Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Руководитель автономного учреждения

2

15 февраля 2016 г.

Профессиональные стандарты в сфере закупок

Автор К. Г. Чагин

С июля 2016 года применение профстандартов может стать обязательным для учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к деятельности возглавляемых ими учреждений (например, определяют требования к сотрудникам по закупкам).

К. Г. Чагин

консультант по социальной политике Института экономики города

 

С июля текущего года применение профессиональных стандартов может стать обязательным для государственных и муниципальных учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к сфере деятельности возглавляемых ими учреждений. В то же время большинству АУ полезно изучить стандарты, определяющие требования к сотрудникам по закупкам.

 

Впервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в нормативной правовой базе более трех лет назад – в так называемом майском указе Президента РФ[1]. В этом документе шла речь о необходимости подготовить и направить в Государственную Думу проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, сформировать план их разработки и принять не менее 800 профстандартов. В декабре 2012 года в Трудовом кодексе появилось определение профессионального стандарта – под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления какого-либо вида профессиональной деятельности[2]. А в январе 2013 года Правительство РФ приняло Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов[3]. После этого Минтруд начал разработку самих стандартов и ведение их реестра на специализированном сайте profstandart.rosmintrud.ru.

С 1 июля 2016 года вступают в силу новые изменения, внесенные в ТК РФ[4], которые, в частности, предоставляют Правительству РФ право устанавливать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями, а значит, и автономными учреждениями. Очевидно, что данное право будет реализовано, хотя, скорее всего, не по всем принятым стандартам.

Согласно Правилам № 23 профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В данной статье рассмотрим два профессиональных стандарта в сфере закупок[5], утвержденные осенью 2015 года. Они могут относиться к сотрудникам автономных учреждений, которые занимаются закупками как в рамках Закона № 223-ФЗ[6], так и (в установленных случаях) в рамках Закона № 44-ФЗ[7]. Разработчиками стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

 

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

 

Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулировано как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Таким образом, документ охватывает закупки в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Стандарт включает в себя четыре обобщенные трудовые функции и соответствующие каждой из них трудовые функции (всего девять):

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги

2. Подготовка закупочной документации

3. Обработка результатов закупки и заключение контракта

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

4. Составление планов и обоснование закупок

5. Проведение процедур закупок

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

6. Проверка соблюдения условий контракта

7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг

4. Контроль в сфере закупок

8. Мониторинг в сфере закупок

9. Аудит и контроль в сфере закупок

 

Обратите внимание, что на практике не все трудовые функции в полной мере могут относиться к работе сотрудника автономного учреждения. Например, ни о каком обосновании закупок в Законе № 223-ФЗ не упоминается (в отличие от Закона № 44-ФЗ), хотя данная процедура в принципе может предусматриваться положением о закупке конкретного учреждения. Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и в рамках Закона № 223-ФЗ вообще не относятся к полномочиям заказчиков – это полномочия, которыми наделяются государственные и муниципальные органы.

В связи с этим рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:

 

Обобщенные трудовые функции

Возможные наименования должностей сотрудников

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

– специалист по закупкам;

– работник контрактной службы;

– контрактный управляющий

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

– старший специалист по закупкам;

– консультант по закупкам;

– работник контрактной службы;

– контрактный управляющий

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

– ведущий специалист по закупкам;

– работник контрактной службы;

– заместитель руководителя подразделения;

– руководитель подразделения;

– руководитель контрактной службы;

– контрактный управляющий

4. Контроль в сфере закупок

– советник;

– заместитель руководителя;

– руководитель

 

Как следует из приведенной таблицы, в реальности возможны различные комбинации. Например, если в автономном учреждении, осуществляющем закупочную деятельность только по Закону № 223-ФЗ, работает один сотрудник и он занимается всеми вопросами, связанными с закупками, его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам». Ведь именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут реализовываться в деятельности учреждения-заказчика. Если закупками в АУ занимается группа сотрудников, каждый из них может выполнять одну обобщенную трудовую функцию в соответствии со своей должностью: например, обеспечением закупок занимается специалист, их осуществлением – старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой контракта – ведущий специалист или руководитель подразделения учреждения (его заместитель). Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, в отношении автономного учреждения, как уже говорилось, она неприменима.

К работнику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, в соответствии со стандартом предъявляются определенные требования к образованию и опыту работы:

 

Обобщенные трудовые функции

Предъявляемые требования

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы в сфере закупок – не менее трех лет

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Высшее образование – специалитет, магистратура, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы в сфере закупок – не менее четырех лет

4. Контроль в сфере закупок

Высшее образование – специалитет, магистратура, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях – не менее двух лет

 

То есть если в автономном учреждении закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, он должен отвечать достаточно высоким требованиям: иметь высшее образование на уровне специалитета или магистратуры, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и обладать опытом работы в сфере закупок не менее четырех лет. Если же сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, к ним могут предъявляться разные требования в зависимости от выполняемой функции. Самая высокая «планка» в любом случае устанавливается сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта, в связи с чем отметим: если применение рассматриваемого стандарта станет в ближайшем будущем обязательным для государственных и муниципальных учреждений, это может вызвать определенные проблемы в части наличия у действующих сотрудников требуемой комбинации дополнительного профессионального образования в сфере закупок и опыта работы.

Каждой обобщенной трудовой функции в зависимости от ее сложности в стандарте присвоен свой уровень квалификации[8]: самый низкий (5-й) у первой функции («Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд»), самый высокий (8-й) – у последней («Контроль в сфере закупок»). Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены соответственно с 6-м и 7-м уровнями квалификации. В принципе, данные уровни коррелируют с предъявляемыми требованиями – чем выше вторые, тем выше и первые.

В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. первую приведенную таблицу), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям. Возьмем в качестве примера такую функцию, как «Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги». Для ее выполнения сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:

1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.

2. Готовить и направлять приглашения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.

3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Для выполнения указанных действий сотрудник должен обладать следующими умениями:

1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.

2. Создавать и вести информационную базу данных.

3. Разрабатывать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.

4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.

Если в автономном учреждении, осуществляющем закупочную деятельность только по Закону № 223-ФЗ, работает один сотрудник и он занимается всеми вопросами, связанными с закупками, его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам».

Наконец, для выполнения указанной трудовой функции сотрудник должен обладать следующими знаниями:

1. О требованиях законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.

2. Об основах гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Об основах антимонопольного законодательства.

4. Об основах бухгалтерского учета в части применения к закупкам.

5. Об особенностях ценообразования на рынке (по направлениям).

6. О методах определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта.

7. Об основах информатики в части применения к закупкам.

8. Об этике делового общения и правилах ведения переговоров.

9. О дисциплине труда и внутреннем трудовом распорядке.

10. О требованиях охраны труда.

Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать конфиденциальность информации, не разглашать материалы рабочих исследований и т. д.).

Отметим, что не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, можно автоматически отнести к деятельности занимающихся закупками сотрудников автономных учреждений. Например, трудовая функция «Составление планов и обоснование закупок» содержит такое действие, как «Разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график». В деятельности АУ, которое ведет закупочную деятельность только в рамках Закона № 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, учреждение работает только с планами закупки. Однако с учетом того, что потенциально автономное учреждение в любой момент при получении средств из бюджета на капитальные вложения в объекты государственной или муниципальной собственности может стать исполнителем Закона № 44-ФЗ[9], который уже предусматривает использование планов-графиков, целесообразно включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением фразы «в установленных законодательством РФ случаях».

 

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок»

 

Этот стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

1. Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

2. Консультирование по закупочным процедурам

2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

3. Экспертиза закупочной процедуры

4. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта

3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

5. Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

6. Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации

7. Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

 

Как видим, к практической деятельности автономного учреждения – заказчика товаров, работ и услуг может быть отнесена только такая трудовая функция как «Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта». Причем эта функция может реализовываться только в рамках Закона № 44-ФЗ. Он обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчикам в определенных случаях проводить экспертизу, не привлекая внешних экспертов, своими силами (ч. 3 и 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Должность, которую может занимать сотрудник учреждения, осуществляющий названную функцию, – контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования: наличие высшего образования (специалитет, магистратура), дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок), опыта практической работы в сфере закупок не менее четырех лет.

Для реализации этой функции сотруднику необходимо осуществлять следующие трудовые действия:

1. Проведение экспертизы выполнения контракта.

2. Проведение экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.

3. Проверка соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.

4. Проверка соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, его условиям.

5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.

Для выполнения перечисленных действий сотрудник должен обладать следующими умениями:

1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.

2. Выявлять при проведении экспертизы нарушения выполнения контракта.

3. Выявлять при проведении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.

4. Выявлять при проверке нарушения качества товаров, услуг, работ.

5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.

В свою очередь, для выполнения указанной функции сотруднику нужно обладать достаточно широким кругом следующих знаний:

1. О требованиях законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.

2. Об основах гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Об экономических основах и особенностях ценообразования на рынке (по направлениям).

4. Об основах бухгалтерского учета в части применения к закупкам.

5. Об основах статистики в части применения к закупкам.

6. Об особенностях составления закупочной документации.

7. О порядке установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.

8. Об особенностях претензионной работы.

9. О методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

10. Об этике делового общения и правилах ведения переговоров.

11. О дисциплине труда и внутреннем трудовом распорядке.

12. О требованиях охраны труда.

Как и в предыдущем стандарте, к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. В данном случае необходим 7-й уровень квалификации.

 

* * *

 

Рассмотренные профессиональные стандарты в сфере закупок наряду с другими стандартами могут стать обязательными для применения с июля 2016 года. Поэтому руководителям автономных учреждений уже сейчас нужно обратить самое пристальное внимание на имеющиеся стандарты для возможного принятия в будущем необходимых кадровых решений (об изменении штатного расписания, разработке или корректировке должностных инструкций, подборе персонала, соответствующего требованиям стандартов).



[1] Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

[2] Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», ст. 195.1 ТК РФ.

[3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее – Правила № 23).

[4] Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

[5] Приказы Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

[6] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[7] Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[8] См. Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

[9] Согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

 

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено