Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Контрактная система: последние изменения и разъяснения

Правила закупок постоянно редактируются. Помимо прочего, регулярно выходят официальные разъяснения и рекомендации.

 

Изменения в законодательстве

Рассмотрим, какие изменения произошли в законодательстве за месяц.

 

Правила заключения госконтрактов на долгий срок


Постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 № 67 уточнены правила заключения госконтрактов и концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 26.11.2013 № 1071, утверждающее соответствующие правила.



Правила казначейского сопровождения госконтрактов

 

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 № 70 установлены правила казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения. Документ регламентирует отчетность по казначейскому сопровождению государственных контрактов (договоров, соглашений).



Порядок регистрации в ЕИС и порядок пользования сетью

 

Федеральное казначейство Приказом от 30.12.2015 № 27н утвердило порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) участников такой системы и иных юрлиц. Установлено, что регистрация в ЕИС лиц, ранее зарегистрировавшихся на сайте zakupki.gov.ru, не требуется до 01.07.2016. Однако эти лица обязаны зарегистрироваться в системе до 01.01.2017. Сайт действующей с 01.01.2016 ЕИС расположен по адресу new.zakupki.gov.ru.

До 01.07.2016 территориальные органы Федерального казначейства будут регистрировать в ЕИС участников контрактной системы (кроме участников закупок) и иных юрлиц, использующих систему для реализации своих функций, в том числе:

  • банки, отвечающие требованиям принятия банковских гарантий;
  • операторов электронных площадок и информационных систем, взаимодействующих с ЕИС, организации, обслуживающие пользователей ЕИС;
  • корпорации развития малого и среднего предпринимательства, региональные органы власти или созданные ими организации, осуществляющие оценку или мониторинг соответствия, предусмотренный Законом № 223‑ФЗ[1].

Органы Федерального казначейства должны принимать регистрационные документы и присваивать организациям уникальный регистрационный номер. Указано, что формы заявок на регистрацию информационных систем, организаций, сведения о которых включены в сводный реестр, и уполномоченных лиц организаций, включенных в сводный реестр, а также юридических лиц и их представителей размещаются Федеральным казначейством на официальном сайте ЕИС.

Приказ Федерального казначейства от 30.12.2015 № 26н утверждает порядок пользования ЕИС. Определено, что субъекты системы смогут пользоваться ЕИС после прохождения процедур регистрации и авторизации в порядке, установленном Федеральным казначейством. При этом им будут доступны следующие функции:

  • поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на сайте системы;
  • формирование и размещение (в том числе во взаимодействии с иными информационными системами) информации и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе[2] и Законом № 223‑ФЗ;
  • обмен электронными документами в системе в случаях, определенных законодательством;
  • просмотр электронного журнала учета действий и операций в системе, получение выписок из него.

Пользователи системы смогут без регистрации вести поиск и получать или знакомиться с информацией, сведениями и документами, размещенными на официальном сайте ЕИС. Лица, участвующие в обязательном общественном обсуждении закупок, после прохождения самостоятельной регистрации и авторизации смогут размещать на сайте ЕИС свои замечания и предложения.

Определены требования к электронному обмену информацией между ЕИС и региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок.

На момент написания статьи (15.02.2016) документы находились на регистрации в Минюсте.

 

Минобрнауки утвердило типовой контракт и типовые условия контракта

 

Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2015 № 1180 утверждает типовой контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовые условия контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, входящие в контракты на выполнение работ, оказание услуг, и информационную карту типового контракта, типовых условий контракта. Контракт включает в себя следующие условия: предмет контракта, общие положения контракта, стоимость (цену) работ и порядок оплаты, порядок приемки исполнения обязательств, права, обязанности и ответственность заказчика и исполнителя, срок действия контракта.

Приказом также утверждены:

  • типовые условия контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемые в контракты на выполнение работ, оказание услуг;
  • информационная карта типового контракта, типовых условий контрактов.

Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 13.01.2016 и вступил в силу со дня его официального опубликования.

 

Регламентирована выдача сертификатов на жизненно необходимые и важнейшие препараты

 

Приказом ТПП РФ от 21.12.2015 № 93 приняты правила выдачи сертификатов о стране происхождения лекарств. Сертификаты нужно представлять, чтобы соблюдать ограничения на допуск к закупкам иностранных лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших. Для оформления сертификата следует обратиться в уполномоченную торгово-промышленную палату. Выдача будет произведена в течение трех рабочих дней после рассмотрения представленных документов. По общему правилу сертификат прекращает действовать после завершения закупки.

 

Рекомендации и разъяснения

 

В этом разделе ознакомим читателей с рекомендациями регуляторов контрактной системы, а также приведем несколько примеров из судебной практики.

 

Разъяснения по контрактам реорганизуемого юрлица

 

Минэкономразвития в Письме от 21.12.2015 № Д28и-3709 дал разъяснения о работе официального сайта для размещения информации о заказах. На сайте zakupki.gov.ru предусмотрена возможность перенесения сведений о контрактах реорганизуемого юрлица, находящихся на этапе исполнения, в личный кабинет организации-правопреемника. Для этого необходимо в навигационном меню закрытой части сайта перейти в раздел «Контракты, не принадлежащие организации», который содержит реестр контрактов с возможностью внесения изменений для контрактов, формирование и размещение информации о которых выполняет организация, отличная от организации пользователя. Порядок действий по переносу сведений изложен в документе «Руководство пользователя. Подсистема управления закупками в части формирования сведений реестра контрактов и реестра банковских гарантий. Версия 5.2» (см. п. 4.7.8), расположенном в открытой части сайта в блоке «Руководства пользователя» раздела «Документы».

Технической возможности для переноса сведений о контрактах реорганизованной организации, находящихся на этапе «Исполнение завершено», возможности внесения изменений в сведения об этих контрактах функционалом сайта не предусмотрено. Однако заказчик может обратиться в ФАС с целью получения предписания для внесения изменений в сведения о данном контракте. После получения предписания заказчик должен направить его в Федеральное казначейство для внесения соответствующих изменений в сведения о контракте.

 

Формирование и размещение планов-графиков с помощью электронного сервиса

 

Федеральное казначейство в Письме от 30.12.2015 № 13‑00‑05/41 разъясняет последовательность действий заказчика при формировании и размещении планов-графиков на 2016 год, осуществляемых с помощью специального электронного сервиса. Сервис реализован в государственной информационной системе «Электронный бюджет». Предоставление доступа к сервису осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 25.03.2014 № 4н. При наличии доступа к закрытой части указанного сайта дополнительная регистрация пользователей в системе «Электронный бюджет» не требуется.

Переход к сервису возможен из личного кабинета пользователя сайта, через закрытую часть портала бюджетной системы (budget.gov.ru), раздел «Переход к формированию плана-графика размещения заказов на 2016 год». Инструкция пользователя и перечень основных мероприятий заказчиков по работе с сервисом размещены на сайте Федерального казначейства в разделе «Электронный бюджет» (подраздел «Управление закупками»[3]).

 

Разъяснения ФАС по размещению информации в ЕИС, закупкам у СМП и СНКО, полномочиям контроля

 

ФАС в Письме от 28.12.2015 № АЦ/75921/15 сообщает об особенностях применения законодательства о госзакупках при осуществлении контроля в данной сфере.

Так, заказчики обязаны не позднее семи рабочих дней размещать в ЕИС информацию об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения[4]. За нарушение сроков размещения этой информации предусмотрена ответственность ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

По вопросу привлечения виновных должностных лиц к ответственности при нарушении порядка закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СНКО) ФАС сообщает следующее. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе). Такие специальные закупки могут проводиться в форме открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СНКО. Для исполнения требований, установленных ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, заказчик обязан по итогам проведения закупочной процедуры, помимо заключения контракта с СМП, СНКО, осуществить закупку, в результате которой заключается контракт, только среди указанных субъектов, в том числе опубликовать извещение, документацию о закупке, определив названное в ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе ограничение. За нарушение данных требований ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ устанавливается административная ответственность.

По вопросу рассмотрения антимонопольными органами дел об административных правонарушениях в отношении заказчиков ФАС сообщает следующее. Верховный суд постановил, что территориальные органы ФАС не уполномочены контролировать заказчиков, расположенных на территории субъектов РФ, поскольку дела об административных правонарушениях по ст. 7.30 КоАП РФ рассматриваются органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков[5].

Однако ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (ТРУ) для государственных и муниципальных нужд. ФАС осуществляет деятельность самостоятельно и через свои территориальные органы[6].

При этом п. 1 Приказа ФАС РФ от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» установлено, что территориальный орган ФАС выполняет функции, в частности, по контролю в сфере закупок ТРУ только для государственных и муниципальных нужд. Данное право контрольного органа закреплено и ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе.

Если федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам проверок выдаст связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий субъектов контроля, выполняется решение, принятое именно федеральным органом (ч. 19 ст. 99 Закона о контрактной системе).

В силу п. 7.8 Положения о ФАС территориальные органы ФАС имеют право рассматривать жалобы на действия участников контрактной системы и приостанавливать определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу. Кроме того, согласно п. 7.12 Положения о ФАС территориальные органы ФАС вправе разбирать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы.

Анализируя соответствующие нормы закона, ФАС делает вывод, что должностные лица антимонопольной службы и ее территориальных органов уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок, в том числе в отношении должностных лиц субъектов контроля, осуществляющих закупки ТРУ для удовлетворения потребностей субъектов РФ и муниципальных нужд.

 

ФАС разъясняет особенности применения Закона № 223‑ФЗ

 

Разъясняя[7] вопрос определения в документации и извещении о закупке на право заключения договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, ФАС указывает следующее. Строительство осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, и подлежит размещению на официальном сайте. Неразмещение в полном объеме этой документации является основанием для выдачи ФАС предписания о внесении изменений в документацию о торгах. Такая позиция находит свое подтверждение в судебной практике, а именно – в постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 № 09АП-10630/15 по делу № А40-165557/15, от 28.04.2015 № 09АП-12083/15 по делу № А40-165549/15 и т. д. Обратите внимание: в извещении о закупке указывается предмет договора с обозначением количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223‑ФЗ).

Документация о закупке должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам ТРУ, к их безопасности, к потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223‑ФЗ). Неуказание требований влечет для должностных лиц штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., для юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

ФАС также отмечает, что неустановление заказчиком в документации о закупке требований об обязательном наличии у участников допуска к работам по организации строительства не соответствует положениям ГрК РФ, является нарушением ч. 6 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ, содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое определена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ, – то есть требование должно быть установлено.

Еще следует обратить внимание, что нельзя требовать предоставления участником закупки в составе заявки на участие в аукционе собственных свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, но могут быть выполнены субподрядными организациями. Эта позиция согласуется с судебной практикой (см. названные выше постановления Девятого арбитражного апелляционного суда).

По вопросу установления в документации о закупке надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке ФАС сообщает, что оценка и сопоставление заявок представляют собой процесс выявления лучших условий исполнения договора. Следовательно, порядок оценки и сопоставления заявок может содержать, например, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, оценку в баллах, получаемых участником по результатам оценки по каждому критерию, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших из предлагаемых условий исполнения договора. То есть документация о закупке должна содержать условия, при которых заявка одного участника будет признана комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими.

Судебная практика тоже отражает позицию антимонопольного органа, а именно: в Постановлении Президиума ВАС от 18.02.2014 № 3323/13 указано, что «отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчетов баллов и значимости критериев оценки заявок участников… не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов».

По вопросу целесообразности включения в договор третейских оговорок указано следующее. Соглашения о передаче в третейские суды споров, возникающих из договоров, являются недействительными, что подтверждается, в частности, Постановлением АС ПО от 28.09.2015 по делу № А72-2702/2015.

ФАС объясняет, что при предъявлении к участникам закупок неправомерных требований либо в случае осуществления оценки и (или) сопоставления заявок в нарушение требований законодательства РФ о закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц, если это повлекло за собой в том числе принятие комиссией заказчика неправомерного решения о допуске либо об отказе в допуске участника закупки, виновные лица должны быть привлечены к административной ответственности согласно ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

ФАС напоминает, что антимонопольный орган вправе принимать жалобы на действия юрлица при организации и проведении закупок. Должностные лица территориальных органов ФАС полномочны возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 7.32.3 КоАП РФ по основаниям, предусмотренным ст. 28 КоАП РФ.



[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] www.roskazna.ru/gis/ehlektronnyj-byudzhet/upravlenie-zakupkami.

[4] Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

[5] Постановление ВС РФ от 15.10.2014 № 29‑АД14-8.

[6] Пункты 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (далее – Положение о ФАС).

[7] Письмо ФАС РФ от 28.12.2015 № АЦ/75923/15.

 

 


эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации», №3, март, 2016 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено