Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Оплата труда

7

6 июля 2017 г.

Комментарий к ПИСЬМу МИНФИНА РФ ОТ 09.06.2017 № 03 15 0536277

Автор С. В. Манохова

На страницах журнала мы неоднократно приводили мнение судей по поводу алгоритма исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения (см. Постановление КС РФ от 30.11.2016 № 27‑П, Определение ВС РФ от 04.04.2017 № 301‑КГ16-16732 и комментарии к ним, размещенные в журналах № 2, 5, 2017). В частности, по мнению арбитров, ИП, как до 2017 года, так и после (ввиду прямого указания налогового законодательства), при исчислении страховых взносов за себя вправе полученные доходы уменьшить на величину расходов.

После появления названного выше постановления КС РФ и другие предприниматели (в частности, применяющие УСНО) задались вопросом: вправе ли они рассчитывать размер дохода в целях исчисления страховых взносов аналогичным образом (то есть могут ли они полученный доход уменьшать на сумму понесенных и документально подтвержденных доходов)? На этот счет появилось два противоположных мнения.

 

Алгоритм исчисления страховых взносов в 2017 году:

Положениями пп. 1 ст. 419 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для ИП исходя из их дохода, который заключается в следующем:

  • если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. – размер определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ;
  • если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб. – размер определяется как произведение МРОТ, установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов, плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов.

 

Мнение арбитров.

 

Вопрос о том, вправе ли предприниматели-«упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении базы для исчисления страховых взносов уменьшать полученные доходы на сумму понесенных расходов, уже дважды рассматривался на уровне ВС РФ (см. определения от 13.06.2017 № 306‑КГ17-423 по делу № А12-23593/2016, от 18.04.2017 № 304‑КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016). В обоих этих спорах арбитры поддержали налогоплательщиков. В частности, они указали:

 


Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налого­обложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», Судебная коллегия полагает, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27‑П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.


 

То есть, по мнению судей ВС РФ, предприниматели-«упрощенцы» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») вправе уменьшить полученные ими доходы на сумму расходов.

Справедливости ради отметим, что оба этих судебных решения приняты по событиям прошлых лет (проверяемый период – 2014 год). То есть судьи оперировали положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212‑ФЗ), утратившего с 01.01.2017 силу.

 

Мнение чиновников.

 

Чиновники в корне не согласны с позицией, приведенной выше (см. Письмо от 09.06.2017 № 03‑15‑05/36277). В данном письме они указали: поскольку вышеупомянутые определения ВС РФ приняты в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Законом № 212‑ФЗ, действовавшим до 01.01.2017, в настоящее время на них ссылаться неправомерно.

Вывод чиновников такой:

 


В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСНО, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.


 

 

Делаем выводы.

 

Если доход индивидуального предпринимателя (независимо от применяемой системы налогообложения) в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой ИП, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает за свое страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины. Это общее правило. А вот алгоритм определения величины дохода вызывает споры (напомним, что он зависит от применяемой ИП системы налогообложения).

Приведем в таблице формулировки из утратившего силу Закона № 212‑ФЗ и действующего сегодня НК РФ.

 

Алгоритм определения дохода в целях исчисления ИП страховых взносов

Пункт 3 ч. 8 ст. 14 Закона 212‑ФЗ

Подпункт 3 п. 9 ст. 430 НК РФ

Для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, – в соответствии со ст. 346.15 НК РФ

Для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, – в соответствии со ст. 346.15 НК РФ

 

Как видно из приведенной выше таблицы, формулировки законодательства абсолютно идентичны. Отсюда делаем вывод: скорее всего, арбитры и впредь (то есть при проведении налоговых проверок за период после 01.01.2017) будут придерживаться позиции, что предприниматели-«упрощенцы» при определении величины дохода в целях исчисления страховых взносов вправе уменьшить полученные доходы на величину понесенных расходов.

При этом официальная позиция контролирующих органов иная. Что ж, будем следить за развитием событий. 

На страницах журнала мы неоднократно приводили мнение судей по поводу алгоритма исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения (см. Постановление КС РФ от 30.11.2016 № 27‑П, Определение ВС РФ от 04.04.2017 № 301‑КГ16-16732 и комментарии к ним, размещенные в журналах № 2, 5, 2017). В частности, по мнению арбитров, ИП, как до 2017 года, так и после (ввиду прямого указания налогового законодательства), при исчислении страховых взносов за себя вправе полученные доходы уменьшить на величину расходов.

После появления названного выше постановления КС РФ и другие предприниматели (в частности, применяющие УСНО) задались вопросом: вправе ли они рассчитывать размер дохода в целях исчисления страховых взносов аналогичным образом (то есть могут ли они полученный доход уменьшать на сумму понесенных и документально подтвержденных доходов)? На этот счет появилось два противоположных мнения.

 

Алгоритм исчисления страховых взносов в 2017 году

Положениями пп. 1 ст. 419 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для ИП исходя из их дохода, который заключается в следующем:

– если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. – размер определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ;

– если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб. – размер определяется как произведение МРОТ, установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов, плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов.

Мнение арбитров

Вопрос о том, вправе ли предприниматели-«упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении базы для исчисления страховых взносов уменьшать полученные доходы на сумму понесенных расходов, уже дважды рассматривался на уровне ВС РФ (см. определения от 13.06.2017 № 306‑КГ17-423 по делу № А12-23593/2016, от 18.04.2017 № 304‑КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016). В обоих этих спорах арбитры поддержали налогоплательщиков. В частности, они указали:

 

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налого­обложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», Судебная коллегия полагает, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27‑П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

 

То есть, по мнению судей ВС РФ, предприниматели-«упрощенцы» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») вправе уменьшить полученные ими доходы на сумму расходов.

Справедливости ради отметим, что оба этих судебных решения приняты по событиям прошлых лет (проверяемый период – 2014 год). То есть судьи оперировали положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212‑ФЗ), утратившего с 01.01.2017 силу.

Мнение чиновников

Чиновники в корне не согласны с позицией, приведенной выше (см. Письмо от 09.06.2017 № 03‑15‑05/36277). В данном письме они указали: поскольку вышеупомянутые определения ВС РФ приняты в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Законом № 212‑ФЗ, действовавшим до 01.01.2017, в настоящее время на них ссылаться неправомерно.

Вывод чиновников такой:

 

В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСНО, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.

 

Делаем выводы

Если доход индивидуального предпринимателя (независимо от применяемой системы налогообложения) в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой ИП, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает за свое страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины. Это общее правило. А вот алгоритм определения величины дохода вызывает споры (напомним, что он зависит от применяемой ИП системы налогообложения).

Приведем в таблице формулировки из утратившего силу Закона № 212‑ФЗ и действующего сегодня НК РФ.

Алгоритм определения дохода в целях исчисления ИП страховых взносов

Пункт 3 ч. 8 ст. 14 Закона 212‑ФЗ

Подпункт 3 п. 9 ст. 430 НК РФ

Для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, – в соответствии со ст. 346.15 НК РФ

Для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, – в соответствии со ст. 346.15 НК РФ

 

Как видно из приведенной выше таблицы, формулировки законодательства абсолютно идентичны. Отсюда делаем вывод: скорее всего, арбитры и впредь (то есть при проведении налоговых проверок за период после 01.01.2017) будут придерживаться позиции, что предприниматели-«упрощенцы» при определении величины дохода в целях исчисления страховых взносов вправе уменьшить полученные доходы на величину понесенных расходов.

При этом официальная позиция контролирующих органов иная. Что ж, будем следить за развитием событий.На страницах журнала мы неоднократно приводили мнение судей по поводу алгоритма исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения (см. Постановление КС РФ от 30.11.2016 № 27‑П, Определение ВС РФ от 04.04.2017 № 301‑КГ16-16732 и комментарии к ним, размещенные в журналах № 2, 5, 2017). В частности, по мнению арбитров, ИП, как до 2017 года, так и после (ввиду прямого указания налогового законодательства), при исчислении страховых взносов за себя вправе полученные доходы уменьшить на величину расходов.

После появления названного выше постановления КС РФ и другие предприниматели (в частности, применяющие УСНО) задались вопросом: вправе ли они рассчитывать размер дохода в целях исчисления страховых взносов аналогичным образом (то есть могут ли они полученный доход уменьшать на сумму понесенных и документально подтвержденных доходов)? На этот счет появилось два противоположных мнения.

 

Алгоритм исчисления страховых взносов в 2017 году

Положениями пп. 1 ст. 419 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для ИП исходя из их дохода, который заключается в следующем:

– если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. – размер определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ;

– если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб. – размер определяется как произведение МРОТ, установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов, плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов.

Мнение арбитров

Вопрос о том, вправе ли предприниматели-«упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении базы для исчисления страховых взносов уменьшать полученные доходы на сумму понесенных расходов, уже дважды рассматривался на уровне ВС РФ (см. определения от 13.06.2017 № 306‑КГ17-423 по делу № А12-23593/2016, от 18.04.2017 № 304‑КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016). В обоих этих спорах арбитры поддержали налогоплательщиков. В частности, они указали:

 

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налого­обложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», Судебная коллегия полагает, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27‑П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

 

То есть, по мнению судей ВС РФ, предприниматели-«упрощенцы» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») вправе уменьшить полученные ими доходы на сумму расходов.

Справедливости ради отметим, что оба этих судебных решения приняты по событиям прошлых лет (проверяемый период – 2014 год). То есть судьи оперировали положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212‑ФЗ), утратившего с 01.01.2017 силу.

Мнение чиновников

Чиновники в корне не согласны с позицией, приведенной выше (см. Письмо от 09.06.2017 № 03‑15‑05/36277). В данном письме они указали: поскольку вышеупомянутые определения ВС РФ приняты в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Законом № 212‑ФЗ, действовавшим до 01.01.2017, в настоящее время на них ссылаться неправомерно.

Вывод чиновников такой:

 

В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСНО, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.

 

Делаем выводы

Если доход индивидуального предпринимателя (независимо от применяемой системы налогообложения) в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой ИП, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает за свое страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины. Это общее правило. А вот алгоритм определения величины дохода вызывает споры (напомним, что он зависит от применяемой ИП системы налогообложения).

Приведем в таблице формулировки из утратившего силу Закона № 212‑ФЗ и действующего сегодня НК РФ.

Алгоритм определения дохода в целях исчисления ИП страховых взносов

Пункт 3 ч. 8 ст. 14 Закона 212‑ФЗ

Подпункт 3 п. 9 ст. 430 НК РФ

Для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, – в соответствии со ст. 346.15 НК РФ

Для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, – в соответствии со ст. 346.15 НК РФ

 

Как видно из приведенной выше таблицы, формулировки законодательства абсолютно идентичны. Отсюда делаем вывод: скорее всего, арбитры и впредь (то есть при проведении налоговых проверок за период после 01.01.2017) будут придерживаться позиции, что предприниматели-«упрощенцы» при определении величины дохода в целях исчисления страховых взносов вправе уменьшить полученные доходы на величину понесенных расходов.

При этом официальная позиция контролирующих органов иная. Что ж, будем следить за развитием событий. 

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено