Вернуться к списку журналов

Комментарий к Приказу №69н Минфина РФ от 13.05 2019

Автор: Обухова Т., эксперт журнала

Спустя продолжительное время Приказ Минфина РФ от 13.05.2019 № 69н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – Приказ № 69н, Порядок № 209н) прошел регистрацию в Минюсте и вступил в силу 5 августа 2019 года. В новой редакции изложен п. 2 Приказа Минфина РФ № 209н, которым установлен срок применения Порядка № 209н. Согласно новой редакции этого пункта Порядок № 209н (в редакции Приказа № 69н) применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2019 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2019 год, за исключением:

1) пунктов 13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка № 209н, которые применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2020 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2020 год (данные пункты устанавливают правила применения подстатей 546, 569, 649, 669, 739, 839 КОСГУ, которые используются при отражении увеличения и уменьшения задолженности по расчетам с нерезидентами);

2) пунктов 11.5.2, 11.5.3, 12.5.2 Порядка № 209н, которые применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2021 год (данные пункты устанавливают порядок применения подстатей 352, 353, 452, которые используются при отражении операций по осуществлению расходов на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности как с неопределенным, так и с определенным сроком полезного использования).

Поскольку Приказ № 69н вступил в силу 5 августа 2019 года, а Порядок № 209н в редакции этого приказа действует с 1 января 2019 года, за исключением отдельных пунктов, названных выше (установлена более поздняя дата их вступления в силу), учреждениям в отношении операций, по которым изменены коды, следует скорректировать бухгалтерские записи, совершенные за период с января по июль 2019 года.

Рассмотрим, какие изменения в порядке применения кодов следует учесть в 2019 году.

 

Применение кодов КОСГУ при отражении операций

по поступлениям и перечислениям капитального характера.

 

Пунктом 7 Порядка № 209н установлены общие требования, предъявляемые к структуре кодов КОСГУ. В частности, этим пунктом предусмотрены особенности классификации операций и отнесения поступлений, перечислений к операциям текущего или капитального характера. Напомним, что для операций текущего и капитального характера применяются разные коды КОСГУ (для операций текущего характера – статьи 150 и 240, а для операций капитального характера – статьи 190 и 280).

Подстатья 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ применяется теперь не только при отражении учреждениями доходов, получаемых ими из соответствующих бюджетов, от субсидий на иные цели, субсидий текущего характера, субсидий на осуществление текущих вложений, но и при получении грантов в форме субсидий текущего характера и иных безвозмездных денежных поступлений текущего характера между бюджетными (автономными) учреждениями (новая редакция п. 9.5.5 Порядка № 209н). Аналогичными доходами капитального характера дополнена подстатья 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (новая редакция п. 9.6.2 Порядка № 209н).

Подстатья 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ применяется теперь и при отражении безвозмездных поступлений текущего характера от физических лиц (новая редакция п. 9.5.5 Порядка № 209н). Аналогичная правка внесена в части применения подстатьи 165 «Поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ (п. 9.6.5 Порядка № 209н в редакции Приказа № 69н).

Также названным приказом были внесены уточняющие поправки в части отнесения расходных операций к операциям капитального характера. В новой редакции п. 7 Порядка № 209н уточнено, что перечислениями капитального характера признаются:

  • расходы на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества;
  • расходы на приобретение (создание) основных фондов – объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета основными средствами.

Кроме того, произошли изменения в применении подстатей, отражающих безвозмездные перечисления текущего и капитального характера. Ниже в форме таблицы отразим новшества.

Подстатья КОСГУ

Внесенные дополнения

Пункт Порядка № 209н

241

281

Скорректировано название подстатьи 241, и дополнен перечень операций, которые по ней отражаются. В частности, указано, что на данную подстатью КОСГУ относятся операции по безвозмездной передаче:

– нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) внутри сектора государственного управления;

10.4.1, 10.8.1

 

 

– финансовых активов и обязательств при реорганизации, ликвидации учреждения.

В отношении применения подстатьи 281 КОСГУ дополнительно установлено, что по ней отражаются:

– операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, в том числе активов в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования;

– показатели, уменьшающие стоимость основных фондов, внутри сектора государственного управления

 

242

282

Приказом № 69н в положения названных пунктов внесено уточнение, устанавливающее, что данные подстатьи применяются при отражении операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления финансовым организациям государственного сектора

10.4.2, 10.8.2

243

283

10.4.3, 10.8.3

244

284

В названные пункты внесено уточнение, устанавливающее, что:

– подстатья 244 применяется при отражении операций по безвозмездной передаче иных финансовых активов, а также нефинансовых активов (кроме основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления нефинансовым организациям государственного сектора;

– подстатья 284 применяется при отражении операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления нефинансовым организациям государственного сектора

10.4.4, 10.8.4

245

285

В положения указанных пунктов внесено уточнение, согласно которому:

– подстатья 245 применяется при отражении операций по безвозмездной передаче иных финансовых активов, а также нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) от сектора государственного управления другим нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора);

– подстатья 285 применяется при отражении операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, от сектора государственного управления иным нефинансовым организациям (кроме нефинансовых организаций государственного сектора)

10.4.5, 10.8.5

 

Применение статей КОСГУ при отражении операций по начислению

и уплате налога на прибыль и НДС.

 

Одно из самых, пожалуй, важных и интересных новшеств произошло в части применения кодов КОСГУ при начислении и уплате налогов, в частности НДС. С 1 января 2019 года Порядком № 209н было предусмотрено относить операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом обложения которыми являются доходы (прибыль) учреждения, в части начисления НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах НДС, и налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ. Поэтому в случае, если учреждение-налогоплательщик, например, получало доход по статье 120 «Доходы от собственности», НДС начислялся по подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ и по этому же коду производилась уплата налога.

После внесения Приказом № 69н в п. 9 Порядка № 209н изменений операции по начислению налогоплательщиками – государственными (муниципальными) автономными и бюджетными учреждениями НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах НДС, отражаются по подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом НДС.

Операции же по начислению (уплате) налогов, объектом обложения которыми являются доходы (прибыль) учреждения, уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах НДС, и начислению (уплате) налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Также п. 9 Порядка № 209н был дополнен новым абзацем, устанавливающим, что поступление доходов подлежит отражению по статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. Поступление в доход платежа, который объединяет различные по своей экономической сути поступления (доходы) и является неделимым, подлежит отражению в рамках той статьи (подстатьи) КОСГУ, которая является основной при получении дохода.

Рассмотрим на примере, как будут применяться освещенные нами новшества.

 

Автономное учреждение предоставляет в аренду ледовую арену для проведения ледового шоу сторонней организацией. Указанная деятельность облагается НДС по ставке 20 %. Общая сумма арендной платы составляет 150 000 руб. (в том числе НДС – 25 000 руб.). Согласно условиям договора сторонняя организация перечислила на лицевой счет учреждения часть арендной платы в размере 30 % стоимости договора в счет предстоящего оказания услуг в сумме 45 000 руб. (в том числе НДС – 7 500 руб.).

 

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила на лицевой счет учреждения предварительная оплата аренды ледовой арены

2 201 11 510

17 (код доходов 121)

2 205 21 664

45 000

Исчислен НДС с поступившей предо-платы

2 210 11 56х

2 303 04 731

7 500

Начислен доход от аренды

2 205 21 564

2 401 10 121

150 000

Исчислен НДС с общей суммы доходов

2 401 10 121

2 303 04 731

25 000

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

2 303 04 831

2 210 11 66х*

7 500

Перечислен НДС в бюджет

2 303 04 831

2 201 11 610

17 (код доходов 189)

25 000

 

Новшества в применении подстатей, отражающих доходы от аренды.

 

В положения п. 9.2.1 Порядка № 209н внесены изменения, устанавливающие, что подстатья 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ не применяется при отражении доходов, получаемых по договорам аренды земель.

В результате новшеств, внесенных в п. 9.3.5 Порядка № 209н Приказом № 69н, скорректирована сфера применения подста-
тьи 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ. Данная подстатья применяется при отражении доходов от внесения части платы за использование и (или) содержание (возмещение затрат по содержанию) имущества в соответствии:

  • с договором аренды (имущественного найма);
  • с договором безвозмездного пользования (размер платы не зафиксирован в договоре в виде денежного значения и определяется в ходе исполнения договора).

 

Расширен перечень операций, относимых на подстатью 131

«Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

 

Согласно п. 9.3.1 Порядка № 209н на подстатью 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ относятся доходы от оказания, выполнения платных услуг, работ (за исключением доходов от оказания услуг, выполнения работ по программе обязательного медицинского страхования). В этом же пункте приведен перечень доходов, относимых на данную подстатью. Приказом № 69н он дополнен следующими видами доходов:

  • от реализации готовой продукции, товаров;
  • от внесения платы за пользование служебными жилыми помещениями и общежитиями, включающей в себя плату за использование и плату за содержание жилого помещения;
  • от поступления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе государственного (муниципального) задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Уточнен перечень доходов, при отражении которых применяется подстатья 132 «Доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования» КОСГУ

Доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, иные аналогичные доходы отражаются в учете при применении подстатьи 132 «Доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования» КОСГУ. Соответствующий абзац был введен в п. 9.3.2 Порядка № 209н.

 

Выбор кода КОСГУ при отражении сумм невыясненных поступлений.

 

В результате изменений, внесенных Приказом № 69н в п. 9.8.1 Порядка № 209н, суммы невыясненных поступлений отражаются у автономного учреждения по подстатье 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ. До введения новшеств для отражения этих операций применялась подстатья 189 «Иные доходы». Подстатью 181 использовали в части отражения сумм невыясненных поступлений только казенные учреждения.

 

Изменение сферы применения подстатьи 189 «Иные доходы» КОСГУ.

 

Поступление денежных документов при реорганизации, ликвидации учреждения отражается посредством применения подстатьи 189 «Иные доходы» КОСГУ. Этим видом доходов был дополнен п. 9.8.5 Порядка № 209н. В данный пункт внесено уточнение, устанавливающее, что по указанной подстатье КОСГУ отражаются операции по начислению (уплате) налогов, обозначенных в п. 9 Порядка № 209н.

 

Расширение сферы применения подстатьи 214
«Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ

 

Положения п. 10.1.4 Порядка № 209н согласно Приказу № 69н были дополнены следующими видами расходов, относимых на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ:

  • оплатой проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде к избранному месту жительства военнослужащим и приравненным к ним лицам при увольнении;
  • расходами на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационными выплатами этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;
  • ежемесячными денежными выплатами, осуществляемыми работодателем медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

 

Уточнения в части применения подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

 

При возмещении расходов, связанных со служебными командировками, подстатья 222 «Транспортные услуги» КОСГУ не применяется (новая редакция п. 10.2.2 Порядка № 209н).

 

Уточнения в части применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.

 

Расходы на приобретение твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ (новая редакция п. 10.2.3 Порядка № 209н). Ранее данный пункт не содержал указание о наличии договора о предоставлении коммунальных услуг для того, чтобы расходы на приобретение твердого топлива можно было отнести на названную подстатью.

 

Новые положения о применении подстатьи 226
«Прочие работы, услуги» КОСГУ.

 

Пункт 10.2.6 Порядка № 209н, содержащий перечень расходов, относимых на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, дополнен:

  • расходами на выполнение монтажных работ в части оборудования, требующего монтажа, в случае если данные работы проводятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств;
  • расходами на приобретение (изготовление) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам;
  • расходами на контрольные закупки товаров (работ, услуг).

 

Новые положения о применении подстатьи 228

«Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

 

Много вопросов у бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений вызывает применение подстатьи 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. Приказом № 69н уточнены общие положения в части применения этой подстатьи. Согласно внесенным поправкам на данную подстатью относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной казны РФ, казны республик в составе РФ, казны краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (далее – государственная (муниципальная) казна публично-правового образования).

Также ранее перечень расходов, относимых на названную подстатью, был открытым. В пункте 10.2.8 Порядка № 209н было указано: «Иные аналогичные расходы». В новой редакции данной нормы эта фраза звучит так: «Иные расходы по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования)». Таким образом, согласно внесенным уточнениям подстатья 228 КОСГУ применяется при отражении расходов на приобретение работ, услуг, производимых для целей капитальных вложений.

 

Иные выплаты текущего характера.

 

При совершении учреждением выплат текущего характера в части возмещения истцам (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг) судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов применяется подстатья 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ (п. 10.9.7 Порядка № 209н). Эту же подстатью используют при возмещении вреда, причиненного юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу –
производителю товаров, работ, услуг в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

 

Новшества в применении статьи 340

«Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

 

В отношении применения статьи 340 и подстатей данной статьи произошли следующие изменения. Во-первых, внесено уточнение, устанавливающее, что на статью 340 относятся операции по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам. Материальные запасы относятся на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по целевому (функциональному) назначению.

Во-вторых, внесены коррективы в порядок применения подстатей данной статьи. В частности, установлено, что подста-
тья 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» теперь применяется и при отражении операций по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях (п. 11.4.1 Порядка № 209н).

Расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).

Расходы на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) материальных ценностей в целях награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ (п. 11.4.8 Порядка № 209н). В прежней редакции этого пункта был представлен более детальный перечень расходов, относимых на указанную подстатью. Сейчас из него исключили расходы на приобретение:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;
  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;
  • цветов.

Считаем, что введенные в этот пункт слова «Иных материальных ценностей в целях награждения, дарения» являются более емкими и включают в себя все материальные ценности, приобретаемые для указанных в п. 11.4.8 Порядка № 209н целей. Поэтому исключение из названного пункта некоторых видов расходов ни в коем случае не сужает сферу применения данной подстатьи. В то же время согласно внесенным в Порядок № 209н изменениям следует помнить о том, что расходы:

  • на приобретение (изготовление) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;
  • на приобретение цветов с целью награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

 

Применение статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ.

 

В завершение обратим внимание на новшества в применении статьи 560 КОСГУ. В новой редакции п. 13.6 Порядка № 209н теперь есть указание на этот счет. В частности, сказано, что она применяется в целях аналитического учета расчетов, за исключением:

  • расчетов по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы РФ от уплаты налогов, государственных пошлин, сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ о таможенном регулировании;
  • платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • взносов, взимаемых в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц;
  • поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • недоимок, пеней и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ;
  • невыясненных поступлений.
Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера, №5, 2019 год

Специальные предложения Аюдар Инфо