Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Жилищно-коммунальное хозяйство

10

6 октября 2017 г.

ПОЛУЧЕНА СУБСИДИЯ НА ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ.

Автор М. О. Денисова

Управляющая компания (применяет УСНО) получила субсидию из местного бюджета на текущий ремонт обслуживаемых ею домов. Субсидия признана в качестве налогооблагаемого дохода. Для выполнения работ за счет субсидии УК привлекла стороннюю организацию (компанию С). При этом в рамках управления домами УК имеет рамочный подрядный договор с компанией В, содержание которого аналогично содержанию договора с компанией С. Может ли УК признать в составе расходов стоимость работ компании С, уже имея договор подряда с компанией В? Если да, то как это повлияет на сумму единого налога и какие налоговые риски несет УК?

Управляющая компания (применяет УСНО) получила субсидию из местного бюджета на текущий ремонт обслуживаемых ею домов. Субсидия признана в качестве налогооблагаемого дохода. Для выполнения работ за счет субсидии УК привлекла стороннюю организацию (компанию С). При этом в рамках управления домами УК имеет рамочный подрядный договор с компанией В, содержание которого аналогично содержанию договора с компанией С. Может ли УК признать в составе расходов стоимость работ компании С, уже имея договор подряда с компанией В? Если да, то как это повлияет на сумму единого налога и какие налоговые риски несет УК?

 

 

О возможности признания расходов.

 

 

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В целях применения гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением тех расходов, которые названы в ст. 270 НК РФ). При применении УСНО расходы (в соответствии с закрытым перечнем) также признаются при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Таким образом, чтобы расходы были правомерно признаны для целей налогообложения, они должны быть:

  • обоснованы (экономически оправданы);
  • подтверждены документами;
  • реально произведены;
  • не названы в ст. 270 НК РФ.

Экономическим обоснованием расходов может служить потребность МКД в текущем ремонте, зафиксированная в актах осмотра общего имущества, протоколах общих собраний собственников, на которых обсуждались и принимались решения о проведении текущего ремонта (конкретных работ), и т. д.

Документальным подтверждением расходов являются первичные документы (ст. 313 НК РФ). В данном случае это акты о приеме выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).

Реальность произведенных расходов и выполнение работ именно компанией С (в случае появления соответствующих подозрений при проведении налоговой проверки) подтверждаются путем предоставления общедоступных сведений о ней, имеющихся в ЕГРЮЛ, а также информации об осуществляемых компанией С видах деятельности, наличии у нее допуска к выполнению работ определенной сложности и соответствующего персонала. Кроме того, подтвердить реальность взаимоотношений с компанией С помогут деловая переписка должностных лиц (от имени заказчика и исполнителя), совместные комиссии, созданные для передачи результатов работ собственникам помещений в МКД, и т. д. Чем больше косвенных подтверждений участия компании С в проведении работ по текущему ремонту МКД будет задокументировано, тем выше шансы заказчика подтвердить реальность выполнения спорных работ и их реального исполнителя.

Из сказанного следует, что УК вправе включить в состав расходов для налогообложения стоимость текущего ремонта МКД, выполненного компанией С, притом что УК имеет заключенный с компанией В для обслуживания жилого фонда договор подряда. Один лишь факт наличия договора на проведение аналогичных работ не дает оснований утверждать, что текущий ремонт должна выполнять исключительно компания В и что только в ее исполнении работы (а соответственно, и расходы) будут считаться экономически оправданными.

 

 

О расчете налога и налоговых рисках.

 

 

Математически финансовый результат от получения субсидии и ее использования будет равен нулю (при условии, что стоимость работ по текущему ремонту эквивалентна сумме полученных бюджетных средств). При этом нужно помнить, что операции по получению субсидии и ее расходованию обособляются в целях налогообложения, только если полученная субсидия отвечает признакам целевого финансирования и, следовательно, не подлежит включению в состав доходов организации (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Обособление достигается путем ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В описанной ситуации ведение раздельного учета не требуется, равно как не требуется отдельный расчет налога с сумм полученной субсидии за вычетом понесенных за счет нее расходов, поэтому база по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, рассчитывается исходя из общих правил, установленных в ст. 346.18 НК РФ.

Относительно имеющихся налоговых рисков на стороне УК следует отметить, что они могут быть предопределены привлечением второго подрядчика (компании С) к выполнению работ при наличии уже устоявшихся отношений с другой аналогичной организацией (компанией В). Поэтому УК должна провести самостоятельную оценку имеющихся налоговых рисков, руководствуясь:

  • общедоступными критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (утверждены Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@);
  • признаками, свидетельствующими о применении схемы дробления бизнеса (сформулированы в Письме ФНС РФ от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@).

 

 

* * *

 

 

Наличие взаимоотношений с несколькими аналогичными по роду деятельности компаниями еще не означает недобросовестность УК. Однако это повод для более тщательной проверки операций, совершаемых УК с данными контрагентами. Цель такой проверки – исключение действий УК по получению необоснованной налоговой выгоды. Поэтому лучше заранее подготовить доказательную базу в подтверждение реальности совершенных сделок.  

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено