Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Учреждения здравоохранения

1

12 января 2016 г.

Закупки с 2016 года . Что следует знать руководителю медучреждения?

Автор Т. Шадрина

О том, какие изменения в законодательстве о контрактной системе вступили в силу 1 января 2016 года, вы узнаете из данной статьи.

Как мы знаем, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) применяется практически всеми медицинскими учреждениями: казенными, бюджетными (в отношении субсидий и средств ОМС) и автономными (в отношении средств бюджета, выделяемых на капитальное строительство). За 2015 год Закон № 44-ФЗ корректировался законодателями неоднократно. Сегодня расскажем об основных поправках, внесенных в Закон № 44-ФЗ, вступивших в силу с 2016 года.

 

Планирование закупок

 

Напомним, что планирование осуществляется посредством составления плана закупок и плана-графика закупок. Отметим, что вступление в силу норм, регламентирующих правила планирования закупок, откладывалось несколько раз. И вот наконец они действуют. Для реализации норм Закона № 44-ФЗ о планировании закупок Правительством РФ приняты некоторые нормативные акты. Представим их в таблице.

 

Норма Закона № 44-ФЗ

Нормативный акт Правительства РФ

Статья 17

Постановление от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»

Постановление от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»

Статья 21

Постановление от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»

Постановление от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»

 

Общим как для ст. 17, так и для ст. 21 Закона № 44-ФЗ является Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168. Данным постановлением утверждены Правила размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила № 1168).

 

План закупок. Статья 17 Закона № 44-ФЗ регламентирует порядок формирования плана закупок. Данный документ формируется заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ и требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе к предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Данные требования определены ст. 19 закона.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

План закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода. Сведения, подлежащие включению в план закупок, названы в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

Сроки составления планов закупок представим в таблице.

 

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные

учреждения

Федеральные учреждения – не позднее 1 июля текущего года.

Учреждения субъекта РФ – не позднее 1 июля.

Муниципальные учреждения – не позднее 1 августа

Федеральные учреждения – не позднее 1 июля текущего года.

Учреждения субъекта РФ – не позднее 1 июля.

Муниципальные учреждения – не позднее 1 августа

Федеральные учреждения – в сроки, установленные главными распорядителями, после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.

Учреждения субъекта РФ (муниципальные учреждения) – не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений

 

Планы закупок утверждаются учреждением здравоохранения в течение 10 рабочих дней после доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности или заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

При необходимости планы закупок могут быть изменены. Соответствующие основания названы в ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 9 ст. 17 Закона № 44-ФЗ после утверждения плана закупок его необходимо разместить в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Отметим, что медицинские учреждения также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в Интернете (при их наличии), а также публиковать в любых печатных изданиях.

Согласно Правилам № 1168 план закупок размещается в форме машиночитаемого электронного документа. Его подписывает уполномоченное должностное лицо учреждения электронной подписью с учетом порядка функционирования единой информационной системы по установленной форме на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).

 

План-график закупок. На основании ст. 21 Закона № 44-ФЗ учреждения обязаны формировать план-график закупок в соответствии с планом закупок. Требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, а также к форме планов-графиков закупок предусмотрены ч. 1 – 10, 12 – 15 ст. 21, п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Кроме данных положений закона при составлении планов-графиков казенным учреждениям нужно руководствоваться постановлениями правительства, названными выше.

 

Обратите внимание

Планы-графики закупок содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

 

В план-график закупок включается информация о закупках, об осуществлении которых размещаются извещения либо для участия в которых направляются приглашения для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение года, на который утвержден план-график закупок, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок. Кроме того, в него включаются перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется любым способом, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, а также сведения согласно постановлениям Правительства РФ № 553 и 554.

Планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок. Если период осуществления закупки, включаемой в план-график, согласно бюджетному законодательству РФ превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в него также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта.

При необходимости планы-графики закупок, как и планы закупок, могут корректироваться.

 

Условия внесения изменений

Срок внесения изменений

По общему правилу при наличии условий, предусмотренных ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ

Не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)

Если Законом № 44-ФЗ не установлено размещение извещения или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)

До даты заключения контракта

При осуществлении закупки путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

В день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – не позднее чем за один день до даты заключения контракта

 

Утвержденный план-график закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней для утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

 

Обратите внимание

Особенности размещения в единой информационной системе планов-графиков закупок на 2015 – 2016 годы установлены Приказом Минэкономразвития РФ № 182, Федерального казначейства № 7н от 31.03.2015. Значит, планы-графики закупок, которые медицинские учреждения разместили на 2016 год, ведутся и корректируются по правилам, предусмотренным этим приказом. А при размещении плана-графика на 2017 и последующие годы нужно уже руководствоваться Правилами № 1168.

 

Иные изменения в Законе № 44-ФЗ

 

Идентификационный код закупки. Согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ при составлении плана закупок, плана-графика закупок учреждениям придется указывать идентификационный код закупки, который будет отражаться и в иных документах закупки – извещении, контракте и т. д.

Идентификационный код закупки формируется учреждением с использованием кода бюджетной классификации, предусмотренного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и представляет собой 36-значный цифровой машиночитаемый код.

Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № 422.

 

Обоснование закупки. В силу ст. 18 Закона № 44-ФЗ у учреждений здравоохранения возникла обязанность обоснования всех закупок. Это нужно будет делать при формировании плана закупок, плана-графика закупок для установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Порядок обоснования закупок и формы такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

Обоснованию подлежат объекты закупок (при формировании плана закупок), а также начальная максимальная цена контракта (цена контракта с единственным поставщиком), способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при формировании плана-графика закупок).

 

Нормирование закупок. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (ст. 19 Закона № 44-ФЗ). К числу таких требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе к характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, предельной цене товаров, работ, услуг.

Это позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приведет к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

При нормировании необходимо учитывать положения следующих постановлений Правительства РФ:

  • от 02.09.2015 № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»;
  • от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений»;
  • от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов».

 

* * *

 

Есть еще одно изменение, но оно касается лишь казенных учреждений. Им могут быть переданы полномочия заказчика от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ). В целом же рекомендуем тщательно изучить названные в статье нормативные акты Правительства РФ и соблюдать правила планирования закупок, не нарушать сроки составления планов и планов-графиков закупок, а также обоснованно закупать товары, работы и услуги, избегая излишеств. В таком случае учреждениям здравоохранения удастся избежать многих проблем с контролирующими органами.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено