Акции Новости бухгалтеру
0
Оформить заказ

Заявка на бесплатный номер

Вы хотите познакомиться с изданиями Аюдар Инфо ближе? Введите свои данные, выберите интересный вам журнал и бесплатный номер скоро станет ваш. Обращаем ваше внимание, что воспользоваться заявкой вы можете только один раз. Спасибо за выбор Аюдар Инфо!

Если фактический адрес не совпадает с юридическим…

Изменение юридического адреса.

 

 

Какие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?

 

 

 

Адрес юридического лица:

определяемся с понятиями.

 

 

Начнем с того, что ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит понятий «юридический адрес» и «фактический адрес» юридического лица. В ГК РФ говорится только о месте нахождения организации: согласно ст. 54 ГК РФ адрес юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания на­именования населенного пункта (муниципального образования). 


Статьи по теме:

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В ЕГРЮЛ должен быть указан адресюридического лица, под которым понимается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и пр.) (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом(пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ)).

 

Таким образом, законодательство различает понятия места нахождения (может отражаться в учредительных документах только в виде наименования населенного пункта) и адреса (то есть конкретного почтового адреса, информация о котором обязательно предоставляется в ЕГРЮЛ). Обратите внимание: Закон № 129-ФЗ уточняет, что адрес места нахождения юридического лица рассматривается в первую очередь как адрес, по которому может осуществляться связь с юридическим лицом.

Отметим также, что адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, может отличаться от адреса, по которому фактически производится хозяйственная деятельность юридического лица. В частности, допускается регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости, принадлежащего учредителю (участнику) или лицу, имеющему право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61).

В случае если изначально организация была зарегистрирована по фактическому месту своего нахождения, а впоследствии переехала, она должна совершить определенные действия по внесению изменений юридического адреса в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Согласно п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ изменение юридического адреса должны быть внесены в срок - три рабочих дня (изменения юридического адреса вносятся в порядке, установленном гл. VI Закона № 129-ФЗ). В таком случае регистрирующий орган делает в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Обратимся к нормам налогового законодательства. Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Таким образом, если представители юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагаются, организация нарушает ряд норм гражданского и налогового законодательства.

Какие отрицательные последствия могут ожидать организацию?

 

 

 

Штраф для должностных лиц.

 

 

При обнаружении факта отсутствия организации по месту ее регистрации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ. Так, в соответствии с ч. 3 названной нормы несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (напомним, что его функции выполняют органы ФНС[1]), если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 руб. (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ). Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице может обернуться штрафом для должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении (выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом) указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Кроме того, осуществление деятельности в любом территориально обособленном от организации подразделении, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, приводит к образованию обособленных подразделений. В случае если налогоплательщик письменно не сообщит об этом в налоговый орган в течение одного месяца с момента их создания, может наступить ответственность:

  • по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
  • по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

 

 

 

Организация может быть ликвидирована.

 

 

При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (в частности, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ, п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 61).

…имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения). Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство, предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица.

 

 

 

Что изменится с 2016 года?

 

 

В целях обеспечения достоверности ЕГРЮЛ Федеральным законом № 67-ФЗ внесены изменения в Закон № 129-ФЗ и некоторые другие законодательные акты. Самые значительные из них вступят в силу с 01.01.2016. В частности, при принятии организацией решения о смене места ее нахождения со следующего года она обязана будет представить в регистрирующий орган информацию о своих планах. И только после этого подавать документы для государственной регистрации изменений[2].

Кроме того, в случае обнаружения регистрирующим органом фиктивной информации в ЕГРЮЛ он будет иметь право внести запись в реестр о недостоверности сведений о юридическом лице. Указанному будет предшествовать определенная процедура. Так, в случае возникновения сомнений в достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган обязан будет осуществить проверку. Если по ее результатам будет установлена недостоверность сведений, предусмотренных пп. «в» (адрес), «д» (сведения об учредителях (участниках) юридического лица) и (или) «л» (Ф. И. О., ИНН, паспортные данные и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица) п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направит юридическому лицу, а также его учредителям (участникам, лицу, имеющему право действовать без доверенности), в том числе по электронной почте (при наличии этой информации в реестре), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (данный документ будет именоваться уведомлением о недостоверности).

В течение 30 дней с момента направления такого уведомления юридическое лицо обязано будет сообщить соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о том, что информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, достоверна. В случае невыполнения названной обязанности регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице.

 

* * *

 

Если представители юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагаются, должностные лица такой организации могут быть привлечены к ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ (в течение года со дня обнаружения названного правонарушения). Кроме того, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица. Начиная с 2016 года в случае обнаружения (и подтверждения данного факта) регистрирующим органом фиктивной информации в ЕГРЮЛ в реестр будет вноситься запись о недостоверности сведений о юридическом лице.



[1] Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 № 319, п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, п. 1.2 Регламента ФНС, утв. Приказом ФНС РФ от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@.

[2] Подробно об этом читайте в статье Н. В. Герасимовой «Планируешь переехать – сообщи», № 3, 2015.

 


эксперт журнала
«Транспортные услуги:бухгалтерский учет и налогообложение», №4, июль, 2015 г.

Отправить сообщение

Спасибо! Ваше сообщение было успешно отправлено