Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Общественное обсуждение закупок.

На что смотрит общественный контролер по госзакупкам.


В качестве формы общественного контроля закупок для государственных и муниципальных нужд введено общественное обсуждение закупок. Случаи и основные требования к порядку обязательных общественных обсуждений закупок установлены Законом о контрактной системе[1].

До 2015 года порядок обсуждения закупок устанавливался Приказом Минэкономразвития РФ № 578[2]. Общественное обсуждение закупок применимо, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ЕП), превышает 1 млрд руб. Случаи и порядок проведения обсуждения закупок с 2016 года устанавливаются Правительством РФ.

Однако для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд законодательство субъектов РФ, муниципальные нормативные правовые акты могут определять также иные случаи и порядок проведения общественного обсуждения закупок как в 2015 году, так и в последующий период.

 


Действия общественного контролера при выявлении нарушений.

 

 

При выявлении нарушений общественный контролер при помощи специального функционала официального сайта[3] сформулирует и разместит свои вопросы, замечания или предложения. При получении аргументированного ответа от заказчика он либо соглашается с доводами, либо продолжает обсуждение.


Если ответ не получен в установленный срок (согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 578 в течение двух дней), возникает основание для обжалования действий заказчика в Росфиннадзоре или ФАС.

Началом общественного обсуждения закупки считается дата ее размещения на официальном сайте планов закупок. Обсуждение завершается за три дня до дедлайна – даты, не позднее которой определение поставщика может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона о контрактной системе.

Результат обязательного общественного обсуждения закупок может стать причиной внесения изменений в план закупок, план-график, документацию о закупках, а также отмены самой закупки.

 

Срок общественного обсуждения закупки.

 


 

 

Кто имеет право участвовать в обсуждении закупок.

 

 

Обсуждение закупок – это одна из форм общественного контроля, поскольку соответствует целям общественного контроля: содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. Согласно ст. 102 Закона о контрактной системе осуществлять общественный контроль, в частности принимать участие в обсуждении закупок, могут на равных условиях любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

В документации должно быть указано на необходимость общественного обсуждения закупки, если цена контракта превышает 1 млрд руб.

При этом общественные объединения и объединения юридических лиц наделены специальными правами. Они могут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, проводить мониторинг закупок и оценивать эффективность закупок, инициировать контрольные мероприятия и т. д.

При проверке общественные контролеры в первую очередь смотрят, указано ли в плане-графике на необходимость обсуждения закупки: такая информация должна содержаться в столбце 6 со ссылкой на дату и номер протокола (требование Приказа Минэкономразвития РФ № 544, Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013).

 

 

 

У закупки не должно быть избыточных свойств.

 

 

Проверяющие анализируют планы-графики, а впоследствии и планы закупок, опубликованные на официальном сайте госзакупок. Цель – выявление закупок с избыточными свойствами и на предметы роскоши («золотые кровати»[4]). Примеров отмены таких сомнительных закупок предостаточно. В основном настораживают закупки, связанные с приобретением дорогих иномарок, но могут вызвать подозрение и закупки других товаров, работ и услуг (ТРУ). Например, на сайте «За честные закупки» (www.zachestnyezakupki.onf.ru) размещена информация об отмене приобретения услуг по организации питания и обслуживания мероприятия – приема главами органов местного самоуправления муниципального района, посвященного обобщению итогов деятельности муниципального района за 2014 год. Дефицит бюджета данного района на 2015 год был утвержден в размере 1 500 000 руб. При этом стоимость контракта составила 163 733 600 руб. В техническом задании (ТЗ) даже было предусмотрено наличие алкогольной продукции во время торжественного приема.

 

 

 

Сроки очень важны.

 

 

Проверяется срок обсуждения закупок на официальном сайте. В рамках первого этапа обсуждения закупок он должен составлять не менее 20 дней.

Сроки размещения закупки, указанные в извещении, тоже находятся под пристальным вниманием общественных контролеров. В Рекомендациях для проверяющих[5], например, указано, что заказчики нередко сокращают сроки проведения процедуры, пытаясь завершить ее перед длительными праздниками, что явным образом нарушает законодательство. Иногда закупка размещается накануне выходных или праздничных дней, тем самым сокращается фактическое время на подготовку заявок, что может существенно сузить круг потенциальных участников. Для расчета планируемых сроков всей процедуры можно воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором на сайте НАИЗ (www .naiz.org /fz44).

 

 

 

Общественное обсуждение закупок.

Предмет закупки должен быть верно указан.

 

 

Общественные контролеры следят, чтобы предмет закупки и введенный код ОКПД соответствовали друг другу, иначе будет затруднен поиск лота, что может привести к ограничению конкуренции.

Заказчику следует обратить внимание, что согласно нормативным документам по контрактной системе Классификатор ОКДП[6] утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст, утвердившего новый классификатор[7].

Предмет закупки должен быть указан с использованием ключевых слов и отражать суть закупки.

 

Предмет закупки должен указываться с использованием ключевых слов и отражать суть закупки. Название предмета закупки без использования ключевых слов, например лот № 13 или закупка для государственных нужд, – тоже сигнал для общественных контролеров, чтобы обратить пристальное внимание на закупку. Завуалированные названия приводят к ограничению конкуренции: закупка как бы «затачивается» под одного поставщика, знающего, в чем заключаются государственные нужды и что такое лот № 13.

Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки могут выделяться лоты. Участник подает заявку в отношении определенного лота. Количество участников ограничивать нельзя. Однако Закон о контрактной системе не регламентирует порядок объединения ТРУ в один лот. Четких критериев определения функциональной и технологической связи между ТРУ нет. Существуют отдельные разъяснения госорганов (например, по строительству комплексных объектов) и примеры судебных постановлений.

Чтобы сократить число конкурентов для своих поставщиков, некоторые заказчики укрупняют или объединяют лоты. Данное нарушение встречается при любом способе закупки. Однако существует запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (ТРУ), технологически и функционально не связанной с ТРУ, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов[8]. Один из признаков такого объединения – отнесение ТРУ к разным группам ОКВЭД или ОКДП.

Поэтому зачастую возникают трения: заказчик считает, что объединение предметов закупки в один лот возможно и оно не приводит к ограничению количества участников закупки (например, объединение в одну закупку изделий медицинского назначения и лекарственных средств), а контролер считает, что это нарушение. В разъяснениях, опубликованных на сайте «За честные закупки», указывается, что данный вопрос разрешается с учетом принципа запрета ограничения конкуренции, в соответствии с которым запрещается ограничивать конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лотов ТРУ, технологически и функционально не связанных с ТРУ, которые являются предметом торгов. Но законом не установлено однозначных критериев технологической и функциональной связи, что ведет к проблемам и злоупотреблениям со стороны заказчиков. Например, предметом контракта является изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода. В документации указано:

  • ТЗ на изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода;
  • ТЗ на производство инженерно-геологических изысканий;
  • ТЗ на производство инженерно-геодезических изысканий.

Технические работы на производство инженерно-геодезических изысканий не связаны функционально и технически с изготовлением расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство и реконструкцией сетей водопровода. На каждый вид этих работ должны быть объявлены отдельные торги. Объединение их в один лот – нарушение п. 3 ст. 17 Федерального закона № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Однако с корректностью укрупнения или объединения лотов не всегда все однозначно. Например, проведение закупки на разработку проектно-сметной документации и строительство объекта контролерами обычно рассматривается как два разных вида бизнеса, которые требуют различных лицензий СРО. Но следует заметить, что существуют и EPC-контракты[9], в которых объединяются и разработка проекта, и дальнейшее строительство.

 

 

 

Обсуждение закупок.

Документация должна быть понятна и доступна.

 

 

Если общественный контролер не сможет скачать все документы о закупке для проверки наличия пустых папок или незаполненных разделов, он расценит это как нарушение. Зачастую заказчик при архивации документов для размещения их на официальном сайте «забывает» опубликовать какой‑нибудь файл архива, что делает распаковку невозможной. Невозможность ознакомления с документацией – нарушение. Пример такого нарушения – заявка муниципального учреждения «Управление строительства» на выполнение работ по организации строительства и выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта «Жилое здание», размещенная на сайте «За честные закупки». Стоимость контракта – 101 795 025 руб. Однако некоторые заархивированные документы (сметы, чертежи) открыть невозможно. Выявленное контролерами нарушение классифицируется так: затрудняет поиск заказа в базах.

 

 

Способы обеспечения исполнения контракта должны указываться все.

 

 

При содержательном анализе документации общественные контролеры обращают внимание на обеспечение исполнения контракта. Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должены быть указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе). Однако иногда заказчики отражают только один из возможных способов обеспечения – перечисление денежных средств, игнорируя банковскую гарантию. Если законом предусмотрены оба способа обеспечения, то в документации их обязательно следует указывать.

При расчете размера обеспечения тоже возможны ошибки: нужно учитывать НМЦК, наличие аванса, антидемпинговые меры и т. д. Для проверки правильности расчета обеспечения заказчик может воспользоваться специальным бесплатным онлайн-калькулятором. Такой сервис есть на специализированных ресурсах, например на сайте АЮДАР – www.audar-info. ru/info/calculator/rok.

 

 

 

Ошибки при расчете цены контракта.

 

 

Как следует из Рекомендаций для проверяющих, при анализе НМЦК общественные контролеры в первую очередь должны обращать внимание на наличие ее обоснования. Данное указание не случайно: зачастую заказчики не публикуют обоснование на официальном сайте или делают это формально, отражая цену только одного из поставщиков.

А случается, что «танцуют» от цены аффилированной компании, используя для анализа данные уже не существующих конкурентов. Пример – заявка на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование программ для ЭВМ с дистрибутивом, размещенная петербургским бюджетным учреждением здравоохранения, которая попала под пристальное внимание народных контролеров, в частности, из‑за неправильного обоснования НМЦК: цена была рассчитана на основе предложений поставщиков, которые ушли с рынка, а также «своих» участников.

Цифры с потолка – еще одно нарушение при определении НМЦК. В качестве иллюстрации рассмотрим заявку на поставку продуктов питания, размещенную муниципальной администрацией. Комментарий народного контролера с сайта «За честные закупки» приводим полностью: «В обосновании НМЦК указаны цифры, не соответствующие реалиям рынка. Например, колбаса вареная, не указано точно какая, стоит порядка 600 руб. за кг, хотя в розницу продается по 350 – 380 руб. по всему Кузбассу. Куры в документации по 197 руб. за кг., хотя в розницу на сегодня они по 120, максимум 130 руб. Сосиски стоят по 392 руб., хотя по розницу максимум 300 в городе».

Данное нарушение похоже на другое – покупку по завышенной цене. Например, когда заказчик покупает квартиры путем участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и указывает в цене контракта сумму, на которую в данной местности можно приобрести уже готовые квартиры с такими же характеристиками и даже большей площади.

В Рекомендациях по определению НМЦК[10] говорится о представлении сравнения цен от трех поставщиков, а в отдельных случаях – от пяти[11]. При закупках строительных работ публикуется утвержденная госэкспертизой проектно-сметная документация. Если заказчик размещает на официальном сайте только сводно-сметный расчет или дефектную ведомость, в которых отсутствуют единичные расценки, то поставщикам приходится тратить время и силы на дополнительные расчеты[12].

 

 

 

Сроки выполнения контракта должны быть реальными.

 

 

В документации должны быть указаны правильные сроки выполнения контракта. Нереальные сроки – признак сговора продавца и покупателя. На интернет-сервисах по госзакупкам опубликованы «Вредные советы покупателям и поставщикам» Григория Остера. Вот как там описывается данная ситуация:

 

«Своей» компании задолго

До объявленья «процедуры»

Заданье дай, на низком старте

Твоей отмашки ждать вели.

Потом, когда объявишь конкурс,

Назначь им сжатый срок поставки,

А также санкции штрафные.

За нарушение его.

К «своей» компании заказы

Уйдут, как письма к адресату.

Никто чужой не станет даже

Тебе заявки присылать.

 

Например, Главное управление организации торгов региона разместило заявку на поставку портативных компьютеров (ноутбуков) для нужд областного министерства образования и науки. Стоимость контракта составила 7 198 800 руб. Участники торгов посчитали, что требования к характеристике процессора, обязательность программного обеспечения LibreOffice, которое не устанавливается при конвейерной сборке, и слишком малый срок поставки предполагают наличие данных ноутбуков с установленным программным обеспечением на складе определенного поставщика. Заявка взята под контроль.

 

 

 

Требования к участникам должны быть обоснованными.

 

 

При изучении требований к участникам закупки общественным контролерам рекомендовано обратить внимание на необоснованные квалификационные и иные завышенные требования. Например, при размещении заявки на оказание услуг по производству презентационного ролика в требованиях было указано, что диктор, который будет участвовать в исполнении заказа, должен иметь высшее профессиональное образование по специальности. Однако в России не существует высшего профильного образования по специальности диктор. Следовательно, заказчик предъявил к участникам необоснованные требования.

В качестве пояснения – стихотворение Георгия Остера:

 

Если вы заказчик и в подрядчики

Выбрали, к примеру, Никанорыча,

Своего усатого приятеля.

Вам в документации закупочной

Надо твердо указать, что в конкурсе

Может только тот принять участие,

У кого висят усы моржовые

И кто сможет показать, что в паспорте

Отчество имеет Никанорович.

 


Требования к ТРУ – нужна золотая середина.

 

 

При анализе технического задания общественные контролеры обращают внимание на требования к поставляемым ТРУ. Наиболее часто выявляются следующие нарушения: требования либо слишком завышены (например, технические характеристики, под которые подходит только одна модель автомобиля), либо слишком размыты.

Жесткие требования – сигнал о наличии «своего» поставщика. Скорее всего, заявка пишется под его товар (работу, услугу). Если требования слишком размыты, то заказчик, возможно, хочет сэкономить на данной покупке, ориентируясь опять же на аффилированного исполнителя. Или необходимо, чтобы победил нужный исполнитель, который не блещет качеством выполнения заказа, однако за счет экономии на всем может предложить очень низкую цену и стать победителем. Например, министерство молодежной политики одного из субъектов РФ размещает заказ на проведение слета. Документация не содержит сведений о характере мероприятия, требований к размещению участников, количеству приглашенных, рациону питания и т. д.

 

 

Примеры требований в техническом задании.

 

 

Неверно

Верно

Обеспеченность необходимыми кадровыми ресурсами

Участник должен иметь достаточное для исполнения договора количество собственных и привлеченных кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе не менее 1 (одного) инженера объекта (энергетик, КИП и А); не менее 1 (одного) инженера ОВК; не менее 1 (одного) дежурного специалиста-электрика (суточника); не менее 1 (одного) специалиста-электрика и т. д.

Наличие опыта

Наличие опыта выполнения работ с 2009 года по 2013 год по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и помещений общей площадью не менее 300 000 кв. м

Калькулятор

Калькулятор: тип: бухгалтерский; тип дисплея: монохромный: количество строк дисплея: однострочный; разрядность дисплея: 14‑разрядный; двойное питание

 

 

 

Контакты контрактного управляющего обязательны.

 

 

Согласно ст. 38 Закона о контрактной системе, если совокупный объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., заказчик создает контрактную службу. Если совокупный объем закупок ниже указанной суммы, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки и исполнение контракта, – контрактного управляющего.

В закупочной документации заказчик обязан отразить контактную информацию контрактного управляющего. В Рекомендациях для проверяющих говорится, что многие бюджетные учреждения, которые не имеют в штатном расписании контрактного управляющего, в документации в графе, где должна находиться информация о данном лице, указывают, например, экономист Иванов, тем самым нарушают Закон о контрактной системе: отсутствие контрактного управляющего в штате организации либо лица, на которое возложены обязанности контрактного управляющего.



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Приказ Минэкономразвития РФ от 10.10.2013 № 578.

[3] Официальный сайт РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг – www.zakupki.gov.ru.

[4] Закупка «золотых кроватей» стала нарицательной после скандала с размещением заказа на комплект эксклюзивной мебели на 4,4 млн руб., которую МВД пыталось купить на бюджетные средства для своего дома-приемов.

[5] Методические рекомендации для проверяющих государственные закупки («Памятка общественным контролерам») подготовлены Национальной ассоциацией институтов закупок.

[6] ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17.

[7] ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.

[8] Часть 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

[9] EPC-контракт (от англ. engineering, procurement and construction) – способ контрактования в строительной отрасли. Контрактор выполняет изыскательные, проектные и согласовательные работы; производит выбор и закупку материалов и оборудования для выполнения всего проекта; выполняет строительные, сборочные и пусконаладочные работы.

[10] Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

[11] О методах сравнения цен говорилось в статье Т. Ю. Антроповой «Как рассчитать начальную (максимальную) цену контракта», № 4, 5, 2014.

[12] Для расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен можно воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором на сайте http://naiz.org/fz44/nmc.

 


эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации», №4, апрель, 2015 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено