Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Налоговые вычеты налоговым резидентам Крымского полуострова. Порядок предоставления.

Завершился налоговый период по НДФЛ для налогоплательщиков и налоговых агентов. В преддверии сдачи в налоговые органы отчетности за 2014 год всем заинтересованным лицам будет нелишним проверить правомерность предоставления налоговыми агентами физическим лицам, являющимся налоговыми резидентами РФ, проживающим на Крымском полуострове, наиболее распространенных налоговых льгот по НДФЛ – стандартных налоговых вычетов. Рассмотрим основные положения ст. 218 НК РФ в сравнительном анализе с аналогичными нормами НКУ.

 

Немного теории.

 

Исходя из п. 30.1 ст. 30 НКУ налоговая льгота – предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности относительно начисления и уплаты налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 этой статьи.

 

 

Согласно п. 30.2 ст. 30 НКУ основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, которые характеризуют определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

 По рассматриваемому вопросу отметим, что в НК РФ используется несколько иной термин – стандартные налоговые вычеты, по своей сути являющиеся налоговой льготой по НДФЛ[1].

В силу пп. «а» п. 30.9 ст. 30 НКУ налоговая льгота предоставляется путем налогового вычета (скидки), который уменьшает базу налогообложения до начисления налога и сбора.

Российским налоговым законодательством установлены аналогичные налоговые льготы. В частности, НК РФ (ст. 218 – 221) предусмотрены льготы по НДФЛ в виде вычета части объекта налогообложения из подлежащей обложению величины налоговой базы исходя из соответствия вычитаемого дохода определенным признакам, а также закреплен перечень граждан – плательщиков НДФЛ, которые могут уменьшить величину облагаемого дохода на фиксированный размер налоговых вычетов[2].

 

 

 

Объектный и субъектный состав льготы.

 

В состав налоговых льгот по законодательству Украины включена налоговая социальная льгота (далее – НСЛ), установленная ст. 169 НКУ, которая дает налогоплательщику возможность уменьшить общий месячный облагаемый налогом доход, получаемый от одного работодателя в виде заработной платы. Сумма уменьшения исчисляется как определенный процент прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

НСЛ применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты) (пп. 169.2.1 п. 169.2 ст. 169 НКУ). При этом НСЛ не может быть применена к некоторым видам дохода, перечень которых приведен в пп. 169.2.3 п. 169.2 ст. 169 НКУ.

НК РФ для предоставления стандартных налоговых вычетов пре­дусмотрены несколько иные правила:

  • стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика (п. 3 ст. 218 НК РФ);
  • уменьшению на сумму стандартных налоговых вычетов подлежат любые доходы, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ в размере 13% (п. 3 ст. 210 НК РФ);
  •   размер вычетов представляет собой строго фиксированную величину и не зависит от прожиточного минимума (пп. 1 – 4 п. 3 ст. 218 НК РФ).

 

 

 

Предельная величина дохода для получения льготы.

 

налоговые вычетыСогласно пп. 169.4.1 ст. 169 НКУ НСЛ применяется к доходу, начисленному в интересах плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если ее размер не превышает сумму, которая равняется размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим 10 грн (в 2014 году – 1 710 грн).

В НК РФ установлены другие правила:

  • стандартные налоговые вычеты в размере 3 000 руб. и 500 руб. за каждый месяц налогового периода, предусмотренные пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщикам независимо от суммы дохода, начисленной с начала налогового периода

    Фото: www.ru.123rf.com

    (Письмо Минфина России от 20.11.2006 № 03‑05‑02‑04/179);
  • налоговый вычет, установленный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором облагаемый доход превысил названную сумму, налоговый вычет не применяется.

 

 

 

Основания для получения льготы.

 

В силу пп. 169.2.2 п. 169.2 ст. 169 НКУ плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применения НСЛ. НСЛ начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право. Работодатель отображает в налоговой отчетности все случаи применения или неприменения НСЛ согласно полученным от плательщиков налога заявлениям о применении льготы, а также заявлениям об отказе от данной льготы.

Аналогичные правила установлены п. 3 ст. 218 НК РФ: стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на эти налоговые вычеты.

Однако отметим кардинальное отличие: НК РФ не установлен перечень либо порядок оформления документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на вычет. В зависимости от конкретного случая состав их может быть различным[3].

Вместе с тем как из НКУ, так и из НК РФ следует, что законодательство не требует, чтобы соответствующее заявление (в произвольной форме) подавалось налогоплательщиком ежегодно. В связи с этим впредь до возникновения у налогоплательщика изменений касательно права на тот или иной стандартный налоговый вычет возможна подача «бессрочного» заявления, которое будет являться основанием для применения стандартных налоговых вычетов в течение нескольких лет (см. Письмо Минфина России от 26.02.2013 № 03‑04‑05/8-131).

 

 

 

Категории лиц, которые имеют право на льготы.

 

Перечень физических лиц, имеющих право на рассматриваемые налоговые льготы, установлен пп. 169.1.1 – 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 НКУ.

Обращаем внимание, что в отличие от пп. 1 – 4 п. 1 ст. 218 НК РФ в него включены отдельные категории граждан, которые не имеют права на стандартные налоговые вычеты по законодательству РФ.

1. Одинокие матери (отцы).

Исходя из украинского законодательства одинокой матерью является женщина, которая не состоит в браке[4] и имеет на воспитании несовершеннолетних детей, а в свидетельстве о рождении ребенка или документе о рождении ребенка, выданном компетентными органами иностранного государства при условии его легализации в установленном законодательством порядке, отсутствует запись об отце либо запись об отце произведена в установленном порядке органом государственной регистрации актов гражданского состояния по указанию матери ребенка.

В России одинокой матерью считается женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях[5].

Однако такая категория граждан, как «одинокая мать», в НК РФ не упоминается. Вместо этого используется альтернативное понятие – «единственный родитель», вычет которому предоставляется в двойном размере (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Но сам термин «единственный родитель» в законодательстве РФ четко не определен.

Упоминание о единственном родителе имеется:

  • в абзаце 2 ст. 1 Федерального закона № 159‑ФЗ[6];
  • в части 2 ст. 13 Федерального закона № 48‑ФЗ[7];
  • в части 1 ст. 12 Федерального закона № 62‑ФЗ[8].

На основании изложенного, а также учитывая разъяснения контролирующих органов[9], следует констатировать, что в налоговой практике понятие «единственный родитель» означает отсутствие у ребенка второго родителя.

Иными словами, работодателям Республики Крым и Севастополя нужно помнить, что для целей налогообложения налогоплательщик будет признаваться единственным родителем:

  • если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце либо запись сделана по заявлению матери ребенка, что подтверждено справкой ЗАГСа по форме 25 (см. письма Минфина России от 30.01.2013 № 03‑04‑05/8-77, ФНС России от 15.05.2009 № 3‑5‑03/592);
  • при отсутствии второго родителя у ребенка, в частности по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим (см. Письмо Минфина России от 13.04.2012 № 03‑04‑05/8-503).

Родитель не является единственным, если брак между родителями расторгнут (Письмо Минфина России от 18.06.2010 № 03‑04‑05/5-340). Нахождение родителей в разводе не означает отсутствия у ребенка второго родителя, то есть того, что у ребенка имеется единственный родитель, в том числе при неуплате алиментов (см. письма Минфина России от 15.01.2013 № 03‑04‑05/8-23, от 02.11.2012 № 03‑04‑05/8-1246). Лишение одного из родителей родительских прав также не означает отсутствия у ребенка второго родителя, то есть того, что у ребенка имеется единственный родитель (письма Минфина России от 24.10.2012 № 03‑04‑05/8-1215, ФНС России от 04.03.2011 № КЕ-3-3/619).

2. Граждане, отнесенные законом к первой или второй категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (ч. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 НКУ).

Положениями пп. 1, 2 п. 1 ст. 218 НК РФ установлен другой перечень лиц, которые вправе претендовать на получение стандартных налоговых вычетов. В частности, в нем не поименованы граждане, награжденные грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

3. Ученики, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты (ч. «г» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 НКУ).

Между тем в НК РФ подобная льгота для указанной категории лиц не установлена. Вместо этого у налоговых резидентов РФ, являющихся родителями, существует право на получение стандартного налогового вычета в отношении каждого ребенка – учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

4. Не установлены налоговым законодательством РФ какие‑либо аналогичные вычеты для лиц:

  • которым присуждены пожизненные стипендии как гражданам, подвергшимся преследованию за правозащитную деятельность, включая журналистов (ч. «д» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 НКУ);
  • которые являются Героями Украины, Героями Социалистического Труда, полными кавалерами ордена Трудовой Славы или лицами, награжденными четырьмя и более медалями «За отвагу» (ч. «а» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 НКУ);
  • которые были признаны репрессированными или реабилитированными (ч. «в» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 НКУ);
  • которые были насильственно вывезены с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или оккупированных фашистской Германией и ее союзниками (ч. «г» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169 НКУ).

Представляется важным следующее существенное различие между налоговым законодательством России и Украины.

Из положений пп. 169.3.1 п. 169.3 ст. 169 НКУ можно сделать вывод, что при наличии нескольких оснований для получения НСЛ она предоставляется только по одному основанию, предусматривающему наибольший размер (за исключением НСЛ, установленной для многодетных родителей, которая суммируется с повышенной льготой на детей-инвалидов).

Пунктом 2 ст. 218 НК РФ предусмотрен иной порядок: налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, установленный пп. 1 и 2 п. 1 указанной статьи (3 000 или 500 руб. ежемесячно), предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Стандартный налоговый вычет на ребенка (детей) предоставляется независимо от предоставления выше­указанных вычетов.

Например, гражданин, принимавший в 1986 – 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения (первое основание), Герой Советского Союза (второе основание), имеющий на содержании несовершеннолетнего ребенка (третье основание), вправе претендовать на получение стандартных налоговых вычетов в размере 3 000 руб. (как ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС) и 1 400 руб. (как родитель ребенка) одновременно.

 


[1] Определения КС РФ от 14.05.2013 № 689‑О, от 15.05.2012 № 809‑О.

[2] Пункт 2 Определения КС РФ от 03.04.2009 № 480‑О-О.

[3] См., например, Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03‑04‑05/5-1021, Постановление ФАС УО от 29.10.2008 № Ф09-7923/08‑С2.

[4] Пункт 9 Пленума ВС Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.1992 № 9.

[5] Абзац 2 п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».

[6] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

[7] Федеральный закон от 24.04.2008 № 48‑ФЗ «Об опеке и попечительстве».

[8] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62‑ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

[9] Письма Минфина России от 15.01.2013 № 03‑04‑05/8–23, ФНС России от 15.05.2009 № 3‑5‑03/592. 


к. э. н., член Палаты
налоговых консультантов

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено