Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Учетная политика 2015. Изменение учетной политики организации для целей бухгалтерского учета.

20.10.2014 в Минюсте зарегистрирован Приказ Минфина РФ № 89н [1], который внес значительные изменения в Инструкцию № 157н [2]. Напомним, что в соответствии с п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете [3] изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

  • изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенном изменении условий деятельности учреждения.

Учитывая вышеизложенные изменения учетной политики организаций, бюджетным учреждениям следует откорректировать свою учетную политику исходя из изменений, внесенных в Инструкцию № 157н, а также задуматься о необходимости поправок в случае осуществления новых видов деятельности или разработки (выбора) нового способа ведения учета.




 

Общие положения.


Перед тем как непосредственно перейти к положениям учетной политики, которые необходимо скорректировать, отметим, что изменения, внесенные Приказом Минфина РФ № 89н, должны начать применяться при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

изменение учетной политики организацииПереход на применение учетной политики с учетом положений данного приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета (п. 2 Приказа Минфина РФ № 89н). Следовательно, если учреждение примет решение, что бухгалтерский учет по новым правилам будет вестись с 2015 года, это следует прописать при составлении учетной политики 2015 года.


В случае если учреждение считает более целесообразным применять нормы Приказа Минфина РФ № 89н в 2014 году, составляется приказ о внесении изменений в учетную политику на 2014 год, в котором обосновывается причина внесения поправок в данный локальный акт.

Фото: www.ru.123rf.com

Согласно п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения учреждением бухгалтерского учета составляет его учетную политику. В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н принятая государственным (муниципальным) учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения и должна включать в себя следующую информацию:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для описания хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их описания формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с изменениями учетной политики организаций, вносимыми Приказом Минфина РФ № 89н, бюджетные учреждения, осуществляющие полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, осуществляющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий в соответствии с положениями Инструкции № 157н.

 

Рабочий план счетов.


Согласно требованиям Инструкции № 157н рабочий план счетов, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период). Рабочий план счетов должен включать в себя применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета.

Напомним, что изменения учетной политики организаций, вносимые Приказом Минфина РФ № 89н, затрагивают, в частности, наименования некоторых счетов бухгалтерского учета, а также вводят ряд новых счетов:


Номер счета Название счета
Балансовые счета
205 82 000 Расчеты по невыясненным поступлениям
209 30 000 Расчеты по компенсации затрат
209 40 000 Расчеты по суммам принудительного изъятия
209 83 000 Расчеты по иным доходам
210 11 000 Расчеты по НДС по авансам полученным
210 12 000 Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам
401 60 000 Резервы предстоящих расходов (по видам расходов) 
500 90 000 Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода) 
502 07 000 Принимаемые обязательства
502 09 000 Отложенные обязательства
Забалансовые счета
27 Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам) 
30 Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц

 

Кроме того, Приказом Минфина РФ № 89н исключается счет 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

В соответствии с нормами Инструкции № 157н учреждение вправе при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, а также дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

Таким образом, учреждению необходимо скорректировать используемый им рабочий план счетов с учетом указанных изменений.

 

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств.

 

Общие принципы, применяемые к оценке имущества и обязательств бюджетных учреждений, установлены Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией № 157н. В частности, к таким принципам можно отнести следующие:

  • оценка имущества и обязательств должна производиться учреждением для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации;
  • информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов учреждения, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование;
  • оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;
  • оценка имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования;
  • если иное не установлено законодательством РФ, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

В данном разделе учетной политики 2015 бюджетного учреждения, в частности, должен быть отражен порядок определения стоимости:

  • списываемых материальных запасов (напомним, что выбытие (отпуск) материальных запасов может производиться по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости);
  • имущества, учитываемого на забалансовых счетах (бланки строгой отчетности, объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб.);
  • материальных запасов при их изготовлении учреждением и готовой продукции;
  • материальных запасов, приобретенных в рамках централизованного снабжения;
  • материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества;
  • имущества, выявленного по результатам проведения инвентаризации (неучтенное);
  • оценка размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями.

Как мы отмечали выше, при принятии учреждением решения об изменении способа оценки стоимости какого-либо имущества, эти изменения следует прописать в учетной политике. Кроме того, следует учитывать, что согласно внесенным Приказом Минфина РФ № 89н изменениям, первоначальной стоимостью земельных участков, находящихся на праве безвозмездного (бессрочного) пользования у учреждений, признается их рыночная (кадастровая) стоимость (стоимость, указанная в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ).

Также отметим, что в п. 25 Инструкции № 157н внесено уточнение, согласно которому, первоначальная (фактическая) стоимость объектов нефинансовых активов, полученных безвозмездно, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости. Напомним, что ранее действие данного пункта распространялось только на случаи получения имущества по договору дарения, другие же случаи безвозмездного поступления имущества (например, по результатам инвентаризации и т. д.) оставались ранее не охваченными Инструкцией № 157н и требовали описания их оценки в учетной политике. Заметим, что оценочная стоимость имущества определяется в том же порядке, что и его рыночная стоимость.

 

 

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

 

В соответствии с новой редакцией п. 20 Инструкции № 157н инвентаризацию имущества, финансовых активов и обязательств необходимо проводить в установленном учреждением в рамках формирования учетной политики 2015 порядке с учетом положений законодательства РФ. В настоящее время инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином, то есть в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Таким образом, в учетной политике 2015 учреждения необходимо указать, в какой период времени будет проводиться инвентаризация (ежегодно, раз в два года и т. д.), а также определить порядок ее проведения. Указанный порядок целесообразно оформить приложением к учетной политике. Также в этом вопросе вовсе не обязательно изобретать велосипед и за основу данного порядка можно взять указанные выше рекомендации Минфина.

 

 

Правила документооборота и технология обработки учетной информации.

 

учетная политика 2015 Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив – документооборот) регламентируется графиком документооборота. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер.


График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. В случае появления в документообороте учреждения каких-либо новых документов в данный график следует внести изменения.

Фото: www.ru.123rf.com

Согласно новой редакции п. 19 Инструкции № 157н при комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в форме электронного регистра, а при отсутствии технической возможности – на бумажном носителе.

Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, определенной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета. То есть в случае формирования регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе при отсутствии возможности их хранения в виде электронных документов в учетной политике необходимо прописать периодичность такого формирования (ежемесячно, ежеквартально и т. д.)

 

 

Формы первичных (сводных) учетных документов.

 

Данный подраздел учетной политики 2015 должен содержать формы первичных документов, используемых в повседневной деятельности учреждения и отсутствующих в альбомах унифицированных форм.

Так, например, учреждение должно самостоятельно разработать форму первичного документа по распределению фактических расходов между конкретными объектами учета (то есть видами готовой продукции, работ, услуг и стоимостью незавершенного производства), а также готовой продукции и стоимости незавершенного производства, на основании которого и осуществляется распределение фактических затрат учреждения в рамках приносящей доход деятельности. Кроме того, учреждению необходимо разработать форму первичного документа, являющегося основанием для выбытия инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете.

Напомним, что в соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование субъекта учета, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • информацию, необходимую для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.

Также отметим, что согласно внесенным Приказом Минфина РФ № 89н уточнениям регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются бюджетным учреждением в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование регистра;
  • наименование субъекта учета, составившего регистр;
  • дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
  • величину денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Заметим, что аналогичные реквизиты предусмотрены ст. 10 Закона о бухгалтерском учете.

 

 


Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля.


В соответствии со ст. 19 Закона о бухгалтерском учете государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны самостоятельно организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Система внутреннего контроля включает в себя совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством бюджетного учреждения в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного учреждения и его силами надзор и проверку:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества учреждения.

При появлении необходимости изменения учетной политики организации вносятся в данный раздел.

 

 

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.


Указанный раздел учетной политики введен Приказом Минфина РФ № 89н. К сожалению, обязав учреждение определить в своей учетной политике порядок отражения в учете событий после отчетной даты, Минфин так и не объяснил, что же является таким событием.

Для объяснения данного термина, по мнению автора, целесообразно обратиться к нормативным документам, регламентирующим деятельность коммерческих организаций. Так, согласно п. 3 Приказа Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)» событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

К событиям после отчетной даты можно отнести:

  1. 1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность. К таким событиям можно отнести:
  • обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушения законодательства при осуществлении деятельности организации, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период;
  • получение от страховой организации материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры;
  • объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;
  • продажа производственных запасов после отчетной даты, показывающая, что расчет цены возможной реализации этих запасов по состоянию на отчетную дату был необоснован.
  1. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, к которым можно отнести:
  • принятие решения о реорганизации организации;
  • пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов организации;
  • непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют после отчетной даты.

Согласно п. 9 ПБУ 7/98 данные об активах, обязательствах, доходах и расходах организации отражаются в бухгалтерской отчетности с учетом событий после отчетной даты, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, или свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условий, в которых организация ведет свою деятельность, и тем самым невозможности применения допущения непрерывности деятельности к деятельности организации в целом или какой-либо существенной ее части. При этом события после отчетной даты отражаются в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности в установленном порядке.

 

 

Иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.


Приказ Минфина РФ № 89н вводит в Инструкцию № 157н новое понятие – резервы предстоящих расходов. Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

То есть учреждению необходимо принять решение о том, будут ли им создаваться какие-либо резервы и прописать в учетной политике порядок их формирования.

Также отметим, что в Приказе Минфина РФ № 89н дополнительно разъяснены особенности принятия к учету основных средств, согласно которым:

  • отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств;
  • обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования;
  • в случаях, предусмотренных учетными политиками субъектов учета, двигатели самолетов учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств. 

 

Ссылки:

[1] Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для ор- ганов государственной власти (государственных органов), органов местного само- управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

 


А. Гусев
к. п. н.,
эксперт журнала
«Бюджетные организации:бухгалтерский учет и налогообложение»


Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено