Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Руководитель бюджетной организации

3

3 марта 2016 г.

Контрактная система: разъяснения и изменения

Автор К. Г. Чагин

В III квартале 2015 года вышел ряд новых официальных разъяснений Минэкономразвития по контрактной системе. Кроме того, перед Новым годом в законодательство о контрактной системе внесены изменения. Приводим обзор этих разъяснений и изменений.

К. Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

 

В III квартале 2015 года вышел ряд новых официальных разъяснений Минэкономразвития о применении Закона о контрактной системе[1]. Кроме того, перед Новым годом в сам закон были внесены некоторые изменения[2]. В данной статье проводится обзор этих разъяснений и изменений.

 

Разъяснения по контрактной системе

 

О начальной (максимальной) цене контракта

 

В данном разъяснении[3] говорится, что при проведении закупки заказчик вправе установить НМЦК менее той цены, которая была определена и обоснована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе (например, с использованием метода сопоставимых рыночных цен)[4]. При этом повторного обоснования НМЦК не требуется, если количество приобретаемых товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг) не меняются, а НМЦК соответствует выделенным лимитам бюджетных обязательств.

На практике Данная ситуация может иметь место при снижении лимитов бюджетных обязательств, что не позволяет осуществить закупку с использованием ранее определенной НМЦК.

 

Об участии офшорной компании в электронном аукционе

 

Разъяснение[5] обусловлено изменениями федерального закона, внесенными летом 2015 года, согласно которым в закупках не могут участвовать офшорные компании[6]. Возникает вопрос, должен ли заказчик при осуществлении закупок (в частности, при проведении электронного аукциона) требовать от участника закупки декларирования своей непринадлежности к офшорной компании? В разъяснении говорится, что если участник закупки прошел аккредитацию на электронной торговой площадке, то непринадлежность к офшорной компании уже не может подвергаться заказчиком сомнению. Обоснование: оператор площадки при рассмотрении подаваемых юридическим лицом документов обязан отказать ему в регистрации, если указанное лицо является офшорной компанией[7]. Таким образом, каких-либо дополнительных требований к участнику электронного аукциона в этом плане заказчик предъявлять не должен.

 

О включении информации о закупке в план-график

 

В разъяснении[8] говорится, что информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график на тот год, в котором будет размещено извещение о проведении закупки, или направлено приглашения принять участие в определении поставщика, или заключен контракт, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика, например, в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Данное разъяснение появилось из-за ситуаций, когда при осуществлении закупок извещение о закупке или заключение контракта с единственным поставщиком происходит в текущем году, а средства на оплату контракта заложены в бюджет следующего года. В разъяснении также говорится, что Минэкономразвития совместно с Минфином разрабатывают законопроект, направленный на решение этого вопроса, чтобы ситуация регулировалась на законодательном уровне.

 

Об указании ориентировочной цены контракта на оказание услуг энергоснабжения, о закупке электроэнергии, если цена контракта увеличилась в связи с изменением объемов отпуска электроэнергии

 

В разъяснении[9] сообщается следующее. В федеральном законодательстве предусматривается возможность указания ориентировочного, а не твердого значения цены контракта в установленных Правительством РФ случаях. Однако при заключении контракта на оказание услуг электроснабжения отражение ориентировочной цены неправомерно, поскольку данная ситуация не относится к установленным случаям[10]. Отметим, что случаи указания собственно ориентировочной цены контракта как таковой (а не максимальной цены и формулы цены) Правительством РФ вообще пока не установлены.

С учетом, что закупка электроэнергии осуществляется у единственного поставщика, заказчикам в соответствии с федеральным законодательством предлагается либо вносить изменения в цену контракта, если по инициативе заказчика объем закупаемой по контракту электроэнергии увеличивается не более чем на 10%[11], либо заключать новый контракт на дополнительный объем электроэнергии.

 

Изменения в контрактной системе

 

1. Уточнены случаи и основания отстранения участника закупки от участия в определении поставщика или отказа от заключения с ним контракта, если при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участник не соглашается снизить предлагаемую цену, превышающую установленную предельную отпускную цену[12]. В частности, такие отстранение и отказ сейчас не осуществляются, если участник закупки не является производителем этих лекарственных препаратов, а НМЦК не превышает установленный размер. Данное изменение действует в отношении закупок, извещения о проведении которых были размещены после 01.01.2016.

2. Продлена на 2016 год обязанность заказчика в установленных Правительством РФ случаях и порядке предоставлять исполнителю контракта отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Правда, такие случаи и порядок пока Правительством РФ не определены (на середину января 2016 года), поэтому данная норма остается недействующей.

3. Уточнены требования к документам, подаваемым для участия в открытом конкурсе и подтверждающим внесение обеспечения заявки[13]. В частности, теперь копию платежного поручения не нужно отдельно заверять в банке, а предоставляемая банковская гарантия должна соответствовать всем предъявляемым к ней требованиям.

4. Продлена на 2016 год возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году, в порядке, определенном Правительством РФ[14]. Правда, опять же соответствующего порядка пока нет.

5. Продлена на 2016 год возможность для заказчика не устанавливать требование об обеспечении контракта в дополнительных определенных Правительством РФ случаях (например, при проведении конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации)[15].

6. Продлена на 2016 год обязанность заказчика осуществлять реструктуризацию задолженностей коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ[16].

7. Внесен ряд изменений, связанных с включением в перечень случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика закупок за счет средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность[17]. Так как данные изменения не касаются бюджетных учреждений, подробно их рассматривать не будем.



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 30.12.2015 № 469-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Письмо Минэкономразвития РФ от 19.10.2015 № Д28и-3133.

[4] Статья 22 Закона о контрактной системе.

[5] Письмо Минэкономразвития РФ от 29.10.2015 № Д28и-3125.

[6] Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[7] Части 2 и 6 ст. 61 Закона о контрактной системе.

[8] Письмо Минэкономразвития РФ от 29.10.2015 № Д28и-3269.

[9] Письмо Минэкономразвития РФ от 06.11.2015 № Д28и-3272.

[10] Часть 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».

[11] Подпункт «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

[12] Подпункт 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе.

[13] Пункт 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.

[14] Часть 1.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

[15] Часть 2.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта».

[16] Часть 11 ст. 96 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 405 «Об утверждении Правил осуществления заказчиком в 2015 году реструктуризации задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов».

[17] Пункт 46 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено