Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Изменения в налоговом законодательстве 2015

Обратите внимание на положения, касающиеся налога на прибыль, и актуальные в 2016 году в статье "Учетная политика по налогу на прибыль – 2016"

Оплата налога на прибыль: изменения.

 

 

В ноябре 2014 года было принято несколько федеральных законов, которые внесли ряд важных изменений в налоговое законодательство 2015 года (в положения ч. I НК РФ). Некоторые из этих поправок касаются всех налогоплательщиков, в том числе и организаций, обзянностью которых является оплата налога на прибыль. Одни из них вступили в силу в декабре ушедшего года, другие начали действовать в наступившем году. Кроме того, с 1 января 2015 года стали актуальными поправки, внесенные законодателем в налоговые нормы еще в 2013 году. Предлагаем вашему вниманию обзор основных изменений в налоговом законодательстве 2015 (в ч. I НК РФ).

 

 Изменения в налоговом законодательстве 2015 года.


Налоговая норма

Изменения (дополнения) в положениях нормы

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134‑ФЗ

Пункт 5.1 ст. 23 НК РФ

У некоторых налогоплательщиков появились новые обязанности. Так, лица, на которых НК РФ возложена обязанность подавать налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должны обеспечить получение от налоговых органов электронных документов, которые те используют при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Для подтверждения получения таких документов указанные лица обязаны передать налоговому органу через оператора электронного документооборота соответствующую квитанцию. На это отводится шесть рабочих дней со дня отправки налоговиками документов в электронном виде. Форма квитанции утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@

Пункт 3 ст. 76 НК РФ

Установлен пресекательный срок для вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, если налогоплательщик (налоговый агент) в течение 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока подачи налоговой декларации, не представил ее в налоговый орган. Этот срок составляет три года и исчисляется с момента истечения указанных 10 рабочих дней (пп. 1).

Введены новые основания для блокировки счетов в банке и переводов электронных денежных средств. Они распространяются на лиц, которые в соответствии с НК РФ должны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме. Налоговый орган вправе приостановить операции по счетам этих лиц в банке в случае неисполнения ими обязанности по передаче квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2)

Пункт 3.1 ст. 76 НК РФ

Установлен порядок отмены решения о приостановлении расчетных операций по банковским счетам и переводов электронных денежных средств, если это решение было принято налоговым органом вследствие неисполнения организацией обязанности подтверждения получения электронных документов из налоговой инспекции.

Разблокировка счетов и переводов производится налоговиками не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат:

  • днем передачи в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 23 НК РФ, организацией квитанции о приеме направленных налоговым органом электронных документов;
  • днем представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, – при направлении требования о представлении документов (пояснений);
  • днем явки представителя организации в налоговый орган – при направлении уведомления о вызове в налоговую инспекцию

 

Изменения в налоговом законодательстве 2015. Федеральный закон от 04.11.2014 № 347‑ФЗ

Статья 11.2 НК РФ

Вводится понятие «Личный кабинет налогоплательщика». Это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС в сети Интернет и ведение которого осуществляется данным ведомством в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством. В связи с этим соответствующие поправки внесены в ст. 23, 31, 32, 69, 78 – 80, 93 НК РФ, которые начнут действовать с 1 июля 2015 года

Пункт 2 ст. 45 НК РФ

Изменен порядок взыскания задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) с организаций, которым открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовых органах субъекта РФ или муниципального образования для учета операций по исполнению бюджета. К ним относятся бюджетные, казенные и автономные учреждения, с которых ранее недоимка взыскивалась исключительно в судебном порядке независимо от ее размера. Теперь взысканию через суд подлежит задолженность названных организаций за счет денежных средств, отраженных на их лицевых счетах, сумма которой превышает 5 млн руб. То есть, если недоимка меньше указанной величины или равна ей, взыскание производится во внесудебном порядке

Пункт 3.1 ст. 46 НК РФ

В данной норме закреплен порядок внесудебного (бесспорного) взыскания задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) с организаций, которым открыты лицевые счета

Федеральный закон от 04.11.2014 № 348‑ФЗ

Раздел V.2 НК РФ

 Часть I НК РФ пополнилась разд. V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».

Налоговый мониторинг представляет собой специальную форму налогового контроля, осуществляемого в виде электронного информационного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиками, которые удовлетворяют условиям, прописанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Согласно данной норме организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если за предшествующий календарный год совокупная сумма подлежащих уплате в бюджет налогов (НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ) составляет не менее 300 млн руб., а суммарный объем доходов и совокупная стоимость активов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, – не менее 3 млрд руб.

В период проведения налогового мониторинга инспекторы по выбору налогоплательщика получают доступ либо к электронным документам (информации) организации, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, либо к ее информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация) (п. 6 ст. 105.26 НК РФ). Для этого каждый налогоплательщик утверждает регламент информационного взаимодействия с налоговым органом.

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения не позднее
1 июля
 года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг. Порядок подачи такого заявления, а также его рассмотрения налоговым органом установлен в ст. 105.27 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг начинается
с 1 января года, за который он проводится, и заканчивается 1 октября следующего года. При этом мониторинг может быть досрочно прекращен. Основания для этого установлены в ст. 105.28 НК РФ.

Порядок осуществления налогового мониторинга прописан в ст. 105.29 НК РФ. Он проводится по месту нахождения налогового органа его должностными лицами. При выявлении определенных противоречий и несоответствий проверяющие известят об этом организацию и потребуют представить необходимые пояснения или внести исправления в налоговую отчетность. Кроме того, налоговый орган вправе истребовать у организации документы (информацию).

В случае установления фактов, свидетельствующих о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

В то же время организация вправе сама запросить у налогового органа мотивированное мнение, если у нее имеются сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов (п. 4 ст. 105.30 НК РФ).

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции проверяющих в налоговом учете, отчетности или иным способом (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

Согласно п. 8 ст. 105.30 НК РФ в случае несогласия с мотивированным мнением налогового органа организация может подать на него разногласия. Эти разногласия вместе со всеми имеющимися материалами налогового мониторинга направляются в ФНС для инициирования взаимосогласительной процедуры, порядок проведения которой закреплен в ст. 105.31 НК РФ

Пункт 8 ст. 75 НК РФ

На сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, пени не начисляются, но при условии, что данное мнение основано на полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)

Пункт 1.1 ст. 88 НК РФ

Налоговые декларации (расчеты) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камерально не проверяются, за исключением случаев, когда:

  • декларация (расчет) подана позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который осуществляется налоговый мониторинг;
  • в декларации по НДС или по акцизам заявлено право на возмещение налога;
  • представлена уточненная декларация (расчет), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной отчетностью;
  • налоговый мониторинг досрочно прекращен

Пункт 5.1 ст. 89 НК РФ

Налоговый орган не вправе проводить выездную проверку за период, подвергшийся налоговому мониторингу, за исключением случаев, когда:

  • выездная проверка осуществляется вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • налоговый мониторинг досрочно прекращен;
  • организация не выполнила мотивированное мнение налогового органа;
  • представлена уточненная декларация (расчет) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной отчетностью

Пункт 5 ст. 93 НК РФ

В процессе налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция не вправе, в частности, истребовать у проверяемого лица документы, представленные им в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга

Подпункт 3 п. 1 ст. 111 НК РФ

Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, при условии, что данное мнение основано на полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)

Изменения в налоговом законодательстве 2015. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376‑ФЗ

Подпункт 2 п. 2 ст. 23 НК РФ

Введено условие, при котором организация обязана уведомить налоговый орган о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и ООО). Сделать это нужно, если доля прямого участия превышает 10%. Ранее данная обязанность не зависела от величины указанной доли

Глава 3.4 НК РФ

В часть I НК РФ введена гл. 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица».

В силу п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой считается иностранная компания, если она не признается налоговым резидентом РФ, а контролирующими ее лицами являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

При этом контролирующее лицо иностранной компании – это физическое или юридическое лицо, доля участия которого в ней составляет либо более 25%, либо более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

В пункте 7 указанной статьи приведен перечень условий, при наличии хотя бы одного из которых прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения (например, если эта компания является некоммерческой организацией, которая не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами; образована в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС; находится на территории государства, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и т. д.).

Согласно ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые резидентами РФ обязаны сообщать в налоговые органы об участии в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами. Данная обязанность закреплена также в п. 3.1, которым дополнена ст. 23 НК РФ.

Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении прописан в ст. 25.15 НК РФ. В пункте 1 данной нормы установлен алгоритм определения суммы прибыли (убытка) этой компании, которая рассчитывается в соответствии со ст. 309.1 НК РФ.

По общему правилу, закрепленному в п. 7 ст. 25.15 НК РФ, прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу, если ее величина превысила 10 млн руб. Однако п. 2 ст. 3 Федерального закона № 376‑ФЗ установлен переходный период. Так, в 2015 и 2016 годах оплата налога на прибыль (или НДФЛ) следующая: таким налогом будет облагаться прибыль контролируемых иностранных организаций, если она составит за год более 50 млн руб. и 30 млн руб. соответственно.

В силу п. 5 ст. 25.15 НК РФ налогоплательщик – контролирующее лицо представляет декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании. При этом к декларации прилагается финансовая отчетность данной компании (в случае ее отсутствия – иные документы), а также аудиторское заключение по этой отчетности (если проведение аудита обязательно)

Пункт 2 ст. 88 НК РФ

Установлены особенности проведения камеральной проверки в отношении налогоплательщика – контролирующего лица иностранной организации. Если такой налогоплательщик не представит соответствующую декларацию в предусмотренный срок, налоговый орган вправе провести камеральную проверку на основе имеющихся у него документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. На проведение проверки инспекторам отведено три месяца со дня истечения срока представления названной декларации.

Если до окончания камеральной проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком все-таки будет представлена декларация, первая камеральная проверка прекращается и начинается новая, но уже на основе отчетности, поданной налогоплательщиком – контролирующим лицом иностранной организации

Пункт 1.1 ст. 126 НК РФ

Установлена ответственность контролирующего лица иностранной организации за непредставление налоговому органу документов, предусмотренных п. 5 ст. 25.15 НК РФ. Уклонение данного лица от представления имеющихся у него документов либо их представление с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб.

Статья 129.5 НК РФ

Установлена ответственность контролирующего лица за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.

Такие действия влекут, в частности, взыскание штрафа в размере 20% суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по оплате налога на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками-организациями, но не менее 100 000 руб.

Статья 129.6 НК РФ

Установлена ответственность контролирующего лица за неправомерное непредставление в предусмотренный срок (представление с недостоверными сведениями) уведомления:

  • о контролируемых иностранных компаниях – штраф в размере 100 000 руб. по каждой контролируемой компании (п. 1);
  • об участии в иностранных организациях – штраф в сумме 50 000 руб. в отношении каждой такой организации (п. 2)

Федеральный закон от 29.11.2014 № 379‑ФЗ

Пункт 6 ст. 25.2 НК РФ

Дополнен перечень организаций, которые не могут быть участниками КГН. Это организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны (пп. 14). Федеральным законом от 29.11.2014 № 377‑ФЗ таковой признана территория Республики Крым и города федерального значения Севастополь

Подпункт 5
п. 2 ст. 105.14 НК РФ

Уточнены обстоятельства, при наличии которых сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой, если местом регистрации либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по этой сделке является РФ.

Ранее такая сделка считалась контролируемой, если одна из ее сторон имела статус резидента особой экономической зоны, в которой установлен льготный режим налогообложения по оплате налога на прибыль, тогда как другая сторона такого статуса не имела. Теперь эта норма распространяется и на участников свободной экономической зоны

Изменения в налоговом законодательстве 2015. Федеральный закон от 29.11.2014 № 382‑ФЗ

Статья 15 НК РФ

Введен новый вид местного сбора – торговый. Его плательщиками в соответствии с положениями гл. 33 НК РФ являются организации, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (объектов осуществления торговли).

Согласно НК РФ данный сбор может быть введен в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, но не ранее 1 июля 2015 года. На иных территориях торговый сбор вводится только после принятия соответствующего федерального закона

Пункт 1 ст. 102 НК РФ

Пополнен перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну. Теперь к ним относятся сведения, предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, полученной от плательщиков местных сборов, для расчета этих сборов, а также о суммах недоимки по ним.

 

 

В заключение очень коротко расскажем об изменениях в ч. I НК РФ, которые в соответствии с Федеральным законом № 347‑ФЗ начали действовать с 05.12.2014.

 

Налоговая норма

Изменения (дополнения) в положениях нормы

Пункт 4 ст. 31 НК РФ

В данной норме разъяснено, при каких обстоятельствах электронный документ налогового органа, передаваемый по ТКС, становится равнозначным бумажному документу, подписанному собственноручной подписью должностного лица налоговой инспекции. Для этого документ в электронной форме должен быть подписан автоматически созданной электронной подписью налогового органа.

Подпункт 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ

Добавлены основания для признания недоимки налогоплательщиков безнадежной для взыскания. Теперь это возможно при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в случае:

  • возврата судом заявления о признании должника банкротом;
  • прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В подпункте 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ прописаны условия применения данных оснований для признания долга налогоплательщика безнадежным к взысканию

Пункт 12 ст. 76 НК РФ

Если налоговый орган приостановил операции по банковским счетам организации и переводы ее электронных денежных средств, банки не вправе открывать этой организации не только новые счета, но и вклады или депозиты

Пункт 4 ст. 101 и п. 7 ст. 101.4 НК РФ

При рассмотрении материалов налоговой проверки и результатов проверки соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах налоговики должны вести протокол

Пункт 2 ст. 126 НК РФ

Уточнены составы налоговых нарушений, ответственность за которые установлена п. 2 ст. 126 НК РФ. Новая редакция данной нормы позволяет применять санкции к лицам, которые не представили соответствующие сведения о налогоплательщике в установленный срок. 

Размер штрафа остался прежним: для организаций и индивидуальных предпринимателей – 10 000 руб., для физических лиц – 1 000 руб.

 

 


эксперт журнала
«Налог на прибыль: учет доходов и расходов», №1, январь, 2015 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено