Вернуться к списку журналов

Деятельность бюджетных учреждений в вопросах и ответах

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Продолжаем серию статей, дающих ответы на вопросы участников проводимых автором семинаров, связанные с практическими аспектами деятельности бюджетных учреждений (БУ).

 

Вопрос

Бюджетное учреждение намерено сдать в аренду помещение, для этого заказало и оплатило оценку рыночной стоимости аренды данного объекта недвижимости. Однако полученный результат оценки кажется завышенным, учреждение вряд ли сможет найти желающих арендовать помещение по цене, определенной оценщиком. Может ли учреждение при проведении торгов на право заключения договора аренды использовать в качестве начальной (минимальной) цены договора сумму, отличающуюся от результата оценки в меньшую сторону?

 

По федеральному законодательству об оценочной деятельности проведение оценки объектов оценки обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки в целях их передачи в аренду. При этом действие данного правила не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в оперативном управлении (за исключением ситуации, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества)[1]. Отметим, что собственником имущества бюджетного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование и такое учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться любым недвижимым имуществом[2]. Таким образом, если речь идет о сдаче бюджетным учреждением в аренду недвижимого имущества, то предварительное проведение оценки рыночной стоимости аренды обязательно.

 

В законодательстве нет норм, прямо обязывающих сдавать имущество в аренду не ниже цены, которая была определена оценщиком.

 

Однако в действующем законодательстве не содержится норм, прямо обязывающих сдавать имущество в аренду не ниже цены, которая была определена путем оценки.

Исключение – случай, когда договор аренды без проведения торгов перезаключается с прежним арендатором, надлежащим образом выполнившим свои обязательства, на срок не менее трех лет[3]. Только в отношении данного случая в законодательстве прямо указывается, что размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта. И то здесь предусмотрен ряд исключений – например, возможна передача в аренду спортивным клубам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (то есть по цене ниже рыночной)[4].

Поэтому БУ может при проведении торгов использовать в качестве начальной (минимальной) цены договора сумму, отличающуюся от результата оценки в меньшую сторону. В подтверждение данного вывода обратим внимание на позицию ВАС: если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, госоргана, должностного лица, органов управления юрлица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной[5]. Аналогичной позиции придерживаются Минэкономразвития и ФАС: органы государственной власти и местного самоуправления при передаче государственного и муниципального имущества в аренду вправе устанавливать размер ставки арендной платы, отличающийся от рыночной стоимости, определенной оценщиком (ниже или выше ее уровня), а для случаев заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на торгах по собственному усмотрению устанавливают в качестве начальной (минимальной) цены договора арендную плату или плату за заключение договора, размер которых определяется в ходе проведения конкурса или аукциона[6].

 

Вопрос

По настоянию своего учредителя БУ предоставляет часть своего недвижимого имущества (стационарные торговые палатки) унитарному предприятию в безвозмездное пользование. Подлежит ли договор о предоставлении имущества в безвозмездное пользование государственной регистрации?

 

В соответствии с гражданским законодательством право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, иными федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[7], при этом правовые последствия для таких сделок наступают после госрегистрации (ч. 1 ст. 164 ГК РФ).

 

Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом госрегистрации не подлежит независимо от срока, на который он заключен.

 

По договору безвозмездного пользования (ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ч. 1 ст. 689 ГК РФ). При этом к такому договору применяется часть норм гражданского законодательства, которые относятся к договору аренды (ч. 2 ст. 689). Нормы, требующей госрегистрации договора, среди них нет. В федеральном законодательстве о госрегистрации прав на недвижимое имущество такое требование тоже отсутствует[8].

Получается, что договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом не подлежит государственной регистрации независимо от срока, на который он заключен. Здесь имеется одно исключение – госрегистрация этого договора необходима, если речь идет о безвозмездном пользовании объектом культурного наследия независимо от срока, на который заключен договор[9].

 

Вопрос

Кто имеет право подписания плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) бюджетного учреждения? Может ли данный документ быть подписан несколькими должностными лицами учреждения? Вправе ли первый заместитель директора учреждения утвердить ПФХД?

 

В соответствии с действующей нормативной правовой базой ПФХД бюджетного учреждения (план с учетом изменений) утверждается руководителем БУ, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя[10]. Поэтому варианты утверждения плана, о которых идет речь в заданном вопросе, должны быть указаны в нормативном правовом акте, принятом на уровне учредителя конкретного учреждения. Как правило, в этих актах утверждение плана относится либо к исключительной компетенции руководителя учреждения[11], либо к исключительной компетенции учредителя[12].

 

Варианты утверждения ПФХД должны быть указаны в нормативном правовом акте, принятом на уровне учредителя конкретного учреждения.

 

Однако могут быть и другие варианты – например, в отношении государственных БУ, находящихся в ведении Департамента здравоохранения Тульской области, действует правило, согласно которому перед утверждением плана директором департамента этот документ должен быть подписан руководителем учреждения или уполномоченным им лицом, руководителем финансово-экономической службы учреждения, главным бухгалтером учреждения и исполнителем документа[13].

 

Вопрос

Бюджетное учреждение, осуществляющее часть своих закупок в рамках Закона № 223-ФЗ[14], разместило в ЕИС план закупок на год только в середине января начавшегося года. Грозит ли штраф за несвоевременное размещение плана?

 

В федеральном законодательстве указывается, что сроки размещения плана закупки в ЕИС устанавливаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). В свою очередь, Правительством РФ установлено, что план закупки размещается в ЕИС в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана, но не позднее 31 декабря текущего календарного года[15].

Если данный срок не соблюден – это административное правонарушение, влекущее административную ответственность: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 7.32.3 КоАП РФ).

 

Вопрос

Бюджетное учреждение осуществляет часть своих закупок по Закону № 223-ФЗ. Годовой доход учреждения из всех источников при этом составляет менее 50 млн. руб. Обязано ли учреждение утверждать и размещать в ЕИС перечень товаров, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)? Если нет, но учреждение уже разместило такой документ, является ли это нарушением законодательства?

 

Пользуясь своим установленным в законе правом, Правительство РФ определило особенности участия МСП в закупках, осуществляемых по Закону № 223-ФЗ[16]. В соответствии с данными правилами для закупок, участниками которых могут являться только такие субъекты, заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у МСП. Перечень должен быть размещен в ЕИС.

 

Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у МСП, размещают в ЕИС только заказчики, годовой объем выручки которых превышает 2 млрд руб.

 

Однако соблюдать все эти правила должны только заказчики, годовой объем выручки которых от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 2 млрд руб.[17] Таким образом, бюджетному учреждению, которое задало вопрос, такой перечень формировать и размещать в ЕИС не нужно. И хотя в явном виде создание и опубликование этого документа административным нарушением не будет, его все-таки лучше аннулировать – для него нет правовых оснований, а его наличие может быть воспринято контролирующими органами как нарушение такого принципа закупок, как отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

 

Вопрос

Вправе ли бюджетное учреждение инициировать создание своего филиала? Куда нужно направлять соответствующее предложение и какие еще действия для этого необходимо совершить?

 

Право бюджетных учреждений как юридических лиц создавать свои филиалы закреплено в гражданском законодательстве и в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях[18]. При этом конкретные правомочия БУ по созданию филиалов должны быть определены его учредителем в уставе учреждения. Как правило, в уставах указывается, что решение о создании филиала учреждением принимается органом, выполняющим функции и полномочия его учредителя, на основе предложения учреждения.

 

Бюджетные учреждения как юридические лица имеют право создавать свои филиалы.

 

При создании такого обособленного подразделения организации, как филиал, следует учитывать, что филиал не является юридическим лицом. Его наделяет имуществом создавшее его юрлицо (в данном случае бюджетное учреждение), филиал действует на основании утвержденного этим лицом положения, руководитель филиала назначается также этим лицом и действует на основании полученной от него доверенности, а сведения о филиалах юридического лица должны быть указаны в ЕГРЮЛ. Как следствие принятия учредителем решения о создании филиала бюджетное учреждение должно:

  • разработать и утвердить положение о филиале;
  • внести изменения в свой устав – законодательство требует, чтобы в нем указывались сведения о филиалах[19];
  • при необходимости открыть лицевой счет филиала в Казначействе;
  • внести изменения в свою бухгалтерскую учетную политику (если филиал выведен на отдельный баланс);
  • в установленном порядке поставить филиал на учет в ИФНС, ПФР и ФСС[20].

Отметим, что в соответствии с налоговым законодательством организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (абз. 2 ч. 1 ст. 83 НК РФ). Например, если учреждение зарегистрировано в одной из районных налоговых инспекций областного центра, а филиал создается в одном из муниципальных районов области, то учреждению необходимо встать на учет и в районной налоговой инспекции в этом районе. Аналогичное требование существует и в отношении постановки на учет в ПФР и ФСС (ч. 3 ст. 14 Закона об НКО).

 

Вопрос

В уставе БУ указано, что, помимо обеспечения доступа к спортивным объектам, учреждение может оказывать услуги «в области физкультуры и спорта». Подпадает ли под эту формулировку реализация программ дополнительного образования в области физкультуры и спорта? Или образовательные услуги должны быть указаны в уставе отдельно?

 

Федеральное законодательство о некоммерческих организациях требует, чтобы в уставе бюджетного учреждения был указан исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (абз. 5 ч. 3 ст. 14 Закона об НКО). Отметим, что данный перечень влияет на то, какой деятельностью учреждение может заниматься в целом, и на то, какие платные услуги или работы оно вправе оказывать или выполнять.

 В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «вид деятельности». Поэтому вроде бы соответствующие формулировки в уставе могут быть достаточно произвольными и широкими. Вполне возможно, из-за того, что учреждение будет реализовывать программы дополнительного образования в области физкультуры и спорта в рамках оказания «услуг в области физкультуры и спорта», никаких проблем и не будет – контролирующие органы просто не обратят на это внимания. Но во избежание возможных рисков рекомендуется подойти к этому вопросу более тщательно. Для этого при указании видов деятельности бюджетного учреждения в его уставе можно ориентироваться на перечень нормативно установленных экономических видов деятельности[21] и использовать формулировки из него.

 

При указании видов деятельности БУ в его уставе рекомендовано использовать формулировки из перечня нормативно установленных экономических видов деятельности.

 

В данном случае соответствующим видом деятельности должно быть «Образование в области спорта и отдыха» (разд. «Р» «Образование», код 85.41.1). Отметим, что этот вид деятельности согласно классификатору включает в себя: 1) спортивное обучение (баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т. д.); 2) обучение в спортивных лагерях; 3) обучение гимнастике; 4) обучение в школах верховой езды; 5) обучение плаванию; 6) услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров; 7) обучение боевым искусствам; 8) обучение йоге. Но этот вид деятельности не включает занятия спортом в общеобразовательных школах, колледжах и университетах.

 



[1]Статья. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

[2]Части 9 и 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).

[3]Часть 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[4]Пункт 2 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

[5]Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком».

[6]Письмо Минэкономразвития РФ № 19491-ЕЕ/Д05и, ФАС РФ № АК/32618/14 от 14.08.2014.

[7]Часть 1 ст. 131 ГК РФ.

[8]Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о госрегистрации).

[9]Часть 2 ст. 609, ч. 3 ст. 689 ГК РФ, ч. 1 и 4 ст. 26 Закона о госрегистрации.

[10]Пункт 22 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

[11]См., например, п. 3.1 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования «Город Архангельск», утв. Постановлением мэрии г. Архангельска от 28.10.2011 № 502.

[12]См., например, п. 3.2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, утв. Постановлением администрации г. Воткинска от 20.12.2016 № 2789.

[13]См. разд. III Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Департамента здравоохранения Тульской области, утв. Приказом департамента здравоохранения Тульской области от 29.10.2010 № 479.

[14]Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[15]Пункт 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908.

[16]Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее – Постановление № 1352).

[17]Пункт 2 Постановления № 1352.

[18]Статья 55 ГК РФ, ст. 5 Закона об НКО.

[19]Часть 3 ст. 14 Закона об НКО.

[20]Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц – граждан РФ, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утв. Приказом Минфина РФ от 05.11.2009 № 114н; Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ПФ РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 13.10.2008 № 296п; Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ПФ РФ страхователей, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 959н.

[21]ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Руководитель бюджетной организации, №2, 2018 год

Специальные предложения Аюдар Инфо