнении этих показателей нужно учитывать, что:

  • в указанной форме отражаются данные суммарно по всем домам, находящимся в управлении;
  • здесь логично раскрывать информацию по всем услугам и работам, оказываемым и выполняемым на основании договоров управления (не только по непосредственно услугам управления МКД, но и по коммунальным услугам, а также по содержанию и текущему ремонту общего имущества);
  • поскольку доходы и расходы – это объект бухгалтерского учета, логично предположить, что показатели следует взять из бухгалтерского учета;
  • из предыдущего положения вытекает еще одно: компании, уплачивающей НДС по рассматриваемым операциям, доходы следует показывать без учета НДС (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»);
  • под раздельным учетом понимаются способы учета, при помощи которых доходы и расходы в рамках деятельности по управлению МКД обособляются от иных доходов и расходов.

К доходам, связанным с оказанием услуг по управлению МКД (строка 5), безусловно, относятся суммы платы, начисленной собственникам (нанимателям) помещений за коммунальные услуги, содержание общего имущества, управление МКД, то есть выручка за оказание услуг, выполнение работ, признанная в текущем периоде. С точки зрения налогообложения поступления на текущий ремонт квалифицируются в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) при условии раздельного учета и целевого использования. В бухгалтерском учете поступления на текущий ремонт могут быть отнесены к целевым средствам, если они собираются примерно по той же схеме, что и взносы в фонд капитального ремонта: заранее не согласуются детальные параметры ремонта. Если же при принятии решения о внесении платы за текущий ремонт устанавливаются сроки, перечни и стоимость работ, мы предлагаем формировать доходы будущих периодов. В раскрываемый же показатель, вероятнее всего, должна попасть выручка от оказания услуг, выполнения работ (обороты по кредиту счета 90 «Продажи» за отчетный период). По этой же причине в доходы не включаются начисленные взносы на капитальный ремонт, если фонд формируется на специальном счете.

Доходы, полученные за оказание услуг по управлению МКД, следует отличать от выручки от оказания, выполнения иных услуг, работ (сдача в аренду имущества, проведение работ на частном имуществе либо отдельных работ по договорам подряда вне договоров управления МКД). Кроме того, у любой компании есть масса иных доходов, так или иначе обусловленных основной деятельностью, например, полученные суммы пеней от недобросовестных плательщиков, компенсации за причиненный ущерб, проценты от использования остатка свободных денежных средств на счете, комиссионное вознаграждение от партнеров (если, к примеру, УК за плату начисляет и собирает с населения платежи за услуги сторонних организаций), посредническое вознаграждение от собственников помещений (например, за участие от имени собственников помещений в договоре аренды общего имущества, в расчетах, связанных с выплатой вознаграждения членам совета МКД) и пр. Напрямую их вряд ли можно считать полученными за оказание услуг по управлению МКД. Поэтому такие доходы должны быть обособлены в учете и их не следует включать в форму 1.2.

В свою очередь, в связи с получением указанных доходов компания неизбежно несет расходы (строка 6). Часть из них можно напрямую соотнести с определенными доходами, а часть относится сразу к нескольким видам деятельности. В этом случае раздельный учет расходов состоит в принудительном (расчетном) распределении второй части затрат по видам деятельности. Метод распределения расходов должен быть прописан в локальном акте организации. Обратим внимание, что в бухгалтерском учете может быть принят директ-костинг – способ учета затрат, при котором компания не определяет полную себестоимость услуг, работ, а списывает коммерческие и управленческие расходы без распределения общей суммой (абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Необходимость раскрытия расходов в форме 1.2 не означает, что организация должна изменить бухгалтерский способ признания затрат. Представляется, что УК вправе утвердить специальную методику распределения затрат для целей раскрытия информации и в соответствии с ней рассчитывать показатель, включаемый в форму 1.2 по строке 6.

Еще один вопрос, возникающий на практике: обязано ли ТСЖ (ЖСК, ЖК) заполнять рассматриваемые показатели (сведения о доходах и расходах в связи с оказанием услуг по управлению МКД)? Дело в том, что в зависимости от учетной политики товарищества ответ на вопрос о том, являются ли поступления от собственников помещений в возмещение расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, оплату коммунальных услуг доходами в бухгалтерском учете, может быть разным. Многие товарищества не формируют выручку от оказания услуг ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Однако в Жилищном кодексе можно встретить формулировки, из которых ясно, что ТСЖ все‑таки предоставляет услуги (ч. 2 ст. 143.1). Кроме того, из буквального толкования пп. «а» п. 3 Стандарта раскрытия информации не следует, что товарищества и кооперативы освобождены от раскрытия основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности, включая сведения о доходах и расходах, связанных с услугами управления МКД. Также в форме 1.2 есть две сноски к строкам 17 (смета доходов и расходов товарищества или кооператива) и 18 (отчет о выполнении названной сметы), согласно которым данная информация подлежит раскрытию для товариществ и кооперативов. Значит, в отношении других показателей формы исключения не установлены.

Таким образом, ТСЖ следует вписать в строку 5 (доходы) сумму платежей, начисленных к уплате собственникам и нанимателям помещений (как членам, так и не членам) за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги, а в строку 6 (расходы) – все расходы, произведенные в целях содержания и ремонта общего имущества, предоставления коммунальных услуг.

 

 

 

Смета и отчет о ее выполнении.

 

 

В строках 17 и 18 формы 1.2 ТСЖ (кооператив) должно (должен) приложить сканированные копии сметы доходов и расходов за отчетный период, отчета о ее выполнении в виде файлов в электронной форме.

Действующее законодательство не предлагает ТСЖ универсальной формы сметы доходов и расходов. Поэтому вряд ли проверяющие смогут обоснованно выдвинуть претензии к ее содержанию.

Все правовое регулирование сводится к п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, из которых следует, что:

  • смета доходов и расходов составляется на год;
  • смета включает среди прочего необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие предусмотренные законом и уставом товарищества цели;
  • на основе принятой сметы устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности.

Представляется, что основой для составления сметы расходов должен стать годовой план содержания и ремонта общего имущества (п. 8 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ), в котором описываются необходимые работы и услуги. Смета расходов в части содержания и текущего ремонта – это денежное выражение указанного плана. Получив величину планируемых расходов, следует оценить возможные поступления, рассчитав в итоге основное из них – платежи собственников помещений. Форма сметы произвольная, перечень расходов предопределяется структурой расходов каждого конкретного ТСЖ (подрядные работы по видам, затраты на содержание персонала, материальные расходы, содержание помещения товарищества и пр.).

Отчет о выполнении сметы содержит реальные показатели по запланированным статьям и отклонения от плана. Представляется, что будет логично в качестве пояснений к отчету изложить причины перерасходов и экономий. По умолчанию годовое общее собрание членов ТСЖ, на котором утверждается отчет по смете, проводится во II квартале следующего года (ч. 1 ст. 45, ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ), то есть уже после того, как истечет срок раскрытия соответствующей информации. Значит, решения высшего органа управления ТСЖ по вопросам перерасхода и экономии будут опубликованы позднее.

 

 

 

Задолженность перед РСО.

 

 

Самое большое число строк формы 1.2 посвящено раскрытию информации в ЖКХ, а именно данных о суммах задолженности УК (ТСЖ, ЖК) перед РСО как суммарно (строка 7), так и с разбивкой по видам коммунальных ресурсов (строки 8 – 16):

  • тепловая энергия (отдельно для нужд отопления и горячего водоснабжения);
  • горячая вода;
  • холодная вода;
  • водоотведение;
  • газ;
  • электрическая энергия;
  • прочие ресурсы (услуги).

При заполнении данных показателей нужно обратить внимание на следующие особенности:

  • в пояснениях к заполнению формы 1.2 указано, что раскрытию информации в ЖКХ подлежит задолженность за отчетный период, однако показатель задолженности – это показатель, характеризующий финансовое положение компании на отчетную дату, а не результаты ее деятельности за период. Поэтому формулировка «задолженность за отчетный период» лишена смысла, полагаем, что следует раскрывать задолженность на дату окончания отчетного периода, то есть на 31.12.2015;
  • если один и тот же ресурс поставляют несколько РСО (например, в разные дома), показатели задолженности следует суммировать;
  • в пояснении к форме сказано: в случае прямой поставки коммунального ресурса потребителям указывается нулевое значение. В настоящее время прямые отношения между потребителями и РСО возможны в случаях, описанных в ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ. Здесь действительно у управляющего нет задолженности перед РСО. А вот в случае прямых расчетов за ту или иную коммунальную услугу по решению общего собрания в учете УК (ТСЖ) задолженность перед РСО формируется в общем порядке, поэтому показатель должен быть раскрыт;
  • показатель задолженности включает в себя не только неоплаченную стоимость коммунального ресурса, но и обычно «входной» НДС (обороты по кредиту бухгалтерского счета 60). Значит, в форме 1.2 следует показать задолженность в полной сумме, на это никак не влияет на применение управляющим вычетов НДС.

Единственный источник показателей задолженности перед РСО – это регистры бухгалтерского учета, информация в которые попадает из первичных документов. Перед составлением бухгалтерской отчетности организациям предписано проводить сверку расчетов с контрагентами, однако в учете отражаются данные, которые организация считает правильными (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Механически переносить из сверки расчетов данные РСО в форму 1.2 не следует (не исключены завышенные ошибочные показатели).

 

 

 

Форма 2.8.

 

 

В отличие от данных, раскрываемых в форме 1.2, отчет по форме 2.8 заполняется в отношении каждого дома, которым управляет компания, отдельно. Если речь идет о ТСЖ, созданном для управления одним домом, некоторые показатели форм 1.2 и 2.8 могут совпасть. Кстати, обратим внимание, что форма 2.8 имеет название «Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год». Управляющие компании, заполнив такой отчет в целях раскрытия информациив ЖКХ, одновременно считаются исполнившими обязанность по представлению собственникам отчета на основании ч. 11 ст. 162 ЖК РФ, если, конечно, иная форма отчета не была предусмотрена договором управления МКД.

С другой стороны, означает ли это для ТСЖ, что отчет о выполнении сметы, который необходимо разместить в форме 1.2, следует взять именно в виде формы 2.8? Представляется, что у властей не было задумки дублировать информацию на одном и том же источнике (www.reformagkh.ru), поэтому сделанный вывод не является императивным требованием. Отчет по смете составляется на основе (по форме) сметы, которая не может соответствовать форме 2.8 для ТСЖ как минимум потому, что включает в себя детализацию расходов на содержание персонала, приобретение основных средств ТСЖ и пр.

 

 

 

Содержание и текущий ремонт: начисления и поступления.

 

 

В первой части формы 2.8, имеющей подзаголовок «Общая информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД», приводятся данные о начисленных потребителям суммах и фактически полученных управляющим денежных средствах. При заполнении любой строки допускается указание нулевого значения. Это возможно, если у управляющего нет необходимой детализации данных либо не возникало каких‑либо операций. Обращаем особое внимание, что в названном разделе не отражаются сведения, связанные со взносами на капитальный ремонт общего имущества. Среди раскрываемых показателей:

 

  • авансовые платежи потребителей (на начало и конец периода) (строки 4 и 18), под которыми понимаются фактически внесенные потребителями денежные средства сверх начисленных к отчетной дате;
  • задолженность потребителей (также на начало и конец периода) (строки 6 и 20) – сумма непогашенной задолженности потребителей, пользующихся помещениями в конкретном МКД, за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. Особо подчеркнем: одновременно могут быть заполнены показатели и по авансам, и по задолженности, ведь некоторые потребители в доме могут оплачивать услуги вперед, а другие – иметь задолженность. Это соображение еще раз подтверждает, что объ­единение в бухгалтерской программе населения в единого заказчика не отменяет необходимости аккумулировать информацию по расчетам в разрезе каждого потребителя;
  • начислено за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту суммарно (строка 7) и в том числе с разбивкой за содержание дома, текущий ремонт, услуги управления отдельно (строки 8, 9, 10). Эти показатели соответствуют оборотам за год по дебету счета 62 (по соответствующим субсчетам). Подчеркнем еще раз, что допускается указание нулевого значения в любой из строк формы. Значит, если начисления в учете проводились единой суммой – за содержание общего имущества, в отчете по форме 2.8 будет заполнена только одна строка 8 «За содержание дома». Такой порядок действий не нарушает права граждан;
  • получено денежных средств за отчетный период по дому за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества (суммарный показатель не может принимать нулевое значение) (строка 11). Данный показатель выявляется путем сопоставления оборотов по дебету счета 51 и кредиту счета учета расчетов с потребителями за содержание и текущий ремонт (соответствующий аналитический счет, открытый к счету 62). Кстати, если расчеты с потребителями ведутся через третьих лиц, причем управляющий выдает последним поручение перечислять деньги сразу поставщикам и подрядчикам (то есть на счет управляющего попадает лишь малая часть денежных средств), управляющий обязан показывать поступления от потребителей в полном объеме (согласно отчету платежного агента). В этом случае для заполнения данной строки отчета следует проанализировать бухгалтерскую проводку по дебету счета учета расчетов с платежным агентом и кредиту счета учета расчетов с потребителями.

На практике возникает вопрос, почему у показателя «Получено денежных средств» иная детализация, нежели в отношении показателя «Начислено за услуги (работы)». В частности, поступления следует дифференцировать по источникам (строки 12 – 16):

  • денежные средства от собственников, нанимателей помещений;
  • целевые взносы от собственников, нанимателей помещений;
  • субсидии;
  • денежные средства от использования общего имущества;
  • прочие поступления.

 

Однако из формы не следует, что поступающие денежные средства должны покрывать именно суммы, начисленные потребителям за услуги (работы). К примеру, при получении субсидии на благоустройство придомовой территории УК не начисляет потребителям (собственникам, нанимателям помещений) плату за свои работы. Другой случай: средства от аренды общего имущества, по решению общего собрания направляемые на содержание общего имущества в МКД, сначала накапливаются и только после принятия собранием решения используются. Что касается целевых взносов (строка 13), представляется, что данная строка наиболее актуальна для ТСЖ. Заметим, что все эти денежные средства должны быть связаны именно с оказанием услуг, выполнением работ на общем имуществе. К примеру, к целевым взносам собственников общего имущества в целом могут быть отнесены платежи, предназначенные для выплаты вознаграждения членам совета МКД. Однако данные суммы не связаны с оказанием услуг УК, поэтому они не включаются в отчет.

Наибольшее число вопросов вызывает заполнение строки «Переходящие остатки денежных средств» (приводятся на начало и конец периода) (строки 5 и 19). Разработчиками форм раскрытия информации дано такое пояснение. Указывается сумма не использованных за предыдущий отчетный период денежных средств по МКД, образованная вследствие внесения платы потребителями за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и перешедшая на следующий отчетный период. Вероятнее всего, здесь имеются в виду сборы в фонды, которые заведомо будут использованы в последующие периоды. Классический пример – фонд капитального ремонта, однако, повторим, в силу специальных предписаний расчеты, связанные с наполнением и использованием фонда капремонта, в форме 2.8 не раскрываются. Для ТСЖ это могут быть любые целевые фонды, создаваемые по решению общего собрания членов в соответствии с уставом. Для УК переходящим остатком являются средства, которые поступают ей, но не могут быть потрачены в отчетном периоде, когда они поступили. Например, это средства от пользования общим имуществом третьими лицами, если общее собрание решило накапливать их. То же самое касается взносов в фонд текущего ремонта, предусмотренный решением общего собрания. Переходящие остатки не принадлежат управляющему и при смене способа управления могут быть истребованы новым управляющим по поручению собственников помещений в МКД.

Последний показатель, на который хотелось бы обратить внимание, – «Всего денежных средств с учетом остатков» (строка 17). Он отражает общую величину денежных средств, которые находились в распоряжении управляющего в течение отчетного периода и были предназначены для содержания и текущего ремонта общего имущества. Представляется, что неправильно рассматривать величину денежных средств как сумму, которую управляющий должен потратить на содержание и текущий ремонт дома. Можно со 100%-й уверенностью утверждать, что расходы управляющего (признаются методом начисления как возникновение обязательств) не совпадут с рассматриваемой величиной денежных средств. Но в этом нет никаких нарушений. По всей вероятности, данный показатель может позволить наглядно оценить финансовое положение управляющего, поскольку наиболее популярное обоснование нарушений в сфере содержания общего имущества – недостаток финансирования.

 

 

 

Содержание и текущий ремонт общего имущества: виды работ и их стоимость.

 

 

В строках 21 – 26 формы 2.8 должна быть представлена информация о выполняемых работах, оказываемых услугах и их годовой стоимости. Обращаем внимание, что перечень работ заносится на сайт www.reformagkh.ru в форме 2.3, а в форме 2.8 он высвечивается автоматически. Под фактической годовой стоимостью работ (услуг), которую следует вносить в строку 22, понимается стоимость таких работ (услуг) для потребителей. Если работа (услуга) выполнена (оказана) в полном объеме, ее фактическая стоимость должна соответствовать плановой. Из суммы годовой фактической стоимости всех работ (услуг), очевидно, должен получиться суммарный показатель начисленной за год платы за содержание жилого помещения. Представляется, что у УК нет оснований показывать фактические затраты как в случае, если они превышают согласованную с собственниками помещений плату (ведь соответствие установленного размера платы и фактической стоимости обязательных мероприятий есть риск УК), так и в случае, если фактически затраты меньше цены работ (услуг) (эта разница представляет собой прибыль УК). В случае же с некоммерческим объединением (ТСЖ, ЖК), напротив, годовая фактическая стоимость работ (услуг) есть не что иное, как фактические затраты на их выполнение (оказание).

Далее необходимо детализировать указанные выше работы (услуги) по видам, если это возможно. В пояснениях ко всем строкам, где нужно отразить информацию о видах работ (услуг), сказано: «Заполняется при наличии информации по детализированной работе (услуге)». Обратим внимание, что по детализированным работам (услугам) не нужно приводить годовую стоимость, достаточная информация – периодичность выполнения работ (оказания услуг) (например, ежегодно, еженедельно, непрерывно), единица измерения (количество раз, кв. м площади помещений), стоимость на единицу измерения.

Обратим внимание, что стандартно для клиентов УК рассчитывает стоимость услуг на 1 кв. м площади помещений в доме. Однако представляется, что не всегда такую стоимость нужно раскрывать по строке 26 формы 2.8. Это связано с тем, что единицей измерения объема работы (услуги) вряд ли может быть площадь помещений, принадлежащих собственникам в МКД. К примеру, если речь идет об услуге по уборке помещений общего пользования, единица измерения – 1 кв. м уборочной площади. Услугу по техническому обслуживанию лифтов целесообразно оценивать в расчете на один лифт, вывоз снега – по объему (куб. м) вывезенного снега, ежегодные осмотры – в разах, услугу по проведению общего собрания собственников помещений – в расчете на одно собрание с учетом количества собственников помещений в данном доме. Иначе говоря, эти показатели (единица измерения объема работы (услуги) и стоимость на единицу измерения) следует заимствовать из договоров с подрядчиками, которые непосредственно выполняют работы и оказывают услуги.

 

 

 

Претензии потребителей.

 

 

В соответствующем разделе формы 2.8 (строки 27 – 30) следует указывать информацию о претензиях всех собственников помещений в МКД (независимо от статуса помещения) по качеству выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Представляется, что сюда же нужно включить претензии, связанные с нарушением периодичности выполнения работ (см. Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 491). В строке 30 формы 2.8 указывается сумма произведенного перерасчета по результатам удовлетворения претензий потребителей. Логично предположить, что в отчет за 2015 год должны попасть суммы перерасчета, произведенного в этом году. Добавим, что нередко УК осуществляют перерасчет по причине неправомерного завышения платы за содержание жилого помещения, однако в данный раздел эти суммы не включаются.

 

 

 

Информация о предоставленных коммунальных услугах.

 

 

В следующих трех разделах формы 2.8 представляются сведения, касающиеся коммунальных услуг в целом и каждой из них в отдельности. Порядок заполнения таких показателей, как авансовые платежи, задолженность потребителей, тот же, что и для содержания и текущего ремонта. Особое внимание привлекает только показатель переходящих остатков – сумма не использованных за отчетный период денежных средств по МКД, образованная вследствие внесения платы за коммунальные услуги, перешедшая на следующий отчетный период (строки 32 и 35). В настоящее время в большинстве случаев плата за коммунальные услуги начисляется в размере, равном или меньшем, чем плата за коммунальный ресурс в том же отчетном периоде. Говорить о не использованных за отчетный период денежных средствах (не являющихся авансами) можно, пожалуй, лишь применительно к плате за отопление, начисляемой равномерно в течение года при наличии ОПУ тепловой энергии (в случае, если по решению субъекта РФ применяется прежний порядок расчетов за отопление).

Указанные финансовые показатели, суммируемые по всем видам коммунальных услуг, должны быть опубликованы независимо от того, является ли УК исполнителем той или иной коммунальной услуги (сюда же относится информация о наличии претензий по качеству коммунальных услуг и суммах перерасчета). А вот раздел «Информация о предоставленных коммунальных услугах», который заполняется по каждой коммунальной услуге в отдельности, не оформляется по тем коммунальным услугам, которые предоставляются потребителям напрямую РСО. По остальным услугам (в том числе в случае принятия собранием жильцов решения о прямой оплате РСО) управляющий как исполнитель коммунальных услуг подробно заполняет показатели за отчетный период в целом по конкретному МКД. Это и общий объем потребления коммунального ресурса, и объем начислений, и задолженность на конец отчетного периода, а также данные, касающиеся расчетов с РСО.

Особое внимание следует обратить на порядок заполнения сведений, связанных с оплатой коммунальных услуг и коммунальных ресурсов. Как следует из пояснения к строке 45, в ней указывается общий размер непогашенной задолженности УК, ТСЖ, кооператива перед поставщиком (поставщиками) по результатам произведенной оплаты поставленного за отчетный период коммунального ресурса по МКД. То есть следует брать не общую задолженность (на отчетную дату), а лишь задолженность, образовавшуюся в связи с поставками коммунального ресурса отчетного года. Значит, в данную строку не попадет просроченная задолженность, но всегда будет показатель как минимум месячного потребления (отчетная дата – 31.12.2015, а дата оплаты коммунального ресурса, поставленного в декабре 2015 года, по умолчанию – 15.01.2016[2]). Поэтому и содержание пояснений в строках 41 «Оплачено потребителями» и 44 «Оплачено поставщику (поставщикам) коммунального ресурса» следует трактовать в том же духе: указывать общий размер оплаченных начислений за поставку, осуществленную в отчетном периоде.

 

 

 

Информация о претензиях потребителям.

 

 

Отчет о работе с должниками в форме 2.8 сводится к трем показателям:

  • строка 51 «Направлено претензий потребителям-должникам» о наличии задолженности по оплате предоставленных коммунальных услуг независимо от статуса помещения в МКД;
  • строка 52 «Направлено исковых заявлений» (не уточняется, что иски должны быть приняты к производству, значит, нужно указать количество переданных в суд исковых заявлений);
  • строка 53 «Получено денежных средств по результатам претензионно-исковой работы» (из общего количества поступлений от потребителей несложно выявить платежи по результатам судебных решений, а вот платежи на основе претензий компания должна выявлять по собственным критериям: проверить достоверность этого показателя крайне сложно, если, конечно, в качестве назначения платежа потребитель не указал претензию).

 

* * *

 

К 31 марта управляющие МКД (УК, ТСЖ, ЖК) обязаны заполнить формы 1.2 и 2.8, утвержденные Минстроем. Соответствующие сведения должны быть опубликованы не только на сайте www.reformagkh.ru, но и на еще одном сайте по выбору, а также как минимум на информационных стендах. С учетом того, что большинство показателей являются финансовыми и исчисляются на основании данных бухгалтерского и оперативного учета, проверка достоверности некоторых из них – весьма трудоемкое занятие. Однако это не должно быть поводом для отказа от достоверности в пользу рациональности, ведь для УК раскрытие информации – лицензионное требование.



[1] См. ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] См. п. 25 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

 


эксперт журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение», №2, февраль, 2016 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено