Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Отчуждение доли уставного капитала

Трудовой договор с гражданином Севастополя.

 


Организация, расположенная в Москве, в августе 2014 года заключила с гражданином России, имеющим государственную регистрацию по месту жительства в Севастополе и проживавшим ранее по указанному месту, трудовой договор. Согласно законодательству Севастополя гражданин признается налоговым резидентом РФ. Вправе ли организация при налогообложении его доходов в виде заработной платы применять ставку НДФЛ в размере 13%?


По общему правилу, установленному ст. 15 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ [1], законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015.

 До указанной даты на территориях Крыма и Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статьей 14 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее – Закон № 2-ЗС) установлено, что независимо от времени фактического нахождения в Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих 18.03.2014, налоговыми резидентами РФ на указанную дату и до 01.01.2015 признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в городе федерального значения Севастополе, и оставшиеся на постоянное жительство в Российской Федерации, а также военнослужащие вооруженных сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба, которые до 18.03.2014 проходили военную службу в Севастополе, вне зависимости от их гражданства.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что гражданин, проживавший на территории Севастополя, фактически обладает специальным правовым статусом (по отношению к остальным гражданам РФ и терминологии НК РФ) – «условный налоговый резидент РФ».

Вместе с тем из преамбулы и названия Закона № 2-ЗС следует, что вышеуказанная норма применяется только на территории Севастополя (см. также ст. 18 Закона № 2-ЗС).

Организация – налоговый агент, расположенная в Москве и выплачивающая доходы физическому лицу, при исчислении НДФЛ руководствуется нормами гл. 23 НК РФ, в частности, ст. 207, 209, 223 (см. также Письмо Минфина России от 10.06.2014 № 03‑04‑06/27980).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ и Федеральным законом № 36‑ФЗ [2] город Севастополь принят в состав Российской Федерации с 18.03.2014.

Из анализа вышеназванных норм и применительно к условиям вопроса следует, что в период с 18.03.2014 по 15.09.2014 включительно (182 календарных дня) для налогового агента – российской организации, расположенной в Москве, гражданин не рассматривается в качестве налогового резидента РФ, а его заработная плата облагается по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если вышеуказанный период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывался, то начиная с 16.09.2014 (183-й день нахождения в РФ) его доходы подлежат обложению НДФЛ по ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, – 13% [3].

Ответ эксперта основан на буквальном прочтении норм законодательства (Российской Федерации и Севастополя). Тем не менее, ответы чиновников (например, Н. Н. Стельмаха, советника государственной гражданской службы РФ 1-го класса) на частные запросы налогоплательщиков несколько отличаются от представленного (вероятнее всего, во внимание приняты положения Конституции РФ). Рекомендовано, в частности, организациям, как расположенным, так и не расположенным в Крыму и Севастополе, при выплате (в 2014 году) доходов жителям этих регионов применять ставку 13% с 18 марта.

 

 

Путевки для сотрудников.

 

Организация в начале 2014 года за счет сумм так называемой чистой прибыли оплатила путевки для сотрудников в санатории, находящиеся на территории Крымского полуострова. Услуги по путевкам оказаны в летний период 2014 года. Подлежит ли обложению НДФЛ стоимость путевок для сотрудников?

 

база ндфл В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счет средств организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Согласно п. 29 и 49 ст. 270 НК РФ расходы на оплату путевок для сотрудников на лечение и отдых при налогообложении прибыли организаций не учитываются, соответственно, указанные суммы не облагаются НДФЛ.

Фото: www.ru.123rf.com

Исходя из положений ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ и Федерального закона № 36‑ФЗ Республика Крым и город Севастополь являются субъектами РФ с 18.03.2014.

Таким образом, если передача путевки для сотрудников произведена организацией до указанной даты, ее стоимость подлежала включению в базу НДФЛ (п. 2 ст. 211, пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ).

В целях гл. 23 НК РФ к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

ФНС, рассматривая схожую ситуацию, в Письме от 11.08.2014 № ПА-4-11/15746@ пришла к выводу, что не подлежит налого­обложению оплата работодателем путевок для сотрудников, приобретаемых с 18.03.2014.

На наш взгляд, из норм действующего законодательства следует несколько иной вывод.

Текстуальный анализ содержания п. 9 ст. 217 НК РФ позволяет констатировать, что для применения соответствующей льготы необходимо одновременное соблюдение несколько условий:

  • оплата путевки для сотрудников должна быть произведена работодателем;
  • расходы по оплате путовок для сотрудников не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
  • услуги фактически оказываются санаторно-курортной организацией, находящейся на территории РФ.

Применительно к рассматриваемой ситуации все три условия соблюдены, в том числе в летний период 2014 года услуги оказываются санаторием, расположенным непосредственно на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного, если передача путевок для сотрудников произведена организацией до 18.03.2014, изначально ее стоимость необходимо было включить в базу НДФЛ. Начиная с 18.03.2014 стоимость названной путевки не облагается НДФЛ на основании п. 9 ст. 217 НК РФ, а налоговый агент обязан произвести корректировку налоговых обязательств плательщика (с учетом положений п. 3 ст. 226, п. 1 ст. 231 НК РФ).

 

 

 

Отчуждение доли уставного капитала: декларируем доходы.

 

Налогоплательщик в 2014 году получил из налогового органа уведомление о необходимости декларирования доходов, полученных им при отчуждении доли уставного капитала ООО в 2013 году. Основанием для направления уведомления послужили имеющиеся в налоговой инспекции сведения организации о факте отчуждения доли уставного капитала. При этом доля в уставном капитале передана участникам общества на безвозмездной основе. Обязан ли налогоплательщик представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 год?

 

отчуждение доли уставного капитала В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона об ООО [4] переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании. Такое отчуждение может быть произведено и по договору дарения [5]Пунктом 2 ст. 21 Закона об ООО установлено, что участник общества вправе продать или осуществить отчуждение доли уставного капитала или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким его участникам. Согласие других участников общества или общества на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества. Продажа либо отчуждение доли уставного капитала иным образом или части доли в уставном капитале третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных Законом об ООО, если это не запрещено уставом.

Фото: www.ru.123rf.com

Пунктом 2 ст. 23 Закона об ООО определено: если уставом общества отчуждение доли уставного капитала или части доли, принадлежащих участнику общества, третьим лицам запрещено и другие участники общества отказались от их приобретения либо не получено согласие на отчуждение доли уставного капитала или части доли участнику или третьему лицу при условии, что необходимость получить такое согласие предусмотрена уставом общества, оно обязано приобрести по требованию участника общества принадлежащие ему долю или часть доли.

Безвозмездная передача доли участника общества другим его участникам представляет собой сделку (договор) дарения, по которой одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ст. 153, п. 1 ст. 572 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно. Отметим, что нотариальное удостоверение такой сделки не требуется (ч. 2 п. 11 ст. 21 Закона об ООО, п. 14.2.05.29 Письма ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@).

Как следует из анализа ГК РФ и Закона об ООО, доля в уставном капитале ООО является имущественным правом [6]. (По общему правилу, установленному пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ, налогоплательщик, получивший в налоговом периоде доходы от продажи имущественных прав, обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом [7] (Письмо ФНС России от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392@).)

В рамках проводимой налоговыми инспекциями контрольной работы по выявлению физических лиц, обязанных декларировать доходы от продажи имущественных прав, используются, в частности, данные об учредителях организации [8], содержащиеся в ЕГРЮЛ, в которых не имеется информации о том, на какой основе произошло отчуждение доли.

Исходя из изложенного в рассматриваемой ситуации обязанность по декларированию доходов у налогоплательщика отсутствует, однако ему рекомендуется представить в налоговый орган пояснения о том, что отчуждение доли произошло на безвозмездной основе, представив необходимые подтверждающие документы (в частности, бухгалтерскую справку из организации об отсутствии факта выплаты /получения дохода).

 

 

 

Обложение НДФЛ средств, выплачиваемых при выходе из производственного кооператива.

 

 

Лицу, прекратившему членство в производственном кооперативе, выплачивается стоимость пая. Какая сумма включается в базу НДФЛ: общая сумма выплаты или за вычетом внесенных этим лицом ранее денежных средств в виде пая?

 

Минфин, рассматривая такую ситуацию в Письме от 20.05.2014 № 03‑04‑06/23781, на основании положений п. 2, 3 ст. 9, п. 7 ст. 22 Федерального закона от 08.05.1996 № 41‑ФЗ «О производственных кооперативах» указал, что при выходе из производственного кооператива его член получает доходы в виде стоимости пая за счет имущества кооператива. То есть вся стоимость пая подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях [9].

Между тем, на наш взгляд, возможен иной подход к режиму налогообложения соответствующих выплат.

Как справедливо отмечено в Постановлении ФАС ЗСО от 04.07.2014 по делу № А27-15729/2013, нельзя квалифицировать любую получаемую налогоплательщиком денежную сумму в качестве дохода без учета фактического размера содержащейся в ней экономической выгоды.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Поскольку доходом применительно к НДФЛ признается экономическая выгода, налогом должен облагаться так называемый чистый доход (постановления КС РФ от 01.03.2012 № 6-П (п. 2), от 13.03.2008 № 5-П (п. 3)).

Таким образом, полагаем, что в базу НДФЛ должна включаться стоимость пая за вычетом ранее внесенных налогоплательщиком взносов.

 

 

 

Протокол приема сведений: о периоде информирования налогового агента.

 

Налоговый агент представил в налоговый орган сведения о доходах физических лиц в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В каких днях (рабочих или календарных) исчисляется период времени, в течение которого налоговый орган должен направить налоговому агенту протокол приема сведений?

В настоящее время в Российской Федерации действует Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ [10] (далее – Порядок).

Пунктом 29 Порядка определено, что в течение десяти дней с даты отправки сведений налоговый орган направляет налоговому агенту реестр в электронном виде и протокол приема сведений о доходах физических лиц.

Ни положениями гл. 23 НК РФ, ни нормами Порядка не установлено, каким образом исчисляется соответствующий период информирования налогового агента.

Учитывая изложенное, необходимо применять общие правила законодательства о налогах и сборах, согласно которым срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган обязан направить налоговому агенту указанные документы в течение десяти рабочих дней.

 


[1] Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

[2] Федеральный закон от 21.03.2014 № 36‑ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».

[3] См. также письма Минфина России от 14.09.2011 № 03‑04‑06/6-220, ФНС России от 21.03.2012 № ЕД-3-3/910@.

[4] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[5] См. пп. «а» п. 12 Постановления Пленума ВС РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[6] См. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2007 года, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 07.11.2007.

[7] Письмо ФНС России от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392@.

[8] Подпункт «д» п. 1 ст. 5 гл. IV Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», информация из формы Р14001 (приложение 6 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

[9] См. также Письмо Минфина России от 06.05.2014 № 03‑04‑06/21195.

[10] Утвержден Приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@.

 

 


к. э. н., член Палаты налоговых консультантов РФ,
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", №2, февраль, 2015 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено