Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Размер пособий и выплат в 2016 году.

Размеры пособий  и денежных выплат в 2016 году.

 

В каком размере установлены выплаты в сфере социального обеспечения? Надо ли индексировать детские пособия? Какова предельная величина базы для расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС? В каком порядке будут проиндексированы пособия по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Ответы на эти вопросы – в представленной статье.

 

Об установлении выплат в сфере социального обеспечения населения. Статьей 8 «Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения» Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» установлено, что в 2016 году:


  • размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2006 № 256‑ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», составляет 453 026 руб.;
  • размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, равен 245 880 руб.;
  • размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», – 12 373 руб.;
  • размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, – 1,04.

 

размер пособий на детей в 2016 году Размер пособий на детей в 2016 году. Что касается индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей, на основании ст. 4.2 Федерального закона № 81‑ФЗ[1] такая индексация производится в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

Законом о федеральном бюджете на 2016 год индексация пособий не предусмотрена, следовательно, пособия, перечисленные в ст. 4.2 Федерального закона № 81‑ФЗ, будут выплачиваться в таком же размере, как и в 2015 году.

Фото: www.ru.123rf.com



Вид пособия

Базовое значение, установленное Федеральным законом № 81‑ФЗ, руб.

Размер пособия с 01.01.2016, руб.

Пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, указанным в абз. 2 ст. 6 Федерального закона № 81‑ФЗ (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством)

300

543,67

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

300

543,67

Единовременное пособие при рождении ребенка

8 000

14 497,8

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

8 000

14 497,8

Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком*

1 500

2 718,34

Минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми

3 000

5 436,67

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

14 000

22 958,78

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

6 000

9 839,48

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком для лиц, указанных в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81‑ФЗ**

6 000

10 873,36

 

    * При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком такое пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, указанным в абз. 2 – 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81‑ФЗ, подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного в соответствии с ч. 1 ст. 4.2 закона, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает названного минимального размера такого пособия.

   ** При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, названным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 этого закона, в максимальном размере, установленном до индексации в силу ч. 1 ст. 4.2 закона, подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не выше максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного согласно ч. 1 ст. 4.2.

 

пособия и выплаты в 2016 году Предельная величина базы для расчета пособий в 2016. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ[2] пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).


Если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам начались в 2016 году, расчетный период при исчислении пособий – 2014 – 2015 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ).

Фото: www.ru.123rf.com

Заработок за эти два года необходимо разделить (ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ):

  • при расчете пособия по временной нетрудоспособности – на постоянную величину, равную 730 (ч. 3);
  • при расчете пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком – на 730 (если 2014 – 2015 годы отработаны полностью, делим на 730 календарных дней, так как 2013 и 2014 годы не были високосными) (ч. 3.1).

В отличие от среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ, на число календарных дней в том же периоде. Из этого следует, что если один из годов расчетного периода является високосным, в случае полностью отработанного расчетного периода делить надо будет не на 730, а на 731.

Максимальная сумма заработка сотрудника, учитываемая при расчете пособий в 2016 году, составляет (ч. 2, 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ, ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона № 212‑ФЗ[3]):

  • за 2014 год – 624 000 руб.;
  • за 2015 год – 670 000 руб.

Общая максимальная сумма выплат за расчетный период – 1 294 000 руб. (624 000 + 670 000).

Максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности с учетом стажа составит:

  • 1 063,56 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 60%) – при стаже до пяти лет;
  • 1 418,08 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 80%) – при стаже от пяти до восьми лет;
  • 1 772,60 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 100%) – при стаже восемь лет и более, а также при назначении пособия по беременности и родам.

 

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2016 году составляет 21 554,82 руб. (1 772,6 руб. х 30,4 дн. х 40%).

расчет пособий в 2016 году Пособия и выплаты в 2016 году: о замене календарных лет в расчетном периоде. Разъяснения по вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком были представлены ФСС в Письме от 30.11.2015 № 02‑09‑11/15-23247.

Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из таких годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по его заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Фото: www.ru.123rf.com

Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая.

Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком.


Приведем примеры:

1) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом в 2013 – 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, эти годы могут быть заменены только на 2012 – 2011 годы;

2) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом застрахованное лицо полностью (в 2012 и 2013 годах) и частично (в 2014 и 2011 годах) находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в указанных отпусках, то есть на 2009 и 2010 годы. Либо в расчет может быть взят заработок за 2014 и 2011 годы, но при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а в отдельных случаях – периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту заработную плату не начислялись страховые взносы (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ);

3) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом с ноября 2010 года по июль 2015 года застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2010 года частично работало, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2008 и 2009 годы. Или же в расчет может быть взят заработок за 2010 год (где застрахованное лицо частично работало) и 2009 год исходя из того, при каком варианте размер пособия будет больше;

4) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом застрахованное лицо в 2014, 2013 годах находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, в 2012 году работало, а в 2011 и 2010 годах также находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2012 и 2009 годы.

В своем письме ФСС обратил внимание на следующее: замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является правом застрахованного лица, а не обязанностью. Кроме того, необходимым условием замены лет расчетного периода признается увеличение размера пособия.

На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 255‑ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

Неправильное применение страхователем (работодателем) либо страховщиком (территориальным органом ФСС) законодательства РФ, в том числе Федерального закона № 255‑ФЗ при исчислении пособий, не является счетной ошибкой.

Пособия и выплаты в 2016 году, рассчитываемых исходя из МРОТ. Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» величина МРОТ с 1 января 2016 года увеличена до 6 204 руб. Следовательно, повышены размеры минимальных пособий, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из МРОТ.

Напомним, что МРОТ применяется при исчислении пособий по болезни, по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в следующих случаях:

  • если страховой стаж застрахованного лица составляет менее шести месяцев;
  • если у работника не было зарплаты в 2014 и (или) 2015 годах (например, если работница находилась в это время в отпуске по уходу за ребенком);
  • если работник в 2014 и (или) 2015 годах не работал в организации и не подтвердил свой заработок справками от других работодателей;
  • если средний заработок работника в расчете на каждый месяц расчетного периода меньше установленного МРОТ (для 2016 года – 6 204 руб.).

Таким образом, минимальный средний дневной заработок для расчета пособий в 2016 году по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для перечисленных случаев составит 203,97 руб. (6 204 руб. x 24 мес. / 730).

О размере выплат, производимых в соответствии с Федеральным законом № 125‑ФЗ[4]. Статьей 6 Федерального закона от 14.12.2015 № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» предусмотрено следующее:

  • сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному лицу, в январе 2016 года составляет 84 964,2 руб., в феврале – декабре 2016 года – 90 401,9 руб.;
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 125‑ФЗ, не может превышать в январе 2016 года 65 330 руб., в феврале – декабре 2016 года – 69 510 руб.

Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на 1 января и 1 февраля 2016 года соответственно названные максимальные размеры таких выплат, не изменяются.



[1] Федеральный закон от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

[2] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[4] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

 

 


эксперт журнала 
«Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение»,  №1, январь, 2016 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено