Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Бухгалтер Крыма

1

2 февраля 2016 г.

Что нужно знать о налоге на имущество бухгалтеру унитарного предприятия Крыма?

Автор С. В. Булаев

Об объекте налогообложения, налоговой базе, льготах, основаниях, по которым не облагается налогом движимое имуществ, читайте в статье.

Прежде всего – данный налог является региональным и именно правовые акты республики Крым и города Севастополя определяют элементы «имущественного» налогообложения. При этом базовыми являются все же нормы правовых актов федерального уровня, таких как Налоговый кодекс. Как раз с применением его норм связано больше всего вопросов бухгалтеров. Ответим на них в статье.

 

Разграничиваем федерального и регионального законодателя


Начнем с того, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ). При установлении региональных налогов органами власти определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным законодателем (абз. 3 п. 3 ст. 12 НК РФ).

 

Применительно к налогу на имущество Законом Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 и Законом города Севастополя от 26.11.2014 № 80-ЗС определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне), а также основания для их использования налогоплательщиками. Все остальные элементы налогообложения установлены нормами гл. 30 НК РФ: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, порядок и особенности ее определения, налоговый период, особенности исчисления и уплаты налога в отдельных ситуациях, налоговая отчетность (декларация).

В указанных региональных законах, а также в гл. 30 НК РФ нет специфических норм, касающихся унитарных предприятий. Однако это не означает, что у таких предприятий нет особенностей исчисления и уплаты налога на имущество. И сложности возникают в первую очередь при применении базовых норм федерального законодателя.

 

Объект налогообложения

 

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Такой порядок утвержден ПБУ 6/01 «Учет основных средств»[1], а также действующими в его исполнение Методическими указаниями по учету ОС[2]. Из данных нормативных актов следует, что имущество, находящееся у унитарного предприятия на праве хозяйственно­го ведения, учитывается на его балансе в составе основных средств.

Для объектов недвижимого имущества предусмотрена государственная регистрация. Так, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты. Возникает вопрос: является ли имущество унитарного предприятия до государственной регистрации права хозяйственного ведения объектом налогообложения?

Обратимся к Письму Минфина России от 25.11.2015 № 03‑05‑04‑01/68419. Исходя из положений нормативных правовых актов (указаны выше) принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства не связано с государственной регистрацией прав собственности на него, в связи с чем объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению с даты постановки их на баланс организации в качестве ОС. Имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником, принимается на баланс предприятия на дату подписания акта приема-передачи этого имущества. Именно в этот момент можно считать выполненными все условия включения имущества в состав ОС, предусмотренные ПБУ 6/01.

Согласно Информации УФНС России по Республике Крым от 24.08.2015 в случае отсутствия государственной регистрации на объекты недвижимого имущества такие объекты не учитываются в составе основных средств. Однако этот вывод касается исключительно государственных (муниципальных) учреждений, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления. Данные учреждения при ведении бухгалтерского учета руководствуются так называемой «бюджетной» инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

В ней сказано, что принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих такую регистрацию. Поэтому передача недвижимого имущества в оперативное управление возможна только после государственной регистрации. До этого момента объект федерального имущества является объектом, составляющим казну РФ, и, соответственно, не является объектом бюджетного учета в составе ОС.

К унитарным предприятиям указанное разъяснение крымских налоговиков не имеет отношения, так как у них имущество числится на ином праве и руководствуются они не «бюджетной» инструкцией, а коммерческими ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по учету ОС, согласно которым факт государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество не играет роли при принятии его к учету в составе ОС.

Возникает еще один нюанс. В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Речь идет о недвижимости, находящейся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. Для такого имущества порядок постановки на налоговый учет утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н. Он предполагает, что налоговики ставят на учет налогоплательщика на основании сведений из органов регистрации недвижимости. Раз так, то у налоговых органов отсутствуют основания для постановки на учет организации по месту нахождения имущества, право на которое не зарегистрировано в установленном порядке. Сказанное в полной мере можно применить к имуществу государственных учреждений, полученному на праве оперативного управления.

Что касается постановки на учет в налоговом органе имущества унитарных предприятий до его госрегистрации – компромисс найден ФНС, ее позиция изложена в Письме от 13.11.2013 № БС-4-11/20409. При возникновении у предприятия обязанности по уплате налога в отношении облагаемого недвижимого имущества до завершения процедуры государственной регистрации прав на него предприятию можно порекомендовать в целях учета имущества в налоговом органе по месту его нахождения подать в данный налоговый орган в произвольной форме заявление об учете с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на государственную регистрацию прав на это имущество.

Налоговый орган проведет процедуру учета предприятия по месту нахождения недвижимости с присвоением отдельного КПП. При поступлении в последующем сведений от органов Росреестра о государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке. Обращаем внимание еще раз: такую инициативу налогоплательщику нужно проявить в отношении недвижимости, находящейся вне места нахождения предприятия или его обособленных подразделений, которые также поставлены на учет и исполняют обязанности по уплате налога.

 

Налоговая база

 

Уже несколько лет есть два варианта оценки налоговой базы: традиционный – исходя из среднегодовой стоимости облагаемого объекта по данным бухгалтерского учета, и специфический – исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Причем раньше «кадастровый» порядок налогообложения был установлен пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ по отношению к собственникам облагаемой недвижимости. Поэтому к объектам, закрепленным за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, применялся общеустановленный гл. 30 НК РФ порядок оценки налоговой базы по среднегодовой стоимости имущества (Письмо Минфина России от 04.06.2015 № 03‑05‑05‑01/32447).

С 2016 года данный «недочет» устранен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ, которым обновлен пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ. Согласно действующей редакции объект недвижимого имущества подлежит «кадастровому» имущественному налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения. Кстати, на это новшество указано в приведенном выше разъяснении финансового ведомства, которое вряд ли порадует унитарные предприятия возможным усложнением и увеличением налогового бремени.

Налоговая база оценивается по кадастровой стоимости по следующим объектам:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Конкретный перечень облагаемых по «кадастровым» правилам объектов определяется региональными властями. Объекты, теоретически подпадающие под кадастровое налогообложение, но не включенные местными властями в перечни, облагаются налогом на имущество в привычном порядке, то есть исходя из среднегодовой стоимости (Письмо Минфина России от 20.01.2015 № 03‑05‑04‑01/1246).

Могут ли быть у унитарных предприятий Крыма перечисленные объекты? Почему нет?.. Объекты общественного питания и бытового обслуживания вполне могут присутствовать на таких предприятиях. Правда, назначение нежилых помещений должно преду­сматривать размещение данных объектов. Если же производственное предприятие сдает из своего здания управления часть помещений под офисы, то это вовсе не означает, что оно должно применять «кадастровый» порядок налогообложения. Это подтверждает Определение ВС РФ от 15.07.2015 № 5-АПГ15-32.

Как указано судом, здание производственного и административного назначения составляет инфраструктуру любого промышленного предприятия и входящих в состав единых производственных комплексов, включающих в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения, в том числе вспомогательные постройки. Все это не подпадает под критерии, установленные положениями ст. 378.2 НК РФ для высокодоходных административно-деловых центров или торговых центров (комплексов).

Кстати, если все же унитарное предприятие имеет высокодоходные объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в порядке применения ст. 378.2 НК РФ, то региональные власти не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяют на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, по которым налог исчисляется исходя из кадастровой оценки. На основании изложенного финансисты в Письме от 25.11.2015 № 03‑05‑04‑01/68419 признают плательщиками налога с высокодоходных объектов их собственников независимо от учета данных активов в качестве ОС организацией-балансодержателем и отсутствия государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, приобретенного по сделке купли-продажи. Сказанное вполне применимо к унитарным предприятиям, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения.

 

На каком основании не облагается движимое имущество?

 

Оказывается, таких оснований в налоговом законодательстве несколько.

Так, с 2015 года согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС[3]. Причем обозначенной нормой не установлено ограничений касательно даты постановки на учет названного движимого имущества в качестве основных средств. В Письме от 07.08.2015 № БС-4-11/13906@ ФНС отмечает, что в декларации по налогу на имущество есть место не только для указания сведений об остаточной стоимости основных средств, признаваемых объектом налого­обложения, но и для отражения среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества.

Здесь речь идет именно о льготируемом имуществе. В Письме Минфина России от 11.11.2015 № 03‑05‑05‑01/64856, в частности, указано: также с 2015 года п. 25 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения организации в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве объектов ОС, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Следует понимать, что из двух перечисленных оснований для исключения из расчета налога движимого имущества норма пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ считается более весомой, чем положения п. 25 ст. 381 НК РФ, касающиеся льготы для движимого имущества. Однако вместе они выводят из-под «имущественного» налогообложения большинство объектов движимого имущества, учитываемого в составе основных средств. Возникает вопрос: что может являться таким имуществом?

В первую очередь это различное оборудование, которое работает годами и на протяжении своего срока эксплуатации амортизируется. Нередко оборудование требует монтажа, в связи с чем оно сначала отражается в качестве вложений во внеоборотные активы и только после монтажа переводится в состав ОС. Но с самого начала указанная льгота по движимому имуществу, приобретенному у лица, не признаваемого взаимозависимым, применяется независимо от того, каким лицом (взаимозависимым или невзаимозависимым) производился монтаж оборудования и у какого лица приобретались комплектующие. То есть монтаж имущества не должен влиять на применение преференции (Письмо Минфина России от 03.11.2015 № 03‑05‑05‑01/63472).

 

Льготы по налогу на имущество

 

Данные льготы могут устанавливаться как федеральным, так и региональным законодателем. Одна из льгот, прописанная в НК РФ и интересная унитарным предприятиям Крыма, освобождает от расчета налога на имущество организации в отношении вновь вводимых объектов (п. 21 ст. 381 НК РФ), имеющих высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем таких объектов, утвержденным Правительством РФ. Не так давно этот перечень был обновлен Постановлением от 17.06.2015 № 600. Документ применяется с 30.06.2015 и распространяется на вновь введенные объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, если не истек трехлетний срок со дня постановки их на учет. (В противном случае льгота не применяется.) Вместе с тем в отношении таких объектов, указанных в ранее действующем Постановлении от 16.04.2012 № 308 (поставленных на учет до 30.06.2015), льгота по п. 21 ст. 381 НК РФ сохраняется, если не истек трехлетний срок со дня постановки объектов на учет (Письмо Минфина России от 09.11.2015 № 03‑05‑05‑01/64396).

Дополнительно к этому в разъяснении сказано, что, помимо льгот федерального уровня, налогоплательщику следует поинтересоваться преференциями, установленными на региональном уровне. В силу п. 2 ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. В частности, согласно Закону Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 от уплаты налога на имущество освобождаются:

  • организации, являющиеся собственниками (балансодержателями) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым и (или) местных бюджетов на основании бюджетной сметы или в виде субсидий;
  • имущественные и санаторно-курортные комплексы, согласно перечню, утверждаемому Советом министров Республики Крым, на период до подписания инвестиционных договоров в соответствии с законодательством Республики Крым, но не позднее 01.01.2016.

Отдельные унитарные предприятия вполне могут претендовать на указанные региональные льготы, которые предоставляются налогоплательщикам, при условии направления в налоговые органы документов, подтверждающих право на льготы. Ведь обязанность по представлению в налоговые органы документальных доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для использования налоговой льготы, возлагается на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах[4].

 

* * *

 

Итак, государственные и муниципальные предприятия Крыма являются плательщиками налога на имущество по объектам основных средств, находящимся на праве хозяйственного ведения. Отсутствие государственной регистрации указанного права на облагаемые объекты недвижимости не освобождает фактических владельцев недвижимости от налоговой обязанности, чего нельзя сказать о государственных (муниципальных) учреждениях, владеющих имуществом на праве оперативного управления. С 2016 года унитарные предприятия могут определять налоговую базу исходя не только из бухгалтерской, но также из кадастровой стоимости объекта налогообложения, однако более вероятна традиционная оценка налоговой базы. Специфический порядок налогообложения предусмотрен для высокодоходной коммерческой недвижимости, а не для производственных и социальных объектов унитарных предприятий.



[1] Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

[2] Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

[3] Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[4] Постановление АС ЗСО от 14.10.2015 № Ф04-25041/2015.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено